Основные компоненты образовательного процесса при системно-деятельностном подходе
статья на тему

Сидорова Светлана Владимировна

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_doklad_1.docx19.29 КБ
Файл shmo_doklad_2.docx39.14 КБ
Файл shmo_doklad_3.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов : С.В.Сидорова

(ШМО,  протокол №2 от 05.11.15г.)

Основные компоненты образовательного процесса при

системно-деятельностном подходе

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также - система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии). Таким образом образовательные цели ученика относятся к способам изучения этих объектов, а не только к изучаемым объектам. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы и ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

2. Содержательный компонент указывает на то, что содержание образования должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание как таковое уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыслительная деятельность как метадеятельность;

Содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской), в то время как содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества. Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности, а не только на сохранение мира. И при таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию естественнонаучной картины мира. Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности обучаемого. Системно-деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на формирование способностей и освоение универсальных способов мыслительной деятельности. При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания, а при системно-деятельностном подходе на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыслительной деятельности и конструирование эвристической ситуации. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою. Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

4. Рефлексивно-оценочный компонент придает особую значимость процессу осознания субъектом обучения своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности обучаемые не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения, таким образом можно выделить некоторые показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:

• педагог по отношению к каждому учащемуся имеет гуманистическую оценку;

• видит предметный курс системно в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

• цели курса, темы, урока проектируются исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;

• педагог на основе развития личностных потребностей учеников создает мотивационно-целевое пространство уроков;

• организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;

• организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;

• организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

• владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания;

осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математике

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние не процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

 Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

 Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

 Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

 Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации.

На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

 Учитель начальных классов : С.В.Сидорова

(ШМО,  протокол №5 от 21.01.16г.)

Формирование ИКТ-компетентности на уроках математики и русского языка  в начальной школе.

Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной школы является ее информатизация. Формирование информационно коммуникативной компетентности младших школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Придя в начальную школу, многие дети уже имеют опыт общения  с компьютером. Дети умеют включать компьютер, знают его основные части (монитор, клавиатура, мышь, системный блок).  Но, к сожалению, их опыт ограничивается компьютерными играми. Дети воспринимают компьютер как интересную игрушку. Поэтому  большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. А ведь у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы они воспринимают с трудом. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

 

С целью закрепления навыка работы в программе Microsoft Word на уроках русского языка и математики я предлагаю детям следующие виды заданий. К каждому заданию предлагаю упрощённую инструкцию или памятку по выполнению задания на компьютере. Для проверки данные работы проецируются на экран. Работа обсуждается классом. Выявляются  не только предметные ошибки, но и ошибки работы в программе Microsoft Word.

Математика:

  1. Во время математического диктанта один ученик оформляет ответы на компьютере в программе Microsoft Word.

Алгоритм:

  1. Создай документ Microsoft Word.
  1. Установи размер шрифта 24.
  1. Для записи ответов используй клавиши с цифрами.
  1. Ответы записывай через  два пробела.
  1. Сохрани документ.

  1. Найти значение выражений и записать их. Для правильного передвижения курсора пользуйся стрелками на клавиатуре или мышью

32 : 2 х 4 =

78 : 2 + 43 =

  1. Вставить вместо букв в числовые равенства числа так, чтобы равенства стали верными. Предварительно удали букву.

22 : а + 3 = 15                        

24 +  4 х 3 = а + 24

Алгоритм:

  1. Установи курсор на буквенное обозначение в равенстве.
  1. Двумя кликами левой клавиши мышки выдели букву.
  1. Цифровыми клавишами на клавиатуре вставь число.
  1. Сохрани документ.

  1. Задача.

Лифт сделал три рейса. Каждый раз он поднимал 6 человек, а опускал 4 человека. На какие вопросы ты ответишь, выполнив действия?

Числовое выражение

Правильные вопросы.

Варианты вопросов

6 х 3

Сколько человек лифт поднял за два рейса?

4 х 2

Сколько человек лифт поднял за 3 рейса?

6 + 4

Сколько всего человек перевёз лифт за три рейса?

6 х 2

На сколько больше человек лифт поднял, чем опустил за 3 рейса?

6 х 3 – 4 х 3

Сколько человек лифт опустил за 3 рейса?

6 х 3 + 4 х 3

Сколько человек лифт поднял и опустил за один рейс?

Алгоритм:

  1. Выбери в колонке «Варианты вопросов» подходящий вопрос.
  1. Выдели его.
  1. «Перетащи» вариант вопроса в колонку «Правильные вопросы» напротив подходящего выражения. Для этого нажми левую кнопку мыши и перетяни выделенный текст в  нужную ячейку.
  1. Сохрани документ.

  1. Составь таблицу к задаче (работа выполняется под руководством учителя).

За 9 марок Нина заплатила 45 рублей, а Марина за такие же марки заплатила 35 рублей. Сколько марок купила Марина?

Алгоритм:

  1. Создай документ Microsoft Word.
  1. Установи расположение листа горизонтально, для этого на верхней панели инструментов выбери: “Разметка страницы” – “Ориентация” – “Альбомная”.
  1. На верхней панели инструментов выбери «Вставка»
  1. Найди «Таблица», щёлкни левой клавишей мыши.
  1. Выбери «Вставить таблицу»
  1. В «размере таблицы» укажи необходимое количество столбцов и строк. Нажми «ок»
  1. В верхних строках таблицы запиши, что будешь указывать в каждом столбике: «покупатели», «цена», «количество марок», «стоимость всех марок». Подбери подходящий размер шрифта.
  1. Подумай,  какие ячейки таблицы необходимо объединить. Объедини их следующим образом:
  • Выдели необходимые ячейки.
  • Нажми правую клавишу мыши.
  • Выполни операцию «объединить ячейки».
  1. Вставь числовые данные в таблицу.
  1.  Сохрани документ.

Русский язык.

  1. Распредели слова в при столбика: река, озеро, море, лужа, болото, ручей, родник, заводь, затон. Слово, значение которого тебе не известно, выдели полужирным шрифтом.

Женский род

Мужской род

Средний род

Алгоритм:

  1. Выдели слово двумя щелчками  левой клавиши мыши.
  1. Перетащи слово в нужный столбик таблицы.
  1. Для выделения слова полужирным шрифтом используй главную панель инструментов.
  1. Сохрани документ.

  1. Найди среди слов третьего столбика проверочные и перетащи их во второй столбик.

Проверяемое слово

Проверочные слова

Однокоренные слова

Чистота

Чистенький, чистюля, очищать, вычистить.

Стрелок

Стрелы, выстрел, стрельба, перестрелка

Вязать

Связка, вязка, вязальные (спицы).  

Подливать

Подливка, наливать, лить

Объявление

Заявка, объявить, заявить, заявление

Светильник

Светлячок, свет, светает, светлый, рассвет

Алгоритм:

  1. Выдели слово двумя щелчками  левой клавиши мыши.
  1. Кликни правой клавишей мыши
  1. Выбери команду «вырезать»
  1. Поставь курсор в нужную ячейку
  1. Кликни правой клавишей мыши
  1. Выбери команду «вставить»
  1. Сохрани документ.

  1. В каждой группе слов найди лишнее и удали его.
  • Лепет, лепить, лепной, вылепить, лепщик.
  • Седой, седина,  проседь, седоватый, сел.
  • Слеза, слезливый, слезинка, слезать, прослезиться.
  • Медь, медяк, медовый, медный.

Алгоритм:

  1. Выдели слово двумя щелчками  левой клавиши мыши.
  1. Кликни правой клавишей мыши.
  1. Выбери команду «удалить»
  1. Сохрани документ.

  1. Распредели предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст. Однокоренные слова выдели полужирным шрифтом.

Однажды Ваня с ребятами пошли в лес за щавелем. Вокруг пчельника густо росли липы. Вдруг ребята услышали плачь. Незаметно они забрели за пчельник. Сквозь ветки лип были видны пчелиные домики, а над ними летали пчёлы. Ваня подошёл к мальчику и отвёл его домой. Это плакал сын пчеловода Петя.

1.

2.

3.

4.

Алгоритм:

  1. Найди необходимое предложение и выдели его с помощью мыши.
  1. Кликни правой клавишей мыши и выполни команду «вырезать».
  1. Поставь курсив в нужную ячейку таблицы.
  1. Выполни команду «вставить».
  1. Сохрани документ.

  1.  Выполни разбор слова, как части речи, для этого удали лишние записи:

Подбежал  –

  1. Отвечает на вопрос   какой? что? что сделал?
  2. Обозначает предмет, признак предмета, действие.
  3. Изменяется по временам, по родам, по падежам.
  4. Это глагол, имя существительное, имя прилагательное.
  5. Начальная форма – что сделать? – подбежать

                                что делать? – бежать

                                что? – бег

  1. Употреблено в форме: настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени, единственного числа, множественного числа, мужского рода, в женского рода, среднего рода, 1 лица, во 2 лица, 3 лица.

 

Для тех детей, которые уже ориентируются в сети интернет, предлагаю находить необходимый материал, используя поисковую систему Яндекс.

  1. Открой страничку Яндекс
  1. Введи в поисковое окно ключевые слова необходимой информации.
  1. Нажми НАЙТИ
  1. Из предложенных поисковиком сайтов открой нужный тебе.
  1. Изучи информацию сайта.
  1. Вдели важную часть текста или картинку и скопируй её.
  1. Сверни окно интернета.
  1. Создай документ Microsoft Word.
  1. Вставь скопированную часть текста или картинку.
  1. Сохрани документ.

Есть в классе и такие дети, которые уже пробуют свои силы  в программе Роwer Point. Им я предлагаю такой алгоритм работы:

Алгоритм создания презентации

1

Открой Роwer Point (ПУСК – Программы – Роwer Point или значком http://festival.1september.ru/articles/104027/img1.gif на рабочем столе или панели задач)

2

Выбери Пустую презентацию

3

Создай слайд– автомакет Титульный слайд

Формат – Фон – Другие цвета - выбрать подходящий цвет.

Способы заливки – выбрать способ.

Формат – Применить шаблон оформления – выбрать подходящий шаблон

4

Заголовок слайда – Введи название презентации

Подзаголовок слайда – Ввести текст: Ф.И. автора, класс.

5

Вставка – Новый слайд – выбрать подходящий автомакет

6

Произведи оформление слайда согласно п. 3

7

Произведи заполнение слайда согласно разметке слайда.

8

Создай новый слайд с помощью значка на панели инструментов http://festival.1september.ru/articles/104027/img2.gif

9

Произведи оформление и заполнение слайда.

10

Создай и заполни необходимое количество слайдов.

11

Переходить по готовым слайдам можно с помощью левой панели Роwer Point

12

Осуществить анимацию объектов слайдов можно с помощью: Показ слайдов – Настройка анимации или значка на панели инструментов img3.gif (230 bytes)

13

Запусти презентацию клавишей F5 или с помощью Показ слайдов.

В дальнейшей своей работе планирую проводить работу с учащимися по оформлению портфолио, защиту проектов в программе Роwer Point.

Литература:

1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

2.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.

3.  Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. -  №7. – С. 30 – 32.

4.  Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

5.  Колесникова Ю. А. Первое место  - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.

6.  Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

7. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.

 8. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Погорельская ОШ»

 

Доклад:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С           ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

Учитель  начальных классов

 Сидорова Светлана Владимировна

( Протокол №4 от 29.03.17г.,  ШМО)

д. Погорелье

2017г.

 

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка–  …  это, прежде всего, забота о гармонической полноте

всех физических и духовных сил, и

венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А.Сухомлинский

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические заболевания – 15,9 до 17,3%.  Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса  на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во

время каникул. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики, главной отличительной особенностью которой является приоритет здоровья среди других направлений работы школы.

Исследуя тему здоровьесбережения в педагогике и образовательном процессе, изучая сущность и особенности здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, применяемых в школе,  я поняла, что применение технологий возможно только в процессе реализации индивидуального плана работы каждого учителя, который будет постоянно, на каждом уроке, системно применять здоровьесберегающие технологии, учитывая особенности возраста, физические и психические особенности класса и каждого обучающегося.

Здоровьеформирующие образовательные технологии – это программы и методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология - это

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
  • необходимый достаточный и рационально организованный двигательный режим [3].

Информатизация начальной школы – это не преподавание основ предмета информатики младшим школьникам, а широкое применение информационных технологий в начальном образовании с целью развития личности каждого ребёнка. Использование информационных технологий в учебном процессе даёт возможность эффективно решать актуальнейшие задачи начального образования.

- Повышать познавательную мотивацию, делая процесс обучения интересным и продуктивным.

- Развивать навыки самостоятельности и самоконтроля (выполнять извечную проблему начальной школы: «научить ребёнка учиться»).

- Включить в работу всех детей класса, даже самых инфантильных, застенчивых и пассивных. Обеспечить эффективность урока и успешность каждому ученику.

- Достичь оптимального общего развития каждого школьника, развивая его мышление, волю, чувства, нравственные представления [2].

Компьютер сегодня занял своё ведущее место в образовании и становится универсальным средством в обучении. Он позволяет показать всё в движении, проанализировать события, поставить определённые проблемы, организовать совместную деятельность учителя и учащихся, при котором можно управлять учебным процессом, обеспечивая каждому ученику свой путь деятельности и свой темп, тем самым, создавая комфортные условия для развития личности ребёнка, способствуя успешному усвоению знаний. Уроки с использованием компьютерных технологий особенно необходимы в начальной школе, т.к. дети младшего возраста имеют наглядно-образное восприятие окружающего мира, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше наглядного материала, который помогает ребёнку воспринимать новое. При этом ребёнок использует в процессе восприятия не только свои зрение и слух, но, что особо важно, и фантазию, и воображение, и эмоции. Информационные технологии позволяют разнообразить  деятельность школьника, чтобы вызвать наибольший интерес к тому, что происходит на уроке, пробудить их активность.

В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики. Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса.

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

1) какие темы стоит “поддерживать” компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2) какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3) какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4) какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5) как организовать компьютерные занятия.

Но повсеместное проникновение средств ИКТ в начальную школу делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников. Многих проблем в этой области удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал бы процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, а работал бы в строгих и четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды школы. В частности, формирование и развитие здоровьесберегающей среды школы включает в себя ряд мероприятий, непосредственно связанных с использованием средств ИКТ, а именно:

  • повышение компетентности и уровня знаний педагогов  в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по здоровьесберегающему сопровождению учебно-воспитательного процесса;
  • организация учета динамики работоспособности школьников во время учебно-воспитательного процесса;
  • организация чередования различных видов деятельности;
  • организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса
  • организация динамических пауз во время обучения [3].

На уроках в начальной школе есть возможность чередовать виды деятельности.  Так на одном уроке мы можем развивать диалогическую и монологическую речь, закреплять навыки чтения и аудирования, совершенствовать лексико-грамматические навыки. Если учащимся интересно на занятиях, то у них лучше работает память, воображение, внимание. Они раскрепощаются и легче включаются в групповые виды деятельности, при этом максимально снимается психологический барьер. В режим дня учащихся начальных классов я включаю ежедневную утреннюю зарядку, физкультурные паузы и подвижные перемены. С их помощью  увеличивается объём двигательной активности школьников. Полезно разглядывание стереограмм — это популярная интернет-забава, которая не только увлекательное занятие, но и оздоровительная гимнастика для глаз. Большое   значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось

введение мною элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой.

Назову некоторые из этих приёмов, которые использую в своей работе:

1. Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения.

2. Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на экране изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.

«Весёлые человечки». На экране схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

Офтальмотренажёры.

Например,

1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?        
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

2) Тарелки с разноцветными кругами. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

3) Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу. После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

4) Подушки (задания те же, что и с «тарелками»).

5) Витражи в домике (задания аналогичные, что и с « ковриком».

6)Цветовые карточки, цветовое табло.

С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. В последнее время,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток можно создавать с помощью программы PowerPoint или пользоваться  материалами библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Например: «Золотая осень», «На море», «Городок», «Лови снежинку». Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, природоведения, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы. Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») [5]. Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю. Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице 1 (по Н. Т. Лебедевой) [1].

Табл. 1

Класс

1 - 4

Длительность работы с компьютерами

15 мин

Количество занятий в день

1

Гимнастика для глаз

3-5 упражнений по 5 и более раз каждое

Физкультминутка на рабочем месте

7-8 упражнений по 4-6 раз каждое

Длительность перерывов между занятиями

10-20 мин

Итак, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий с использованием ИКТ в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

                                      Список литературы:

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома [Текст] /В.Ф. Базарный. М., 2005.

2. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя: науч.-метод. Пособие [Текст] /Е.И. Блинова, Р.Я. Симонян, Е.В. Мезенцева – Челябинск – Верхний Уфалей: изд-во образовательного центра «Симарс», 2007.

     3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и      компьютер [Текст] / В. И. Ковалько - М., 2007. - 302 с.

      4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28       марта 2002 г. N 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе», подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей, и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования. Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, член коллегии А.В. Баранников.

5. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"

Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...

«Обучение в сотрудничестве» КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕ НИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Данная технология включает несколько вариантов организации деятельности : ...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе ДОУ. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разраб...

«Особенности основных компонентов образовательного процесса при системно – деятельностном подходе»

Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко ...

Современные образовательные технологии в образовательном процессе. Системно – деятельностный подход в обучении.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные п...

Основные принципы организации уроков в системно-деятельностном подходе.

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Этим и определяется системно-деятельностный подход в образовании.Вы не должны огорча...