ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
материал на тему

Галиева Алсу Мирхазияновна

Анализ и самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka_pamyatka_uchitelyu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка результата работы учителя на уроке:

  • Целенаправленность его деятельности на уроке,
  • Характер отношений с учащимися;
  • Индивидуально-личностный подход к учащимся;
  • Дифференцированный подход к обучению;
  • Умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала,  методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;
  • Работа учителя по формированию и развитию общеучебных умений и навыков;
  • Работа по развитию познавательного интереса;
  • Работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
  • Сфокусированность усилий на формирование понятий;
  • Развитие общих способностей учащихся;        
  • Объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;
  • Эффективность усилий, развивающих личность;
  • Эффективность воспитывающих влияний.

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ 

  1. Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
  2. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
  3. Обосновать постановку  цели урока, тип и его структуру.
  4. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
  5. Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  6. Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
  7. Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

Примерные вопросы для самоанализа

  1. Была ли достигнута цель урока?
  2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
  3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
  4. Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
  5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
  6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?
  7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

Общая схема анализа урока

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока.

3. Организационное начало урока:

1.   готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

2.   подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

3.   подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4. Организационная структура урока:

1.   мобилизующее начало урока;

2.   последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

3.   насыщенность урока и темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

1.   обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

2.   соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

3.   соотношение практического и теоретического материала;

4.   связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

1.   цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

2.   обоснование выбора методов обучения;

3.   пути реализации дидактических принципов в обучении;

4.   индивидуализация и дифференциация в обучении;

5.   взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

  1. мотивация учебной деятельности учащихся
  2. научность и доступность изложения новых знаний;
  3. использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
  4. организация закрепления учебного материала;
  5. организация самостоятельной работы учащихся;
  6. проверка и оценка знаний и умений учащихся;
  7. вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
  8. отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
  9. задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
  10. пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
  11. эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
  12. контакт учителя с классом и т.д.

8. Деятельность учащихся:

1.   подготовка рабочего места;

2.  поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

3.   интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

4.   состояние их устной и.письменной речи;

5.   знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

6.   отношение учащихся к учителю;

7.   степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

8.     рефлексивная деятельность учащихся на уроке;

9.    взаимооценка  работы учащихся.

9. Выводы:

1.   выполнение плана урока;

2.   достижение целей урока;

3.   особенно интересное и поучительное на уроке;

4.   что произвело на уроке наибольшее впечатление;

5.   какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

6.   оценка урока.

 10.Рекомендации:

Типы анализа:

  • Полный - контроль  качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы;
  • Краткий – Общая оценка  качества основных дидактических категории;
  • Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока.
  • Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
  • Структурный- Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.

Виды анализа:

  • Дидактический (реализация  дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала),
  • Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.)
  • Воспитательный ( анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения),
  • Методический ( целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся)
  • Организационный -анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности.

Анализ управления вниманием учащихся на уроке:

1. Как стимулируется интерес к содержанию урока?

2. Как создается установка быть внимательным?

3. Как раскрыта практическая значимость изучаемого на уроке материала?

4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания ( яркость, новизна, структурирование и пр.)?

5. Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?

6.  Как выбирается темп ведения урока?

7. Как организуется активность учащихся на уроке?

8. Как используются учителем собственные индивидуальные особенности в организации внимания учеников?

Анализ урока с точки зрения обеспечения качественного восприятия материала

1.Как создается установка на восприятие преподаваемого материала?

2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов?

3. Как учитывается фон восприятия при изложении материала?

4. Как используется прошлый опыт учеников при организации восприятия нового материала?

5. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач?

6. Как организовано обучение перцевтивным действиям?

7.   Как учитываются закономерности развития восприятия?

8. Как учитываются различные виды восприятия?

Анализ урока с точки зрения учета закономерностей функционирования и развития мышления:

1.Степень подготовленности урока с точки зрения создания у учащихся целей умственной деятельности.

2. В какой мере формируются у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение)?

3. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала?

4. Происходит ли в процессе объяснения ( и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала?

5.Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся?

6. Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся, связывается ли содержание урока с мотивацией учебной деятельности школьников?

Анализ степени включенности в учебную деятельность воображения учащихся:

1.Была ли создана на уроке творческая атмосфера, позволяющая в рассуждениях выходить за пределы постулированной данности?

2. Предпринимались ли попытки осмысления материала с опорой на представления образов материального мира?

3. Присутствуют ли в изложении материала обращения к процессам агглютинации, схематизации, гиперболизации, подчеркивания, типизации, попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях?

4. Прибегают ли участники учебного процесса к построению аналогий, какие приемы при этом используются?

5. Присутствует ли активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей и педагогов

Формирование и поддержка учебной мотивации у детей....

Памятка по безопасности для педагога и родителей

Материал может быть использован для бесед с учащимися в школе и дома. Можно с ребятами сделать книжку [малышку с их рисунками в группе продленного дня....

Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога) Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они мо...

Памятка педагогам для общения с детьми.

Советы учителям как быть с детьми сдержанными....

памятка педагогу

памятка для педагога...

Памятка педагогам с детьми ОВЗ

Необходимые рекомендации при работе с детьми ОВЗ....

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С УЧЕНИКАМИ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ

В связи с необходимыми мерами по предотвращению распространениякоронавирусной инфекции и защиты здоровья детей Министерствопросвещения России рекомендовало перейти на дистанционную формуобучения на пе...