Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Методическая разработка рабочей программы для 2 класса "Чтение с увлечением. Удивительный мир природы."

    Дегтерева Татьяна Борисовна

    1.Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 2 класс.  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Удивительный мир природы» (литературного чтения + окружающий мир)

    Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей 7—8 лет.

                  Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 15_programma_2_kl_chtenie_s_uvlecheniem.docx32.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа интегрированного курса «Удивительный мир природы» (литературного чтения + окружающий мир)

    Составлена учителями начальных классов ГБОУ СОШ №451 Дегтеревой Татьяной Борисовной, Рачковой Наталией Александровной

                                        Пояснительная записка

               Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 2 класс.  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Удивительный мир природы» (литературного чтения + окружающий мир) составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года).

                  Одной из главных реформ общеобразовательной и профессиональной школы школьников является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком—основной формой учебного процесса, в начальных классах школ всё большее значение приобретает внеурочная работа.

                   Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей 7—8 лет.

                   Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

                 Актуальность программы обуславливается потребностью общества развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений природоведческого характера, а именно рассказов и сказок о родной природе. Произведения природоведческого характера имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о родной природе, помогают усвоить высокие нравственные принципы.

                  Основным требованием стандарта второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что данный курс способствует формированию читательской компетентности второклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

                      Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

                       Основными целями интегрированного курса «Удивительный мир природы» являются:

    • развитие интереса у обучающихся к произведениям природоведческого характера, понимание идейного содержания сказок, рассказов о природе, оценивание поступков героев и событий;
    • формирование познавательного интереса к урокам литературного чтения, окружающего мира и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
    • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством изучения произведений о природе;
    • духовно-нравственное развитие личности.

                       Программа определяет ряд задач:

    • совершенствовать навыки чтения обучающихся;
    • формировать мотивацию чтения младших школьников, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению рассказов и сказок о природе;
    • знакомить обучающихся и с детской книгой как явлением культуры;
    • формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
    • формировать основы читательской культуры;
    • вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
    • способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;
    • развивать воображение, литературно-творческие способности второклассников;
    • совершенствовать коммуникативные навыки;
    • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
    • формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.

    Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.

                 Особенностями построения программы «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, жалость, доброта, забота, чуткость и др.

               Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

                   Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

                   Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

    • все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
    • все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.

                       Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

                     При проведении занятий традиционного используют три формы работы:

    • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
    • фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
    • самостоятельная, когда обучающиеся и выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

          Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:

    • познавательная деятельность,
    • игровая деятельность,
    • художественно-эстетическая деятельность.

    Продолжительность курса—34 часа в год.

    Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю.

                                 Принципы проведения занятий

    1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
    2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыков.
    3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
    4. Учёт возрастных особенностей.
    5. Связь теории с практикой.
    6. Доступность и наглядность.
    7. Включение в активную жизненную позицию.
    8. Рефлексия. Совместное обсуждение понятного на занятии.

    Для реализации программного содержания используются учебные средства:

    1. Чтение с увлечением. 2 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ М.В. Буряк, Е.Н.Карышева. —М.: Планета, 2016
    2. Чтение с увлечением. 2 класс. Тетрадь для обучающихся. / М.В. Буряк, Е.Н.Карышева. —М.: Планета, 2016

                                                  Учебно-тематический план

    Наименование тем

    Всего часов

    1

    Рассказы и сказки В. Бианки

    6 ч

    2

    Рассказы и сказки Н. Сладкова

    7 ч

    3

    Рассказы и сказки Е. Чарушина

    5 ч

    4

    Рассказы М. Пришвина

    6 ч

    5

    Рассказы и сказки Э. Шима

    5 ч

    6

    Рассказы и сказки Г. Скребицкого

    6 ч

    7

    Итоговое занятие

    1 ч

                                                                       Итого:

    34 ч

                                        Содержание программы

    Рассказы и сказки В. Бианки (6 ч)

                   Тема 1. Музыкант.

                   Тема 2. Лесной Колобок—Колючий Бок.

                   Тема 3. Подкидыш.

                   Тема 4. Теремок.

                   Тема 5. Заяц, косач, медведь и весна.

                  Тема 6. Плавунчик.

    Рассказы и сказки Н. Сладкова (7 ч)

                    Тема 1. Непослушные малыши.

                   Тема 2. Трясогузкины письма.

                   Тема 3. Топик и Катя.

                   Тема 4. Осень на пороге.

                   Тема 5. Кто в моём доме живёт.

                  Тема 6. Кто такой?

                  Тема 7. Лиса-плясунья.

    Рассказы и сказки Е. Чарушина (5 ч)

                   Тема 1. Друзья.

                   Тема 2. Что за зверь?

                   Тема 3. Волчишко.

                   Тема 4. Кошка Маруська.

                   Тема 5. Болтливая сорока.

    Рассказы М. Пришвина (4 ч)

                   Тема 1. Ёж.

                   Тема 2. Этажи леса.

                   Тема 3. Охота за бабочкой.

                   Тема 4. Хромка.

                   

    Рассказы и сказки Э. Шима (5 ч)

                   Тема 1. Неслышные голоса.

                   Тема 2. Молчком-то лучше!

                   Тема 3. Медведь-рыболов.

                   Тема 4. Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень.

                   Тема 5. Заячье семейство.

                 

    Рассказы и сказки Г. Скребицкого (6 ч)

                   Тема 1. Белая шубка.

                   Тема 2. Длинноносые рыболовы.

                   Тема 3. Сказка о Весне.

                   Тема 4. Длиннохвостые разбойники.

                   Тема 5. Пушок.

                  Тема 6. Дружба.

    Итоговое занятие (1 ч)

                    Конкретные предметные результаты и основные виды учебной деятельности прописаны к каждой теме в календарно-тематическом планировании.

                                            Работа с информацией

                  Представление   информации в виде предметных картинок и сюжетных рисунков.

                                      Рекомендации для учителя

    1. При подготовке к занятиям дети дома предварительно знакомятся с текстом произведения.
    2.  К каждому занятию прилагается текст произведения, по которому написан конспект. Учитель может при необходимости этот файл распечатать.  

                Курс «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы» является интегрированным. На каждом занятии используются задания, которые можно разделить на четыре блока:

    • предметный блок;
    • блок по развитию речи;
    • воспитательный блок;
    • занимательный блок.

               Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по литературному чтению и русскому языку (развитие речи)):

    • определять жанр произведения;
    • называть автора произведения;
    • записывать название произведения;
    • находить соответствия между словами, выражениями и их толкованиями;
    • соединять вопросы с ответами;
    • понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
    • заполнять таблицу, используя слова-подсказки;
    • определять верные и неверные выражения.

    Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:

    • восстанавливать порядок плана;
    • восстанавливать цитатный план;
    • дополнять план произведения;
    • называть героев сказки или рассказа;
    • сопоставлять слова из текста с изображениями животных;
    • выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
    • отвечать на вопросы текста;
    • дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова;
    • дописывать слова-сравнения, используя текст произведения;
    • придумывать название рисункам к тексту;
    • восстанавливать порядок предложений на основе событий из текста;
    • составлять предложение к рисунку, используя слова для справок;
    • сопоставлять событие из рассказа со временем года, в которое оно происходило;
    • соединять части предложений.

    Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания  на духовно-нравственное развитие):

    • определять смысл пословиц;
    • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки и рассказа;
    • давать характеристику герою, определять его качества характера;
    • анализировать поступки героев сказки и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
    • называть правила поведения в природе;
    • определять главную мысль произведения;
    • придумывать слова-ассоциации к предложенным словам;
    • определять тему и содержание произведения;
    • описывать героя, используя слова для справок;
    • определять качества героя, используя описания из текста.

          Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:  

    • разгадывать кроссворды;
    • разгадывать филворды;
    • разгадывать ребусы;
    • разгадывать анаграммы;
    • находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их;
    • составлять из букв слова;
    • составлять из предложенного слова новые слова;
    • дорисовывать и раскрашивать картинки;
    • отгадывать загадки;
    • дописывать слова-рифмы в загадку и стихотворение;
    • разгадывать зашифрованные слова;
    • зачёркивать буквы по указанному правилу и составлять слова и предложения.

                                Планируемые результаты освоения курса 

                   «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы»

    Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты

    • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
    • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения природоведческого характера;
    • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
    • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

    Метапредметные результаты

               Регулятивные универсальные учебные действия:

    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
    • учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
    • активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
    • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
    • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    • умение слушать и понимать речь других;
    • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
    • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Предметные результаты:

    • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
    • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
    • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
    • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
    • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

    Ожидаемые результаты освоения программы

           В результате изучения курса «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы»

    обучающиеся получат возможность:

    • закрепить умение работать с книгой;
    • закрепить умение работать с текстом;
    • проявить интерес к книге;
    • расширить читательский кругозор;
    • заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии познавательных способностей у своих детей.

    Обучающиеся закрепят умение:

    • определять жанр произведения;
    • называть автора произведения;
    • записывать название произведения;
    • находить соответствия между словами, выражениями и их толкованиями;
    • соединять вопросы с ответами;
    • понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
    • заполнять таблицу, используя, используя слова-подсказки;
    • определять верные и неверные выражения;
    • восстанавливать порядок плана;
    • восстанавливать цитатный план;
    • дополнять план произведения;
    • называть героев сказки или рассказа;
    • сопоставлять слова из текста с изображениями животных;
    • выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
    •  отвечать на вопросы текста;
    • дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова;
    • дописывать слова-сравнения, используя текст произведения;
    • придумывать название рисунку;
    • восстанавливать порядок предложений на основе событий из текста;
    • сопоставлять предложение к рисунку, используя слова для справок;
    • сопоставлять событие из рассказа со временем года, в которое оно происходило;
    • соединять части предложений;
    • определять смысл пословиц;
    • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки или рассказа;
    • давать характеристику герою, определять его качества характера;
    • анализировать поступки героев сказок и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
    • называть правила поведения в природе;
    • определять главную мысль произведения;
    • придумывать слова-ассоциации к предложенным словам;
    • определять тему и содержание произведения;
    • описывать героя, используя слова для справок;
    • определять качества героя, используя описания из текста;
    • разгадывать кроссворды;
    • разгадывать филворды;
    • разгадывать ребусы;
    • разгадывать анаграммы;
    • находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их;
    • составлять из букв слова;
    • составлять из предложенного слова новые слова;
    • дорисовывать и раскрашивать картинки;
    • отгадывать загадки;
    • дописывать слова-рифмы в загадку и стихотворение;
    • разгадывать зашифрованные слова;
    • зачёркивать буквы по указанному правилу и составлять слова и предложения;
    • использовать полученные на уроках литературного чтения и русского языка знания для выполнения заданий;
    • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
    • последовательно рассуждать, доказывать;
    • контролировать свою деятельность;
    • оценивать свою работу на занятии.

    В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственно духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о заботливом и бережном отношении к природе, о добром и чутком отношении друг к другу, при понимании того, что природу нужно любить и беречь.

    Влияние (последствие) того или иного духовно-нравственное приобретения на процесс развития личности производит стойкий воспитательный эффект.

    На занятиях используются следующие формы контроля:

    • текущий—позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности» (по окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей);
    • итоговый—представлен в виде заданий на итоговом занятии (по окончании всего курса обучающиеся заполняют в рабочей тетради «Лист самооценивания», который позволяет каждому ученику оценить себя, определить умения, которыми он овладел в результате изучения курса «Учение с увлечением. Удивительный мир природы»);
    • самооценка—фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс

    Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...

    Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"

    Данный материал поможет узнать основные термины по теме "Животные" , а технология "Finger Toys" выступает как инновационный подход в обучении английскому языку, что позволит учащимся с интересом отнес...

    Методическая разработка фрагмента урока для 2 класса с использованием "Finger Toys" по теме "Животные"

    Данная методическая разработка позволит играюче приподать материал детям по теме "Животные". С помощью технологии  " Finger Toys" дети легче усваивают информацию и с интересом изучают иностранный...

    Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

    Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по "Перспективе" для 2 класса....

    Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России

    Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России...

    Методическая разработка рабочей программы для 3 класса "Чтение с увлечением. По страницам добрых книг"

    Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 3 класс».  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг». Прог...

    Рабочая программа и тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса «Чтение с увлечением. Удивительный мир природы».

    Эффективная организация внеурочной деятельности  и  формирование читательской компетентности второклассников....