Главные вкладки

    «Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
    материал на тему

    Гетьман Татьяна Владимировна

    Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc128 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа п.Сланцевый Рудник»

    Озинского района Саратовской области

    Выступление на педагогическом совете Гетьман Т.В.

    по теме: «Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»

    Причта для размышления

         Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить.

         Он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:

         - Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».

         Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»

         Всё в наших руках!

         Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

              Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общ     иеинтеллектуальное, общекультурное). 
    В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "
    выпускник получит возможность научиться", например:

    • результативно действовать в новых ситуациях,
    • извлекать из собственного опыта новые знания,
    • самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др. 

         Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий

    • Студия
    • Факультатив
    • Игра
    • Соревнование
    • Турнир
    • Встреча
    • Концерт
    • Спектакль
    • Экскурсия
    • Туристический поход
    • Субботник
    • другие формы

         В том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

    Диагностика отношения к жизненным ценностям

    Цель: проверить сформированность моральных норм и правил поведения учащихся

    Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5.

    Список желаний

    1.

    Быть человеком, которого любят.

    2.

    Иметь много денег.

    3.

    Иметь самый современный компьютер.

    4.

    Иметь верного друга.

    5.

    Мне важно здоровье родителей.

    6.

    Иметь возможность многими командовать.

    7.

    Иметь много слуг и ими распоряжаться.

    8.

    Иметь доброе сердце.

    9.

    Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

    10.

    Иметь то, чего у других никогда не будет.

    Интерпретация:

    Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

    Пять положительных ответов – высокий уровень.

    4, 3 – средний уровень.

    2 – ниже среднего уровня.

    1, 0 – низкий уровень.

    Данная диагностика позволяем составить план работы по дальнейшему формированию УУД.

    Так как в моем классе у ребят уже сформирован характер и наибольшее количество  - это девочки, а они все хотят быть лидером, я провожу беседы нравственного характера:  

    1. О добром отношении к людям
    2. Школьный этикет.
    3. Культура общения
    4. Общечеловеческие нормы нравственности
    5. Дружеские отношения

    Понять другого

    На классных часах или других занятиях я провожу такие упражнения.

    Упражнение “Снежинка” (почему у всех получается по – разному)

         А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: - сложите лист пополам

    - оторвите правый верхний уголок

    - опять сложите пополам

    - снова оторвите правый верхний уголок

    - сложите лист пополам

    - оторвите правый верхний уголок

    - и так ещё два раза.

         Теперь раскройте свою снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

         А почему? Как вы думаете? (все люди разные) Поэтому можно сделать вывод, что мы все вроде бы одинаковы, но в то же время, по- своему разные.

    Формирование личностных ууд.

    Упражнение «ХЛОПОК»

         Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка.

         Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, быть здоровыми и жизнерадостными.

    Формирование коммуникативных ууд.

         Также часто я используем разного рода ситуации, связанные с жизнью, для формирования ууд. Например: ролевая игра «Культура общения». Цель игры – разыграть свою роль или роли других людей в новой неизвестной ситуации.

         В дверь постучали. Егор, продолжая есть, крикнул: "Открыто!" На пороге появилась одноклассница Марина. Что делать? Продолжить ужин, спросить, зачем пришла? А если ей нужна книга, ее надо искать в соседней комнате, как поступить?

         В результате игры ребята инсценировали эту ситуацию с ошибками, затем поразмышляли, поспорили, высказали своё мнение  и сделали вывод.

    Егор должен был встретить Марину у дверей, а не кричать, помочь снять пальто, предложить поужинать или отложить ужин, не спрашивать о причине прихода. Если нужно найти книгу, то на это время Марину нужно чем-то занять.

         Оценивание и рефлексия – главный итог ролевой игры. Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей.

     Использую метод «Узнаю лучше – уважаю больше». Приёмы: коллективные посещения учреждений культуры, проведение достаточно количества внеклассных мероприятий с самоподготовкой к ним, установление дружбы между семьями, проведение внеклассных мероприятий с участием родителей, бабушек и дедушек.

         А сейчас я хочу поделиться своим опытом работы по теме «Сердце». 1.«Круг»

    Встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

    Старые люди говорят, что добрые слова идут от сердца.

    А вы знаете, что такое сердце и где оно находится?

         2. «Инсценировка»

    Организм - это слаженный механизм, и в нем главным мотором является сердце. И если сердце здоровое, то и организму хорошо, легко. А если больное – то весь организм страдает.


    Я предлагаю поделиться на 2 команды и изобразить больной и здоровый организм.

    3. «Логические задания»

    Девизом вашей жизни пусть станут слова врача, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)

    http://festival.1september.ru/articles/550887/img1.jpg

    Добыть здоровье сможет только сам человек!

    Мы с ребятами разработали свой план оздоровления.

         Такие виды работ формирует личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные учебные действия во внеурочной деятельности. Личностные: соблюдение правил вежливости и красивых манер; проявление тактичности и доброжелательности в общении; Коммуникативные: учитывать разные мнения и высказывать собственное; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    апрель 2017 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

    Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

    Формирование Универсальных Учебных Действий во внеурочной деятельности

    Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. В статье приве...

    Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"

    Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"...

    Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

    Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

    Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

    Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительно...

    "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

    Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...