Мастер-класс. Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Тимофеева Ольга Владимировна

Мастер-класс 

Учитель: Тимофеева О.В.

Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.

Цель: Цель: Изучение и обобщение основных  аспектов  формативного оценивания в теории и практике. Обмен опытом.

Задачи:

1.Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе.

2.Познакомить с  видами  и техниками оценивания.

3.Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Оборудование: карточки –задания для работы в группе, стикеры,  листы самооценки, сигнальные карточки, презентация.

Ожидаемый результат: учителя  познакомятся с видами  формирующего(критериального) оценивания, их характеристиками и методами  использования каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Содержание мастер-класса:

Психологический настрой на работу.

При входе в класс раздаются геометрические фигуры.

Задача: найти одинаковые фигуры для объединения групп.

Текст семинара. Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Так для чего же нужно формативное  (критериальное)оценивание? Формирующее оценивание является инструментом обратной связи и для учителя, и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося. Формативное оценивание как часть процесса обучения позволяет достигать и улучшать результаты учащихся в процессе обучения – результаты суммативного оценивания. Очень часто бывает так, что учитель не знает какую отметку поставить ученику, потому что невозможно на уроке охватить всех учащихся, некоторые просто отсиживаются, не вовлекаясь в процесс обучения. Разностороннее формативное оценивание учащихся на каждом этапе урока позволяет учителю видеть работу каждого ученика и помогает при выставлении суммативной оценки.

      Формативное оценивание, которое дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах. Учитель, получив информацию об уровне знаний, разрабатывает дальнейшие действия  для их качественного преобразования. Он меняет преподавание с учетом результатов оценивания. Это должно подвергнуть учеников и учителя к самоанализу и стремлению улучшить результат. Ученику – осознать бoльшую степень ответственности за свое образование. Дети начнут конкурировать сами с собой, а не со своими одноклассниками или кем-либо еще. Школьникам будет даваться шанс поработать над своими ошибками.      

         Формирующее оценивание необходимо для фиксации индивидуальных достижений, промежуточной аттестации учеников, личного прогресса ученика на этапе освоения образовательной программы. Формативное оценивание должно быть одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование.

Необходимо, чтобы учащиеся на каждом уроке могли испытывать удовлетворение от того, что способны достичь результата, предусмотренного данным уроком и, таким образом, опыт достижения успеха будет мотивировать их в учебном процессе. Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует отметить то, что выполнено учениками хорошо;

при наличии ошибок предоставить ученикам конкретные рекомендации по улучшению своих работ.

Обратная связь:

для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед;

 для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).

Работа с участниками:

Задание 1. Рисуем настроение.

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его,при этом не говорится как его нужно нарисовать, каждый рисует так как он считает нужным. Затем, участники  обмениваются рисунками и оценивают друг друга поставив одну отметку за рисунок.

!Все ли довольны отметками? Почему? После того как они оценили, им раздаются дескрипторы с критериями оценивания рисунка, участники теперь оценивают рисунок в соответствии с  обозначенными критериями. При работе с учениками можно еще предложить составить рассказ по рисунку своего напарника и т.д.

ФИ  участника

Все ли элементы предмета

присутствуют

Наличие фона

Цветовая гамма

Гармоничность в комбинации с рисунком

Вызывает ли улыбку рисунок?

        Итог

Ученик

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____  отлично ___________________________________________________________________

_____  хорошо      __________________________________________________________________

_____  среднее     __________________________________________________________________

_____  требует  улучшения _________________________________________________________

 

Комментарии: ______________________________________________________________________

 

Сводная таблица позволяет сделать глубокий анализ, где  учитель имеет возможность выявить умение учащихся объективно оценить свои учебные навыки, а также уровень ЗУН по предмету при изучении определённой темы. Согласно представленной модели оценочной деятельности учитель имеет возможность спланировать коррекционные занятия с учащимися на любую тему.

Я сделала вывод, что после использования такой формы оценивания,  дети могут оценить друг друга, что эти занятия им нравятся. У детей развивается саморегуляция, так как обнаружить ошибки и недочеты в работе одноклассника легче, чем в своей собственной. Облегчается работа учителя, потому что взаимопроверка помогает ему осуществить проверку знаний учащихся.

Задане 2. Далее им предлагается задание на обобщение темы: Элективный (выборочный) тест.

Учитель раздает каждой группе карточки с буквами «A,B,C», просит участников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Участникам предоставляется 20 секунд  на выбор ответа.

Таким образом, учитель подводит итоги своего выступления, насколько доступна была изложенная им информация.

Например:

  1. Что же такое формативное оценивание? Формативное оценивание это-
    1. Технический прием
    2. Оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, обеспеченивающая эффективную обратную связь с учащимися
    3. Оценивание обучения
  2. Целью формативного оценивания является:
    1. корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов
    2. регистрация продвижения обучения
    3. подведение итогов для выставления отметок
  3. Что играет главную роль современном обществе в обеспечении успешных  достижений  в обучении учащихся ?
  1. внутренняя мотивация
  2. самореализация учеников
  3.  Осведомление ученика о том,что он достиг определенного уровня в обучении.
  1. Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию учащихся, очень важно учитывать
  1. предыдущий опыт  их достижений,
  2. целенаправленную организацию активной деятельности на уроке с обеспечением обратной связи с учащимися
  3.  все перечисленное
  1. Основная роль учителя в процессе обучения:
  1. Быть консультантом и наставником
  2. Быть другом
  3. Объяснять критерии оценивания

Затем учитель просит поднять карточки с буквами - правильными ответами. Участники в группе поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор.

Ответы позволят учителю определить уровень и качество понимания участниками изложенной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Далее предлагается оценить работу в группе в соответствии с оценочным листом:

 

 

 

 

 

                         Лист самооценки работы в группе.

Тема:_________________________       Фамилия ___________________________   Дата: ______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени своё участие в работе группы и объективно ответь на следующие вопросы:

      1.   На сколько я был  сконцентрирован на задании?

2.   Моя активность в групповой работе.

3.   Моё прилежание.

  1. Моя сосредоточенность на групповой  работе.
  2. Я был полезен в команде.

 

Отлично

Хорошо

Среднее

Требует улучшения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формативного оценивания. При этом использование техник формативного оценивания на уроке не должно быть самоцелью учителя, результаты оценивания должны позволять вносить корректировки в деятельность учащегося и учителя для улучшения качества образования.

Нужно помнить, что применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование  методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.

С какой целью я это делаю?

    Данная стратегия позволяет проследить динамику успеха учащегося, относительно его самого. Поэтому оценка деятельности,  поставленная самим учащимися, должна предшествовать оценке учителя, который должен понять причину проблемы, с целью ее решения.

Повышение мотивации осуществляется через отбор и сортировку информации и выполнения творческих  заданий, которые являются стимулом для учащихся по дальнейшему выполнению заданий.

Рефлексия:

Рассказ притчи с целью оценивания и подведения итогов работы участников.

Притча: Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием  «А я добросовестно принимал участие в строительстве храма».

- Давайте сейчас и мы с вами попробуем каждый оценить свою работу за сегодня.

- Кто возил камни, поднимают желтые жетоны.

- Кто добросовестно работал, поднимают зеленые жетоны.

- А кто принимал участие в «строительстве храма», розовые жетоны.

-Объясните, почему вы подняли именно этот цвет?

Картинки на каждую группу(6). Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.(прикрепляют стикеры)

 

Чемодан, мясорубка, корзина.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. (зелёный)

Мясорубка – информацию переработаю. (жёлтый)

 Корзина – всё выброшу. (тёмный)!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  

Учитель: Тимофеева О.В.

Тема: Формирующее оценивание как педагогическая технология.

Цель: Цель: Изучение и обобщение основных  аспектов  формативного оценивания в теории и практике. Обмен опытом.

Задачи: 

1.Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе.

2.Познакомить с  видами  и техниками оценивания.

3.Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Оборудование: карточки –задания для работы в группе, стикеры,  листы самооценки, сигнальные карточки, презентация.

Ожидаемый результат: учителя  познакомятся с видами  формирующего(критериального) оценивания, их характеристиками и методами  использования каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Содержание мастер-класса:

Психологический настрой на работу.

При входе в класс раздаются геометрические фигуры.

Задача: найти одинаковые фигуры для объединения групп.

Текст семинара. Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое  используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

Так для чего же нужно формативное  (критериальное)оценивание? Формирующее оценивание является инструментом обратной связи и для учителя, и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося. Формативное оценивание как часть процесса обучения позволяет достигать и улучшать результаты учащихся в процессе обучения – результаты суммативного оценивания. Очень часто бывает так, что учитель не знает какую отметку поставить ученику, потому что невозможно на уроке охватить всех учащихся, некоторые просто отсиживаются, не вовлекаясь в процесс обучения. Разностороннее формативное оценивание учащихся на каждом этапе урока позволяет учителю видеть работу каждого ученика и помогает при выставлении суммативной оценки.

      Формативное оценивание, которое дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах. Учитель, получив информацию об уровне знаний, разрабатывает дальнейшие действия  для их качественного преобразования. Он меняет преподавание с учетом результатов оценивания. Это должно подвергнуть учеников и учителя к самоанализу и стремлению улучшить результат. Ученику – осознать бoльшую степень ответственности за свое образование. Дети начнут конкурировать сами с собой, а не со своими одноклассниками или кем-либо еще. Школьникам будет даваться шанс поработать над своими ошибками.      

         Формирующее оценивание необходимо для фиксации индивидуальных достижений, промежуточной аттестации учеников, личного прогресса ученика на этапе освоения образовательной программы. Формативное оценивание должно быть одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование.

Необходимо, чтобы учащиеся на каждом уроке могли испытывать удовлетворение от того, что способны достичь результата, предусмотренного данным уроком и, таким образом, опыт достижения успеха будет мотивировать их в учебном процессе. Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует отметить то, что выполнено учениками хорошо;

при наличии ошибок предоставить ученикам конкретные рекомендации по улучшению своих работ.

Обратная связь:

для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед;

 для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).

Работа с участниками:

Задание 1. Рисуем настроение.

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его,при этом не говорится как его нужно нарисовать, каждый рисует так как он считает нужным. Затем, участники  обмениваются рисунками и оценивают друг друга поставив одну отметку за рисунок.

!Все ли довольны отметками? Почему? После того как они оценили, им раздаются дескрипторы с критериями оценивания рисунка, участники теперь оценивают рисунок в соответствии с  обозначенными критериями. При работе с учениками можно еще предложить составить рассказ по рисунку своего напарника и т.д.

ФИ  участника

Все ли элементы предмета

присутствуют

Наличие фона

Цветовая гамма

Гармоничность в комбинации с рисунком

Вызывает ли улыбку рисунок?

        Итог

Ученик

Учитель

_____  отлично ___________________________________________________________________

_____  хорошо      __________________________________________________________________

_____  среднее     __________________________________________________________________

_____  требует  улучшения _________________________________________________________

Комментарии: ______________________________________________________________________

Сводная таблица позволяет сделать глубокий анализ, где  учитель имеет возможность выявить умение учащихся объективно оценить свои учебные навыки, а также уровень ЗУН по предмету при изучении определённой темы. Согласно представленной модели оценочной деятельности учитель имеет возможность спланировать коррекционные занятия с учащимися на любую тему.

Я сделала вывод, что после использования такой формы оценивания,  дети могут оценить друг друга, что эти занятия им нравятся. У детей развивается саморегуляция, так как обнаружить ошибки и недочеты в работе одноклассника легче, чем в своей собственной. Облегчается работа учителя, потому что взаимопроверка помогает ему осуществить проверку знаний учащихся.

Задане 2. Далее им предлагается задание на обобщение темы: Элективный (выборочный) тест.

Учитель раздает каждой группе карточки с буквами «A,B,C», просит участников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Участникам предоставляется 20 секунд  на выбор ответа.

Таким образом, учитель подводит итоги своего выступления, насколько доступна была изложенная им информация.

Например:

  1. Что же такое формативное оценивание? Формативное оценивание это-
  1. Технический прием
  2. Оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, обеспеченивающая эффективную обратную связь с учащимися
  3. Оценивание обучения
  1. Целью формативного оценивания является:
  1. корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов
  2. регистрация продвижения обучения
  3. подведение итогов для выставления отметок
  1. Что играет главную роль современном обществе в обеспечении успешных  достижений  в обучении учащихся ?
  1. внутренняя мотивация
  2. самореализация учеников
  3.  Осведомление ученика о том,что он достиг определенного уровня в обучении.
  1. Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию учащихся, очень важно учитывать
  1. предыдущий опыт  их достижений,
  2. целенаправленную организацию активной деятельности на уроке с обеспечением обратной связи с учащимися
  3.  все перечисленное
  1. Основная роль учителя в процессе обучения:
  1. Быть консультантом и наставником
  2. Быть другом
  3. Объяснять критерии оценивания

Затем учитель просит поднять карточки с буквами - правильными ответами. Участники в группе поднимают одновременно карточки. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор.

Ответы позволят учителю определить уровень и качество понимания участниками изложенной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Далее предлагается оценить работу в группе в соответствии с оценочным листом:

                         Лист самооценки работы в группе.

Тема:_________________________       Фамилия ___________________________   Дата: ______

Оцени своё участие в работе группы и объективно ответь на следующие вопросы:

      1.   На сколько я был  сконцентрирован на задании?

2.   Моя активность в групповой работе.

3.   Моё прилежание.

  1. Моя сосредоточенность на групповой  работе.
  2. Я был полезен в команде.

Отлично

Хорошо

Среднее

Требует улучшения

Заключение:

Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формативного оценивания. При этом использование техник формативного оценивания на уроке не должно быть самоцелью учителя, результаты оценивания должны позволять вносить корректировки в деятельность учащегося и учителя для улучшения качества образования.

Нужно помнить, что применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование  методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.

С какой целью я это делаю?

    Данная стратегия позволяет проследить динамику успеха учащегося, относительно его самого. Поэтому оценка деятельности,  поставленная самим учащимися, должна предшествовать оценке учителя, который должен понять причину проблемы, с целью ее решения.

Повышение мотивации осуществляется через отбор и сортировку информации и выполнения творческих  заданий, которые являются стимулом для учащихся по дальнейшему выполнению заданий.

Рефлексия:

Рассказ притчи с целью оценивания и подведения итогов работы участников.

Притча: Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием  «А я добросовестно принимал участие в строительстве храма».

- Давайте сейчас и мы с вами попробуем каждый оценить свою работу за сегодня.

- Кто возил камни, поднимают желтые жетоны.

- Кто добросовестно работал, поднимают зеленые жетоны.

- А кто принимал участие в «строительстве храма», розовые жетоны.

-Объясните, почему вы подняли именно этот цвет?

Картинки на каждую группу(6). Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.(прикрепляют стикеры)

Чемодан, мясорубка, корзина.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. (зелёный)

Мясорубка – информацию переработаю. (жёлтый)

 Корзина – всё выброшу. (тёмный)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критериальное оценивание как педагогическая технология

Дать общее представление о новой системе критериального оцениванияРаскрыть место оценивания в современном образовательном процессе  как способа определения степени реализации учебных целей ...

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»...

Мастер - класс. Тема: "Технология дифференцированного обучения"

Мастер - класс по теме: "Технология дифференцированного обучения"....

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...