Доклад по самообразованию
консультация на тему

Реализация плана самообразования как форма самосовершенствования педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_samoobrazovaniyu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога

Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться, 
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование.

Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий, и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решить три основных задачи: учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ; постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску; искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

 Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.

 Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал. Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Повышение квалификации педагогических работников - составная часть государственной кадровой политики. Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

Можно выделить следующие общие направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби…

Список можно продолжать, исходя из интересов педагога.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;
  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

Недостатки:

  • нехватка у педагогов свободного времени;
  • дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

  • чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Основные методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
  • участие во всех формах методической работы училища;
  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;
  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники самообразования:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их методического мастерства.

Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности педагогических работников обеспечивать:

  • успешный поиск и внедрение наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учебном процессе новых методов обучения, современных технических средств;
  • организацию планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами;
  • разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготовки;
  • активное участие всех педагогических работников в методической работе;
  • совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения;

Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Продукт школы — личность. Стать личностью — значит осознать себя человеком, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом, вовлечь эти ценности в трудовую, социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт.

Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в  ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.

Продвижение учителя вверх по этой лестнице характеризует эффективность процесса его самообразования, является залогом успеха осуществления педагогической деятельности.

Становление профессионализма — процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию учителем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию.

Моя тема самообразования звучит «Развитие мыслительных способностей у учащихся 1-4 классов»....

доклад по самообразованию

Работа над темой по самообразованию.«Развитие творческих способностей через занятия ручным трудом у школьников».                     ...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

Доклад по самообразованию на тему "Схематическое моделирование как способ обучения младших школьников решению текстовых задач".

Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов....

Доклад по самообразованию.

«Формирование классного коллектива»....

Доклад по самообразованию.

«Формирование классного коллектива»....