Рабочая программа "Чтение с увлечением"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Видякова Юлия Юрьевна

Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на  основе Программы «Вдумчивое чтение», автор Е.В.Посашкова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_s_uvlech.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на  основе Программы «Вдумчивое чтение», автор Е.В.Посашкова.

Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Введение курса «Чтение с увлечением» поможет  решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Общая характеристика курса

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов: 

  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые в курсе, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков литературного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанные ею этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.        

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятиях для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

Тип программы: тематическая, реализующая художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.

Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников.

Задачи:

  • совершенствование навыка чтения обучающихся;
  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки,         полученные на уроках литературного чтения;
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.

Практическая значимость курса заключается в умении:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Курс «Чтение с увлечением» имеет тесные межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.

Программа предназначена для обучающихся 7-10 лет. Чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. Предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования.  Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие,  предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

Режим занятий обусловлен нормативно- правовой  общеобразовательной базой, ориентированной на обучение детей  младшего школьного возраста.

        Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в городской детской библиотеке.

Описание места курса

Программа курса «Чтение с увлечением»  рассчитана на 2 четверти, по 1 часу (18 часов).

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Содержание программы занятий курса «Чтение с увлечением» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Чтение с увлечением»

1 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах;

Обучающийся получит возможность для формирования:

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– любви к природе, интереса к произведениям народного творчества;

– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок и рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– читать тексты и понимать их фактическое содержание;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выполнять логические действия (анализ, сравнение);

– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

– принимать участие в обсуждении прочитанного.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.

В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

– определять автора книги и ее название;

-  знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление;

- определять возможное содержание книги по её иллюстрациям;

– участвовать в организации выставки книг.

Содержание курса

1 класс

В программу 1 класса включены русские народные сказки, авторские сказки  К.И. Чуковского, В.Сутеева, С.Прокофьевой, авторские сказки зарубежных писателей Г.Х. Андерсена, Ш. Перро.

Детский фольклор представлен потешками, считалками, загадками. Первоклассники знакомятся с творчеством отечественных поэтов А.Л.Барто, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н.Стожковой,  Г.Остера, В. Степанова, В.Берестова, Э.Успенского.

 Знакомство с рассказами представлено по двум темам. Это рассказы о детях Л.Н.Толстого и рассказы о природе М.Пришвина, Е.Чарушина, В. Бианки, А.Тамбиева.

В завершении курса обучающиеся знакомятся с детскими журналами ««Весёлые картинки», « Дисней», «Вини и его друзья», «Свирелька», «Тошка и компания».

Тематическое планирование

1 класс

№ урока

Тема урока

Основные знания

Виды деятельности

День первого посещения. Вводное занятие

Название залов библиотеки. Правила поведения в библиотеке

Беседа. Презентация детских книг

Как живёшь Книжкин дом?

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

Просмотр мультфильма «Гришины книжки». Беседа о бережном отношении к книгам. Практикум

Сказки дедушки Корнея. К.И. Чуковский

Умение задавать и  отвечать на вопросы по содержанию

Выразительное чтение, слушание. Рассматривание иллюстраций

Сказки дедушки Корнея. К.И. Чуковский

Умение соотносить иллюстрацию с текстом

Чтение отрывков наизусть, иллюстрирование

Стихи – друзья хорошие. А.Л.Барто

Умение слушать, выразительно читать стихотворения

Выставка книг. Выразительное чтение. Слушание

Стихи – друзья хорошие. А.Л.Барто

Уметь определять название стихотворения по соответствующей иллюстрации. Уметь выразительно читать наизусть

Определение названия стихотворений по иллюстрациям книги. Чтение стихотворений наизусть

Про всё на свете. С.Я.Маршак

Уметь выразительно читать. Соотносить отрывки из произведения с алфавитом

Беседа. Дидактические игры на закрепление знаний алфавита

Дядя Стёпа всем знаком. С.В. Михалков

Уметь отвечать на вопросы. Учиться задавать вопросы по прочитанному. Умение слушать собеседника

Характеристика главного героя. Комбинированное чтение. Просмотр мультфильма

Стихи про зверят. Н.Стожкова

Умение соотносить иллюстрацию и текст

Беседа. Дидактические игры на закрепление знаний алфавита

Фольклор – детям. Потешки, считалки

Что такое устное народное творчество

Беседа. Чтение потешек. Конкурс на лучшую считалку

Фольклор – детям. Загадки

Как создаются загадки. Загадки в прозе и стихах

Конкурс загадок. Групповая творческая работа по составлению загадок

Русские народные сказки

Особенности русской народной сказки

Краткий пересказ сказки. Инсценирование

Русские народные сказки

Особенности русской народной сказки

Чтение по ролям, инсценирование, характеристика героев сказки

Сказки и картинки В.Сутеев

Умение слушать, задавать вопросы, кратко пересказывать, инсценировать прочитанное

Просмотр отрывков мультфильма Обсуждение образов-персонажей. Краткий пересказ. Инсценирование

Машины сказки. С.М. Прокофьева

Умение читать по ролям. Давать характеристику героям сказки, оценивать поведение героя по его поступкам

Чтение по ролям. Инсценирование. Обсуждение главных героев.

Сказки зарубежных писателей. Г.Х. Андерсен

Уметь кратко пересказывать. Соотносить автора и сказку

Краткий пересказ сказки. Выставка книг. Словесное рисование. Викторина

Сказки зарубежных писателей  Ш. Перо

Уметь кратко пересказывать. Соотносить автора и сказку

Краткий пересказ сказки. Выставка книг. Словесное рисование. Викторина

Большие и маленькие. Е.И.Чарушин

Знания о животных, их образе жизни и повадках.

Выставка книг писателя. Рассматривание иллюстраций. Сравнение сказки и рассказа. Комбинированное чтение

Описание необходимого учебно-методического и материально - технического обеспечения курса

1.Учебно-методическое обеспечение:

Материалы для учителя:

Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009

Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста, «Оникс21 век», 2007

Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения М: АСТ Астрель, 2000

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Материалы для учащихся:

Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011

2.Наглядные пособия:

- демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов;

- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;

- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

- иллюстрации к литературным произведениям.

3.Технические средства:

- компьютер;

- мультимедийный проектор и экран.

Планируемые результаты

Предметные знания:

1 уровень

- название залов библиотеки;

- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

- что такое устное народное творчество.

2 уровень

– знать некоторых авторов  книг и их название;

3 уровень

- знать наизусть 2-3 стихотворения;

- особенности русской народной сказки:

- знать детскую периодику.

Предметные умения:

1 уровень

-  определять автора книги и ее название;

-  соотносить иллюстрацию с текстом;

- читать по ролям.

2 уровень

- задавать и  отвечать на вопросы по содержанию;

- пересказывать прочитанное;

-давать характеристику герою по его поступкам

3 уровень

– определять возможное содержание книги;

- рассказывать о полученной информации из журнала;

- сравнивать, обобщать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому ...

Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Русский язык с увлечением 3 класс Коваленко Л.Н. (рабочая программа, содержание программы, планируемые результаты освоения курса)

Русский язык с увлечением 3 класс Коваленко Л.Н. (рабочая программа, содержание программы, планируемые результаты освоения курса) ...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Учение с увлечением"

Цель программы «Учение с увлечением» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка, математике, литературному чтению, окружающему миру, ...

Рабочая программа кружка " Английский с увлечением"

Программа «Английский с увлечением» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4 к...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Математика с увлечением" 2класс

Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных ...

Методическая разработка рабочей программы для 2 класса "Чтение с увлечением. Удивительный мир природы."

1.Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 2 класс.  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Удивительный мир природы» (литерат...