Главные вкладки

    Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему:
    Методическая разработка рабочей программы для 3 класса "Чтение с увлечением. По страницам добрых книг"

    Дегтерева Татьяна Борисовна
    1. Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 3 класс».  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг». Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей 8—9 лет.

                   Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 16_3_klass_programma.docx29.89 КБ

    Предварительный просмотр:

               Программа интегрированного курса

    «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»

         (литературное чтение + русский язык)

    Составлена учителями начальных классов ГБОУ СОШ №451 Дегтеревой Татьяной Борисовной, Рачковой Наталией Александровной

     

                    Пояснительная записка

    Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 3 класс.»  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года).

                  Одной из главных реформ общеобразовательной и профессиональной школы школьников является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком—основной формой учебного процесса, в начальных классах школ всё большее значение приобретает внеурочная работа.

                   Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся первой ступени обучения в рамках общеинтеллектуального направления и рассчитана на детей 8—9 лет.

                   Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению читательской культуры, привитию навыков самостоятельной работы.

                 Актуальность программы обуславливается потребностью общества развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений о детях и их взаимоотношениях друг с другом и со взрослыми. Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей.

                Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» способствует формированию читательской компетентности третьеклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать духовно-нравственные чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

                         Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями третьеклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

                       Основными целями интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» являются:

    • формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, освоение идеи произведения;
    • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
    • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся.

                        Программа определяет ряд задач:

    • совершенствовать навыки чтения обучающихся;
    • формировать мотивацию чтения младших школьников, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;
    • знакомить обучающихся и с детской книгой как явлением культуры;
    • формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
    • формировать основы читательской культуры;
    • вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
    • способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;
    • развивать воображение, литературно-творческие способности третьеклассников;
    • развивать устную и письменную речь младших школьников;
    • совершенствовать коммуникативные навыки;
    • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
    • формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.

    Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.

    Особенностями построения программы «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.

                   Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

                   Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

                   Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

    • все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
    • все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.

                       Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

                     При проведении занятий традиционного используют три формы работы:

    • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном;
    • фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
    • самостоятельная, когда обучающиеся и выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

          Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:

    • познавательная деятельность,
    • игровая деятельность,
    • художественно-эстетическая деятельность.

    Занятия проходят во внеурочная время, 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчёта 34 часа (по 1 часу в неделю).

                                 Принципы проведения занятий

    1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
    2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыков.
    3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
    4. Учёт возрастных особенностей.
    5. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
    6. Связь теории с практикой.
    7. Доступность и наглядность.
    8. Включение в активную жизненную позицию.
    9. Рефлексия. Совместное обсуждение понятного на занятии.

    Для реализации программного содержания используются учебные средства:

    1. Чтение с увлечением. 3 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ М.В. Буряк, Е.Н.Карышева. —М.: Планета, 2016
    2. Чтение с увлечением. 3 класс. Тетрадь для обучающихся. / М.В. Буряк, Е.Н.Карышева. —М.: Планета, 2016

                                                  Учебно-тематический план

    Наименование тем

    Всего часов

    1

    Рассказы и сказка В. Осеевой

    3 ч

    2

    Рассказы Н. Артюховой

    10 ч

    3

    Рассказы Л. Воронковой

    2 ч

    4

    Рассказы Е. Пермяка

    4 ч

    5

    Рассказы В. Драгунского

    2 ч

    6

    Рассказы Н. Носова

    7 ч

    7

    Рассказы А. Гайдара

    1 ч

    8

    Рассказы М. Зощенко

    4 ч

    9

    Итоговое занятие

    1 ч

                                                          Итого:

    34 ч

                                             Содержание программы

    Рассказы и сказка В. Осеевой (3 ч)

     Отомстила.

    Почему?

    Волшебная иголочка (сказка).

    Рассказы Н. Артюховой (10 ч)

    Подружки.

    Три копухи.

    Камень.

    Строгая бабушка.

    Большая берёза.

    Мяу.

    Фарфоровые шаги.

    Совесть заговорила.

    Кролик и репутация.

    Новые соседи.

    Рассказы Л. Воронковой (2 ч)

    Что сказала бы мама?

    Ласковое слово.

    Рассказы Е. Пермяка (4 ч)

    Чужая калитка.

    Надёжный человек.

    Обманное озеро.

    Славка.

    Рассказы В. Драгунского (2 ч)

    Сверху вниз, наискосок!

    Надо иметь чувство юмора.

    Рассказы Н. Носова (7 ч)

    Леденец.

    Про репку.

    Карасик.

    Клякса.

    Прятки.

    Замазка.

    Про тигра.

    Рассказы А. Гайдара (1 ч)

    Совесть.

    Рассказы М. Зощенко (4 ч)

    Трусишка Вася.

    Показательный ребёнок.

    Лёля и Минька: Бабушкин подарок.

    Лёля и Минька: Не надо врать.

    Итоговое занятие

    Конкретные предметные результаты и основные виды учебной деятельности прописаны к каждой теме в календарно-тематическом планировании.

                                            Работа с информацией

                  Представление   информации в виде предметных картинок и сюжетных рисунков.

                                      Рекомендации для учителя

    1. При подготовке к занятиям дети дома предварительно знакомятся с текстом произведения.
    2.  К каждому занятию прилагается текст произведения, по которому написан конспект. Учитель может при необходимости этот файл распечатать.  

    Курс «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» является интегрированным. На каждом занятии используются задания, которые можно разделить на четыре блока:

    • предметный блок;
    • блок по развитию речи;
    • воспитательный блок;
    • занимательный блок.

               Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по литературному чтению и русскому языку (развитие речи)):

    • называть автора произведения;
    • записывать название произведения;
    • определять тему произведения;
    • составлять вопросы по содержанию рассказа;
    • понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
    • формулировать письменные ответы на вопросы;
    • восстанавливать сюжетную линию произведения.

    Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:

    • восстанавливать порядок плана;
    • восстанавливать цитатный план;
    • дополнять план произведения;
    • называть героев рассказа;
    • составлять план произведения;
    • составлять картинный план;
    • выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
    • отвечать на вопросы теста;
    • дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);
    • собирать из слов предложения;
    • записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
    • находить и подбирать самим слова—синонимы;
    • подбирать свои заголовки к рассказам;
    • определять ключевые слова в произведении;
    • восстанавливать предложения.

    Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания  на духовно-нравственное развитие):

    • определять смысл пословиц;
    • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки и рассказа;
    • давать характеристику герою, определять его качества характера;
    • анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
    • анализировать поступки героев сказки и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
    • определять главную мысль произведения;
    • подбирать слова-ассоциации к предложенным словам;
    • определять тему и содержание произведения;
    • описывать героя, используя слова для справок;
    • определять качества героя, используя описания из текста.

          Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:  

    • разгадывать кроссворды;
    • разгадывать кроссворд, используя слова для справок;
    • вписывать предметы, изображённые на рисунке;
    • разгадывать анаграммы;
    • читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
    • составлять из слов пословицы;
    • составлять из предложенного слова новые слова;
    • читать слова наоборот;
    • разгадывать слова по указанным номерам букв.

    Планируемые результаты освоения курса

                   «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»

    Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты

    • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
    • воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей на основе опыта чтения произведений для детей;
    • формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
    • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
    • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

    Метапредметные результаты

               Регулятивные универсальные учебные действия:

    • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
    • учиться работать по предложенному учителем плану.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
    • активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
    • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других;
    • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
    • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Предметные результаты:

    • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
    • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
    • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
    • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
    • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

    Ожидаемые результаты освоения программы

    В результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»

    обучающиеся получат возможность:

    • закрепить умение работать с книгой;
    • закрепить умение работать с текстом;
    • проявить интерес к книге;
    • расширить читательский кругозор;
    • заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии познавательных способностей у своих детей.

    Обучающиеся закрепят умение:

    • называть автора произведения;
    • записывать название произведения;
    • определять тему произведения;
    • составлять вопросы по содержанию рассказа;
    • понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
    • формулировать письменные ответы на вопросы;
    • восстанавливать сюжетную линию произведения;
    • восстанавливать порядок плана;
    • восстанавливать цитатный план;
    • дополнять план произведения;
    • называть героев рассказа;
    • составлять план произведения;
    • составлять картинный план;
    • выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
    • отвечать на вопросы теста;
    • дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);
    • собирать из слов предложения;
    • записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
    • находить и подбирать самим слова—синонимы;
    • подбирать свои заголовки к рассказам;
    • определять ключевые слова в произведении;
    • восстанавливать предложения;
    • определять смысл пословиц;
    • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки и рассказа;
    • давать характеристику герою, определять его качества характера;
    • анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
    • анализировать поступки героев сказки и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
    • определять главную мысль произведения;
    • подбирать слова-ассоциации к предложенным словам;
    • определять тему и содержание произведения;
    • описывать героя, используя слова для справок;
    • определять качества героя, используя описания из текста;
    • разгадывать кроссворды;
    • разгадывать кроссворд, используя слова для справок;
    • вписывать предметы, изображённые на рисунке;
    • разгадывать анаграммы;
    • читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
    • составлять из слов пословицы;
    • составлять из предложенного слова новые слова;
    • читать слова наоборот;
    • разгадывать слова по указанным номерам букв.

                 В качестве воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственно духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о том, что нужно быть трудолюбивым, отзывчивым, чутким, внимательным, поступать по совести, быть добрым, доброжелательным к окружающим людям и готовым прийти на помощь.

                    Влияние (последствие) того или иного духовно-нравственное приобретения на процесс развития личности производит стойкий воспитательный эффект.

                     На занятиях используются следующие формы контроля.

    • Текущий—позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности». По окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированности компетентностей каждого учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
    • Итоговый—представлен в виде заданий на итоговом занятии. По окончании всего курса обучающиеся заполняют в рабочей тетради «Лист самооценивания», который позволяет каждому ученику оценить себя, определить умения, которыми он овладел в результате изучения курса «Учение с увлечением. По страницам добрых книг».
    • Самооценка—фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "По страницам добрых книг", литературная викторина

    Литературная викторина ориентирова  на знание авторских и народных сказок....

    Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

    Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по программе "Перспектива" для 3 класса....

    Разработка рабочей программы к урокам математики с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

    Календарно-тематическое планирование к урокам математики по прграмме "Перспектива" для 3 класса....

    Методическая разработка урока математики в 3 классе с презентацией по теме "Доли"

    Методическая разработка урока математики в 3 классе с презентацией по теме "Доли"...

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» ...

    Рабочие программы для 3 класса с УУД

    Литература- Л.Ф.Климанова,Русский язык- А.В.Полякова,Математика- Н.Б.Истомина,Окружающий мир -Плешаков А.А....

    Методическая разработка рабочей программы для 2 класса "Чтение с увлечением. Удивительный мир природы."

    1.Данная программа составлена на основе авторской программы «Чтение с увлечением. 2 класс.  М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой интегрированного курса «Удивительный мир природы» (литерат...