СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ учителей начальных классов на тему: «Инновационный подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
методическая разработка на тему

Икомасова Светлана Владимировна

Семинар -практикум для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc353.5 КБ
Office presentation icon doklad_sbezotmetochnoe_obuchenie.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

муниципального образования «город Бугуруслан»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

учителей начальных классов

на тему:

«Инновационный подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Ноябрь 2018г

План семинара – практикума

1. Встреча участников семинара

2. Доклад на тему «Критериальный подход к оцениванию детей в начальной школе» (Аитова М.В.)

3. Доклад на тему «Особенности оценивания детей с ОВЗ в начальной школе»                            ( Грушева А.А.)

4. Безотметочное обучение в 1 классе в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы (Сызранцева И.О.)

5. Видеофрагмент урока русского языка во 2 Ж классе «Как переносить слова с одной строки на другую?»

(Кондрашова Е. Н.)

6. Мастер – класс на тему «Педагогические приёмы формирования контрольно - оценочной деятельности учащихся начальной школы»

 (Татарова С.А., Петрова Ю.Н.)

7. Подведение итогов семинара

Семинар – практикум на тему «Инновационный подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

1. Встреча участников семинара

Участники семинара заходят в кабинет, выбирают бантик определенного цвета и рассаживаются за столом, соответствующий цвету бантика

Ведущий:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет желание пообщаться друг с другом, открыв для себя что – то новое.

Тренинг «Дерево достижений»

- Обратите внимание на наше одинокое дерево. Я попрошу вас взять листочек такого цвета, который соответствует вашему настроению сейчас и помочь нашему дереву покрыться разноцветными листочками.

Те, кто выбрал зеленый лист, хотят быть  успешными на сегодняшнем семинаре.

Те, кто выбрал красный — желают общаться.

Желтый — планируют быть активными.

Выбравшие синие — будут настойчивы, будут активно отстаивать свою точку зрения.

Уважаемые коллеги, красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками»

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой),

Успеха (указательный),

Большого (средний),

Всегда ( безымянный),

Во всем (мизинец),

Здравствуй (всей ладонью).

- Дорогие коллеги, посмотрите в окно и назовите время года (осень)

- Какие приметы осени вы знаете? (ответы)

- К нам на семинар залетели осенние листочки, для того чтобы узнать тему семинара я предлагаю разгадать шифр из бук, записанный на этих чудесных осенних листочках

16  24   6   15  10  3  1  15  10  6

О   Ц   Е   Н    И   В  А  Н  И   Е

- Что же такое оценивание?

- что такое оценка?

Итак, тема нашего семинара звучит так: «Инновационный подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность семинара

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальных в педагогической теории и практике. Сегодня в России, в условиях модернизации содержания образования и внедрения новых стандартов перед учителем ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающихся к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Целью семинара является изучение инновационных подходов к организации контрольно – оценочной деятельности обучающихся в начальной школе.

Задачи:

1. Изучение критериального подхода к оцениванию детей в начальной школе;

2. Изучение видов и форм безотметочного обучения в 1 классе в условиях реализации ФГОС;

3. Применение приемов критериального оценивания на практике.

Предлагаю ознакомиться с планом семинара.

1. Доклад на тему «Критериальный подход к оцениванию детей в начальной школе» (Аитова М.В)

2. Доклад на тему «Особенности оценивания детей с ОВЗ в начальной школе»

( Грушева А.А.)

3. Безотметочное обучение в 1 классе в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы (Сызранцева И.О)

4. Видеофрагмент урока русского языка во 2 Ж классе «Как переносить слова с одной строки на другую?»    (Кондрашова Е. Н.)

5. Мастер – класс на тему «Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы» (Татарова С.А., Петрова Ю.Н.)

6. Подведение итогов семинара

Для ученика начальной школы отметка до сих пор является «идолом». Для ребёнка этот «идол» то добрый, снисходительный, то жестокий, безжалостный. И тогда ребёнок старается удовлетворить «идола» или обмануть его и постепенно привыкает учиться не ради личной радости, а для отметки.

Традиционный подход к оценочной деятельности в начальной школе направлен на внешний контроль, а не на улучшение качества образования.

Как же преодолеть эти негативные тенденции в практике начального образования ребёнка?

С докладом на тему «Критериальный подход к оцениванию детей в начальной школе»  выступит учитель начальных классов Аитова М. В.

2. Доклад «Критериальный подход к оцениванию детей в начальной школе» (Аитова М.В.)

 Ш.А. Амонашвили писал: «Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится  для ребенка источником радости или горя». Из приведенного высказывания видно, насколько велика роль отметки. От выбора учителем системы оценивания  зависят образовательные и личностные качества учащихся.

Мы не часто употребляем  в своей речи  слово «оценка», но ее применение используем каждый день. Когда едим, когда одеваемся и т.д.  Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?

На столе  тарелка с различными видами яблок.

Обсуждаем пословицу:

 Всем известна пословица «Яблоко от яблони недалеко падает». Скажите

– Можно ли на дереве найти два одинаковых яблока?

– Условно наберем корзину яблок. Разложим на кучки:

1) самые красивые (съедим сами или угостим родню)

2) мелкие ( сварим компот)

3) неказистые, червивые (варенье, сушка)

Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.

Вот так и каждый класс похож на такую корзину яблок. Следовательно, очень важно правильно оценить каждого учащегося.

«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить»

Работа в группах по оцениванию яблок:

а) Оцените по пятибалльной шкале яблоки на тарелках.

! сложно, т.к. нет четких критериев

б) Составьте критерии оценивания этих яблок и оцените по ним

–  Какое оценивание было более эффективным и прозрачным? Почему?

В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня ни одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы,  учителя, не комментируем свое оценивание. Ученики не имеют понятия, за что ему учитель поставил ту или иную оценку.

- В Новых образовательных стандартах прописано, что  Государство ждёт гражданина критически мыслящего, а не просто исполнителя. Человека, который будет предлагать, который может адекватно оценивать возникшую ситуацию, который может ставить перед собой цель и достигать её.  Не останавливаться на достигнутом знании, а постоянно повышать свои знания самообразованием, на курсах, получая образование в высших учебных заведениях. А фундамент этот должны заложить  учителя начальных классов.

Чтобы представить подобные результаты требуется новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Оценку индивидуального прогресса учащихся, разделение по содержанию, по способам проведения текущего и итогового контроля.

Актуальность нового вида оценивания

Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. Менялись социально-политические, исторические условия, менялась сама картина мира, а оценивание остаётся без изменений.

В 1944 году было принято решение о замене словесной системы оценки успеваемости цифровой пятибалльной системой. С тех пор в советско-российской школе и существует пятибалльная система оценивания.

Эту систему оценивания, уже и пятибалльной назвать нельзя. Ведь ни для кого не секрет, что отметок «1» и «2» не существует – это просто маркеры неудовлетворительного результата, которые используются при текущем оценивании и практически не используются при итоговом, что явно свидетельствует об их номинальном существовании и фактическом неприменении. Да и отметка «5» вызывает не меньше споров: в условиях ЕГЭ она как-то потускнела. Что стоит эта пятёрка в аттестате, если с баллами за ЕГЭ нельзя поступить в ВУЗ. Тройка вообще стала нарицательным понятием. Т.е. оценивание практически можно назвать трёхбалльным!

К достоинствам стандартной системы можно отнести и далеко пока не исчерпанный потенциал модернизации. Таким образом, пятибалльная система представляет собой очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.

Недостатки существующей системы оценивания:

Ученик крайне ограничен в возможности увидеть динамику собственного роста, развития. Например, он написал диктант, сделав 12 ошибок. «2». В следующий раз он допустил 6 ошибок. Он улучшил свой результат в 2 раза, а в итоге тоже «2». В такой ситуации невозможно поддерживать мотивацию ученика, не говоря уже о том, чтобы её повышать.

Отношения «ученик-учитель» определены контролирующей функцией наставника. Учитель – контролёр. Это никак не поднимает авторитет учителя, ну, и конечно, не мотивирует ученика. Представьте, что вас каждый день только контролируют, а не советуют и помогают. Комфортно ли будет работать в таких условиях?

А страх перед плохой оценкой? Причём, заметьте, не перед тем, что я что-то плохо усвоил, а именно перед двойкой.

Отношения «родитель- ребёнок» и «учитель- родитель». Не стоит  забывать о субъективности оценивания. У ребёнка между «5» и «4». Поставлю ему «5», он так старался , а этому только  тройку, он вёл себя плохо на уроках. Или этот родитель всегда помогает классу.  Ну как такому ребёнку не поставить на балл выше.

Ребёнок не учится контролировать и оценивать себя сам, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно делать изо дня в день. Как следствие, у многих детей неадекватная самооценка.

Дети приходят в школу очень разные, но все они получили установку на то, что в школе их ждут новые знания, открытия. И у каждого ребёнка продвижение по этому пути индивидуальное. Успешность в школьников должна определяться не наличием пресловутых «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Если бы мы, взрослые, не сравнивали своих детей между собой, а сравнивали бы вчерашние результаты с сегодняшними достижениями, то в мире было бы гораздо больше счастливых детей. «Ты что получил за контрольную? А Петя?» «Ну почему Валя занимается на пятёрки, а ты не можешь?» и т.д. И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение систему критериального оценивания.

Что же такое критериальное оценивание?

 Оценивание – это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном? Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. В чем же отличие понятий нормы от критерия. Критерий – это эталон. Норма – показатель  большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.

Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,  соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как итоговая оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.

  Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся. Обязательным компонентом системы оценивания является вырабатывание критериев. Поэтому эту систему можно назвать критериальное оценивание.

Виды критериального оценивания

Формирующее и констатирующее оценивание

В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.

Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала. (Диагностические работы тоже сюда входят)

Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.

Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе, также как и взвешивание не помогает поросенку набирать вес. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.
Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через 
дифференцированное обучение
Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки 
самостоятельного обучения.

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.

Как показывает практика, оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным тогда, когда ученик чётко видит, за что ему выставлена та или иная оценка. Этого можно достичь путём применения критериального оценивания. В этом случае ответственность за своё обучение ученик берет на себя. И учитель не является "судьёй" при выставлении оценок. Критериальная система оценивания дает возможность определять, на каком уровне усвоения материала находится ученик. Система совершенно прозрачна и для родителей, что позволяет избежать конфликта между школой и родителями. При критериальном оценивании оценка ставится за каждое задание. Осуществляется функция обратной связи, когда ученик знает о своих успехах и пробелах. В этом случае отрицательный результат тоже результат, так как он определяет, куда, в каком направлении, двигаться дальше, и как его улучшить. В критериальном оценивании важно, что шкала оценивания начинается с нуля. Таким образом, оценивается не личность ученика, а его достижения. То есть решается проблема объективного оценивания учебных достижений учащегося.

Приёмы, формы и методы критериального оценивания.

При деятельностном подходе к обучению оценивание должно быть использовано для того, чтобы

-стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;

-помогать учиться на своих ошибках;

-помогать понять, что не получается и в какой степени;

-определять наличие тех или иных умений;

-устанавливать степень овладения умением;

-оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;

-мотивировать учащихся на достижение успеха;

-формировать действие контроля и оценки на основе выделенных критериев.

При таких функциях оценивания отметка как форма количественного выражения результата деятельности учащихся теряет свой привычный смысл. В этих условиях оценка должна отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.

Основной функцией контроля и оценки становится определение учеником границ своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а так же осознания проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. Перспективная цель такого оценивания заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Принципы критериального оценивания.

Основными принципами критериального оценивания являются:

критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими);

приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы));

гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);

естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

При критериальном оценивании образовательный процесс должен быть простроен таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно оценки  за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые результаты. Какие же критерии существуют для оценки письменных работ в начальной школе. Предлагаю познакомиться с  критериями оценки письменных работ (Критерии представлены в памятках)

Памятки представлены в приложении 1

    Практическая значимость критериального оценивания:

Оценивается только работа учащегося. Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

 Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

 Учащимся:

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.

3. Доклад «Особенности оценивания детей с ОВЗ» (Грушева А.А)

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

         В своем выступлении я хотела бы остановиться на проблеме инклюзивного обучения и оценивания результатов обучения как составляющих образовательного процесса, раскрыть основные принципы, которых должны придерживаться преподаватели при оценивании в условиях инклюзивного обучения.

       В современном мире возможности людей с особыми возможностями здоровья приравнены к возможностям здоровых людей. Это касается и образовательной сферы. В связи с этим развитию и совершенствованию инклюзивного образования уделяется особое внимание.

        Инклюзивное образование, представляя собой процесс полного включения детей с особыми возможностями здоровья во все аспекты школьной жизни, требует приспособления среды к потребностям ребенка, а не наоборот. Такое образование дает ребенку возможность обучаться по индивидуальной программе, без каких-либо трудностей вне отрыва от классного коллектива. Тем не менее, реализация инклюзивного образования порождает некоторые трудности для преподавателей. Встает вопрос о технологии и методах оценивания результатов обучения при инклюзивном обучении.

       Разработка методов и форм оценки результатов обучения конкретного ребенка в инклюзивном классе является одним из ключевых вопросов в области реализации адаптированной учебной программы. Наиболее важные показатели эффективности работы преподавателей и специалистов психолого-педагогической поддержки отражаются в положительной динамике развития ребенка. Оценка содержания «движения» ребенка в определенный период времени непосредственно связано с задачами, которые установлены учителем, родителями и специалистами по поддержке в разработке индивидуальной образовательной программы. Чтобы избежать трудностей при оценке результатов обучения при инклюзивном образовании, деятельность учителя должна основываться на следующих принципах:

1. Оценивание представляет собой непрерывный процесс, естественно, интегрированный в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения допускается диагностическое и срезовое использование оценки. Также итоговая оценка может быть установлена как общий результат накопленных оценок за период обучения.

2. Оценка может быть только критериальной. Основными критериями оценки являются планируемые результаты обучения (в случае разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП) – задача разработки программного материала на индивидуальные способности на уровне ребенка). В то же время правила и критерии оценки должны быть известны заранее учителю.

       Иногда необходимо разделить общие критерии оценки работы на более мелкие, местные. В каждом случае, учитель говорит ребенку, по каким критериям будут оцениваться работы, а также информирует об этих критериях наставника и родителей. Ведущий критерий влияет на форму выполнения конкретной задачи ребенком.

3. Оцениванию с помощью отметки может подвергаться только деятельность учащегося и результаты этой деятельности, но никак не личные качества ребенка. Оценке поддается только то, чему учат.

4. Система оценки должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся были включены в деятельность по контролю и оценке, приобретая навыки и привычки к самооценке и взаимооценке.

        Предлагаю ознакомиться с Рекомендациями учителям по обучению детей с ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы

изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с

целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

В процессе обучения учителю следует:

 использовать четкие указания;

 поэтапно разъяснять задания;

 учить последовательно выполнять задания;

 повторять инструкции к выполнению задания;

 демонстрировать уже выполненное задание (например, решённая математическая задача).

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

 чередовать занятия и физкультурные паузы;

 предоставлять дополнительное время для завершения задания;

 предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

 использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального

заполнения;

 использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;

 обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

 использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и

затраченными усилиями;

 ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки;

 оценивать работу учащегося, который плохо справляется с тестовыми

заданиями, на уроке;

 акцентировать внимание на хороших оценках;

 разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

 проводить оценку переделанных работ;

 использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

 использовать вербальные поощрения;

 свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться

более на позитивное, чем негативное;

 составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и

умения школьника;

 предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться,

когда этого требуют обстоятельства;

 разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный

момент;

 игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

 разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения,

которое является непреднамеренным;

 осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о

необходимости применения медикаментозных средств или указывают на

переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Стараться в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение.

        Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому следует предлагать им задания дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей

детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен

продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с

детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому

неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении

считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие.

       Известно, что деятельность человека, и в частности ребёнка, является фактором развития его личности. Однако фактором развития личности становится не столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.

       Технологически деятельность учителя по созданию ситуации успеха его учеников обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами:

•подбадривающие слова и мягкие интонации,

•мелодичность речи,

•корректность обращений,

•открытая поза и доброжелательная мимика.

       Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, вначале следует: «снять страх» — помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих.

       Используются следующие фразы: «Мы все пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…», «В контрольной работе нет таких заданий, с которыми вы бы не справились…», «Этот материал мы с вами полностью изучили…», «Подобные задания мы выполняли не один раз…».

       В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией «авансирование» — фиксация на достоинствах ученика — память, внимание, быстрота реакции, рассудительность и т. п. Учителю необходимо выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей, преодолеет трудности, с которыми он столкнётся на пути продвижения к цели.

Возможны фразы: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься, потому что…», «У вас обязательно получится…».

      Большое значение в стимулировании активности ребёнка имеет операция «внесение мотива» — смещение с цели на мотив (объясняется ради чего, ради кого совершается деятельность). Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…»

       Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребёнка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать операцию «персональная исключительность» — персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат.

Ёе парадигмы: «Только ты и мог бы…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…», «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!».

Особую необходимость в ней испытывают ученики слабые, имеющие множество проблем и традиционно негативно оценивающие себя и своё поведение. Персональная исключительность меняет их стереотипы, способствует проживанию новых отношений.

Завершается технологический алгоритм операцией «педагогическое внушение», которое побуждает к выполнению конкретных действий: «Начинай же…», «Нам уже не терпится…», «Так хочется поскорее увидеть…». При произнесении этих парадигм педагогом большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика.

       Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживанием в связи с увиденным: «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Особенно тебе удалось…».

        Для обеспечения доступного качественного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов большое значение играет профессионализм педагогов.

Ведущий:

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе ее разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. Однако у субъектов широкомасштабного эксперимента до сих пор нет четкого понимания о путях перехода на другую философию оценивания. Педагоги, администрация школы недостаточно владеют альтернативными средствами оценочной деятельности учащихся, существует разное понимание того, что может подвергаться оцениванию в школе. Опытом безотметочного оценивания первоклассников поделится учитель высшей квалификационной категории Сызранцева И.О.

4. Из опыта работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории Сызранцевой И.О.

В первом классе система оценивания является безотметочной, но     учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика.

Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Такое обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.  

Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки  организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.

Приём – «Словесное оценивание».  В период первых школьных шагов детей  нельзя  скупиться  на похвалу, одобрение и  поддержку. Положительные эмоции должны сопутствовать  формированию  правильных  познавательных  и учебных действий.  Ребенок учится, прилагает огромные усилия, чтобы овладеть новым для него способом деятельности.         В  оценочных  суждениях  необходимо   придерживаться   некоторых  правил  и   не  забывать   о них, какой  бы  ребёнок  не  был перед нами:     - Нужно оценивать успехи ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.  - Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой.  - Хвалить самого ребёнка, а не его работу.  - Стараться  в  любой,  даже  в  самой   неудачной   работе,  найти   маленький  успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.                Слова,  которые  позволяют  учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке:   «Умница!»,   « Молодец!»,   «Отлично поработал!»,  «Прекрасный ответ!»,      «Хороший вопрос!»,      «Тебя было приятно слушать!», «Замечательно!» и др.        

Хочу отметить, что в силу разного характера, темперамента, психических и психологических особенностей детей, одних я хвалю в начале урока, других же ребят хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. Одного ребенка похвала побуждает к добросовестной дальнейшей работе на уроке, настраивает на положительный лад.  Другого - сбивает с ритма. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается.  

      Но всегда  недопустимо использование при неверном ответе таких фраз и слов:  « Неправильно»,  « Не думал», « Не старался»,  « Неверно».

       Лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение», «Давай послушаем других»  

       Следование этим принципам содействует формированию таких качеств

личности ребенка, как уверенность в своих силах, адекватная оценка возможностей, вырабатывается истинный познавательный интерес к учению.

        В своей работе я использую оценочные листы.

«Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика.

 Это позволяет учителю и родителям прослеживать динамику учебной успешности. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы, на которые нужно обратить внимание.

Лист достижений учащегося по русскому языку за 1 полугодие

Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____

Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания

1

Звуко – буквенный анализ слов

Последовательность звуков в слове.

Характеристика звуков.

Деление на слоги.

Ударение.

Составление схемы слова.

2

Каллиграфия

3

Списывание

Списать с печатного текста.

Списать с письменного текста.

4

Письмо под диктовку

Критерии оценки достижений:

      Н -  базовый уровень не сформирован

     Б  - сформирован базовый уровень

     Ч -  базовый уровень частично сформирован

     П - сформирован повышенный уровень

Лист достижений учащегося по математике за 1 полугодие

                    Ф.И. ученика:  _______________________________________ Класс_____

Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания

1

Умение вести счет до 10 и обратно

Выполни счет до 10 и обратно.

2

Умение находить место определенного числа в ряду чисел

1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.).

2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.).

3

Знание цифр и чисел до 10

Запиши количество предметов.

4

Знание состава чисел первого десятка

Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?

5

Сложение и вычитание в пределах 10

Вычисли: 6+3       5+2     9-5

                  4+3       6+4     10-8

6

Умение сравнивать предметы  по размеру, форме, цвету

Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету.

7

Умение определять взаимное расположение предметов в пространстве

Графический диктант:

От начальной точки 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 – вниз, 2 -влево

8

Временные представления

Ответь на вопрос что происходило раньше, позже

9

Умение сравнивать  группы предметов

Запиши количество кружков и количество квадратов. Сравни их количество, сделай запись используя знаки > < =Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг). Начерти отрезок нужной длины, определи длину отрезка, обозначь отрезок.

10

Геометрический материал

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг). Начерти отрезок нужной длины, определи длину отрезка, обозначь отрезок.

Критерии оценки достижений: 

      Н -  базовый уровень не сформирован

      Б  - сформирован базовый уровень

      Ч -  базовый уровень частично сформирован  

      П - сформирован повышенный уровень

Для оценки самостоятельной работы на уроках я  применяю ещё один инструмент, автором которого является Г. Цукерман -  «волшебные линеечки».  Волшебные  линеечки»  являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка  позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию.

Линеечка - это пятиуровневая шкала, на которой дети отмечают уровень выполнения работы: высокий, средний и низкий. Для оценивания ученик рисует шкалу на полях тетради напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания я провожу беседу, в ходе  которой ребёнок пытается обосновать свой выбор на линеечке; выясняем, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, я ставлю свои крестики на линеечках. Получив тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». Несовпадение оценок будет  поводом для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.  

Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. Именно с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться». 

Еще один прием, который я использую - «Аплодисменты».  Очень нравится ребятам в начале учебного года и  направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Если  согласны с ответом - хлопаем в ладошки, если не согласны - не аплодируем.

1 четверть для первоклассников самая сложная, поэтому учителю необходимо создать условия для благополучной адаптации первоклассников к режиму школьной жизни,  обеспечить комфортную атмосферу в классе, создать и поддерживать ситуацию успеха. Этому как нельзя лучше способствует второй прием, применяемый  мною - «Дерево нашего успеха». 

Плоды (у нас красные яблоки) – дело прошло полезно, плодотворно;  зеленый листик – получилось почти все, дело прошло неплохо;  желтый листик – не все получилось, но мы старались.

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок:  «Знаю и понятно». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Немного что-то знаю». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: « Не понял!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. 

Что же даёт безотметочное обучение? Самое главное - это отсутствие страха получить плохую отметку и показать её родителям, неправильно ответить. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они поняли, что можно открыто сказать о своих затруднениях, не стесняться допустить ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения.    

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.

Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переходность в действиях учителя и учащихся.

В связи с этим, одна из задач учителя организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Мы предлагаем посмотреть как учитель начальных классов Кондрашова Е.Н. на уроке русского языка по теме «Как переносить слова с одной строки на другую?» реализует оценочные методики на практике.

5. Видеофрагмент урока русского языка «Как переносить слова с одной строки на другую?» 2 Ж класс, учитель первой квалификационной категории,  Кондрашова Е.Н.

Технологическая карта фрагмента и самоанализ представлены в приложении 2

Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет. Какие  существуют  педагогические приемы формирования контрольно- оценочной деятельности  у младших школьников расскажут учителя нашей начальной школы.

6. Мастер – класс

Тема «Педагогические приемы формирования контрольно – оценочной деятельности учащихся начальной школы»

(Татарова С.А., Петрова Ю.Н.)

Ход мастер-класса

        - Уважаемые коллеги, разрешите представиться. Меня зовут Петрова  Юлия Николаевна, сегодня мы хотим поговорить о формировании контрольно- оценочной деятельности  в начальной школе и о том, какие педагогические приемы можно использовать для её обеспечения.

- Тема мастер-класса: «Педагогические приемы формирования контрольно – оценочной деятельности учащихся начальной школы»

- Внимание на экран

(Ролик « К/ж. Ералаш» Робот – учитель)

- Робот- учитель проводит урок в классе. Все дети дурачатся, балуются, а один мальчик спокойно сидит и ему за это ставят двойку, т.к. робот считает, что он бездействует.

- Скажите, возможно, ли обучение без оценивания результатов действий или поступков ребенка? («Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка» Ш.А. Амоношвили )

- Всегда ли наши дети понимают за что и почему им ставят ту или иную оценку? Как в ролике Мухин не понял.

- Необходимо определить критерии оценивания.

- Я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент приема критериального оценивания на  уроке литературного чтения во 2 классе «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин  

Видеофрагмент

На видео был показан прием критериального оценивания. Показан этап проверки домашнего задания, вводятся критерии для оценивания чтения на высокий бал. Критерии оценивания вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися. 

Важно, чтобы учащийся сознавал, почему получена та или иная отметка, чтобы у него не опускались руки, и появлялось стремление добиться успеха.
           Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания и сориентировать школьников на достижение успеха в процессе урока? Как это сделать? 
В этом плане на уроках помогают некоторые приемы контрольно- оценочной деятельности

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест (тест раздаётся в группах)

1. Программа развития универсальных учебных действий представлена группой ученых под руководством…
А) В. Левченко
Б) П.Я. Гальперина
В) Л.С. Выготского
Г) А.Г. Асмолова
2. В каком виде универсальных учебных действий в основе лежат самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания?
А) личностном
Б) регулятивном
В) познавательном
Г) коммуникативном
3. Этот вид УУД обеспечивает социальную компетентность.
А) регулятивный
Б) коммуникативный
В) личностный
Г) познавательный
4. Эти УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по ее этапам: от осознания цели – через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
А) регулятивные
Б) личностные
В) познавательные
Г) коммуникативные
         Поднимите, пожалуйста, руку те, кто уверен в том, что все задания выполнены верны.
            Прежде чем вам сдать свою работу на проверку, возьмите цветные карандаши и отчертите поля:
Красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить», синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». Желтые поля «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».

Этот приём называется "Цветные поля". Он используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Этот прием удобен и детям, и учителю.  Как вы думаете почему?
Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Таким образом, у обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.

Прием «Оценочный поезд»

Предлагаю Вам выполнить небольшое задание - вставить пропущенные буквы

           Чуть со_нце пригрел_    откосы

           И стал_    в л_су пот_плей,

           Б_рёза з_лёные косы

           Развесила с тонк_    ветвей.

            Вся в бел_   платье одета,

           В с_рёжках, в л_стве кружевной

           Ст_ит, ярким со_цем согрета,

           Она на опушк_   л_сной.

            Участники семинара выполняют работу.

             - Уважаемые участники, давайте договоримся по какому критерию будем оценивать работу (правильность)

           - Давайте решим, что будет считаться абсолютно правильная работа (отсутствие ошибок)

Итак, отсутствие ошибок – высокий уровень

Средний уровень 1-4 ошибки

Низкий уровень – более 4 ошибок

- Сравните свои ответы с образцом и сейчас мы с вами образуем оценочный поезд.

Учителям раздаются шапочки с фразами «Нет ошибок», «Допустил 1-2 ошибки», «Допустил более 2 ошибок». Остальные педагоги образуют состав.

- Далее выясняется почему были допущены те или иные ошибки и что нужно сделать чтобы потом их не допускать.

Прием Внутренний и внешний круг

Цель приёма: возможность учащимся провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.

Уважаемые педагоги я предлагаю Вам  образовать два круга: внутренний и внешний. Встать  лицом друг к другу и задать друг другу вопросы по теме «Оценивание». Педагоги из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. 

Я передаю слово своей коллеге, учителю начальных классов, Татаровой Светлане Алексеевне.

- Предлагаю вашему вниманию  мастер - класс по применению приёмов формирующего оценивания, используемых в 4 классе.

 Прогностическая оценка

 Участникам  даются карточки со словами и карандаши двух цветов – зелёного и синего.

Задание: поставьте верно, ударение в словах. (Слова из задания ЕГЭ)

Баловать,  дремота, жалюзи, донельзя, закупорить, зубчатый, исчерпать, ломота, ненецкий, насорит, принудить, пуловер

Правильные ответы:   БаловАть , дремОта, жалюзИ, донЕльзя, закУпорить, зубчАтый, исчЕрпать, ломОта, нЕнецкий, насорИт, принУдить, пулОвер

-На карточке написаны слова. Нужно поставить ударение, соответствующее орфоэпическим нормам русского языка.

-Перед выполнением задания спрогнозируйте, насколько успешно вы справитесь. На листочках шкала, нужно указать уровень предполагаемой успешности выполнения задания.

-Критерии : ударения поставлены  верно во всех словах - наивысший уровень, ошибки в 1-2 словах- высокий уровень, 3-5 ошибок- средний, более 5 ошибок- низкий.

 Выполните прогностическую самооценку зелёным карандашом.

-Расставьте ударение.

-Сравните свои варианты с орфоэпическими нормами русского языка. На слайде - верные ответы.

-Отметьте на шкале реальный  уровень успешности выполнения этого задания синим цветом.

-У кого совпала прогностическая самооценка с реальной? У кого выше? Ниже?

 Прогностическая оценка  является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребёнок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего этот способ оценивания применяется на самостоятельных, проверочных работах

Получая работу, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть ли расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Анализ результатов этой работы позволяет  понять направление дальнейшей работы, как над предметными навыками учеников, так и над способностями к адекватной самооценке.

Кластер (карты понятий)

Кластер — это графическая форма представления  информации. Он  способствует систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.

В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями или стрелочками.

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.

Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке в паре, группе, индивидуально, а также в качестве домашнего задания.

Данный приём позволяет формировать и развивать у учащихся следующие умения:

- выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

- сравнивать и анализировать;

- проводить аналогии.

-На слайде представлены фото  несколько кластеров, составленных детьми на уроках.

- Предлагаю,  составить карту понятий по теме  «География России»   на листах бумаги А-3 с последующим представлением работ. (Групповая работа)

Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включается в процесс урока, но и может использоваться во  время выполнения домашнего задания. В этом случае у родителей есть возможность увидеть уровень усвоения ребёнком темы и вопросы, которые вызывают у него затруднения. Лист самооценки может заполняться как по результатам конкретного урока, так и в конце изучения раздела.

Мастер-класс:

-Пожалуйста, выполните самооценку осведомлённости  и уровня готовности применять на практике методов формирующего оценивания.  Участникам раздаются листы самооценки, предлагается заполнить.

                    Лист самооценки  по теме семинара

Знаю хорошо, уже использовала в работе

Было знакомо,

но на практике не использовалось

Открыла новое для себя, применю на практике

Не вижу пользы, использовать не буду

Светофор

Волшебные линеечки

Прогностическая оценка

Карты понятий

Листы самооценки

Электронное письмо

Цветные поля

Сделать вывод об осведомлённости по теме семинара и готовности педагогов использовать методы  формирующего оценивания.

Электронное письмо – метод, который позволяет учителю и ученику оценить степень понимания, погружённости в изучаемую тему, сформировать свои дальнейшие действия по её углублению, повторению, устранению затруднений или ошибочных представлений по теме, разделу.

Мастер-класс: участникам предлагается написать электронное письмо организаторам семинара о том, насколько интересна  и полезна для их практической   педагогической  деятельности его тема.

Арт – рефлексия с цветным песком.

- Педагоги высказывают своё мнение о семинаре и высыпают цветной песок в вазу.

- Уважаемые коллеги, вы можете поделится опытом по использованию оценочных приемов в своей работе.

Рефлексия Аплодисменты

Удачи вам, коллеги,  и новых творческих находок!

7. Подведение итогов семинара

- Уважаемые коллеги, психологический прогноз подтвердился? Удовлетворены ли вы выбранным цветом и своей позицией на семинаре?

Удачи вам,
Уважаемые учителя!
Добрые, скромные и деловые.
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
в школьные классы,
Одни — как в клетку,
другие — как в храм.

- Спасибо всем за работу. До новых встреч.

Приложение 1

Критерии оценивания в начальной школе

Письменные работы

Русский язык. 
Диктант. 
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). 
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 
«2» – ставится, если допущено более 6 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. 

Ошибкой в диктанте следует считать: 
• нарушение правил орфографии при написании слов; 
• пропуск и искажение букв в словах; 
• замену слов; 
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; 
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 

За ошибку не считаются: 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; 
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; 
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла. 

За одну ошибку в диктанте считаются: 
- два исправления; 
- две пунктуационные ошибки; 
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 

Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове; 
- недописанное слово; 
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; 
- дважды записанное одно и то же слово в предложении. 

Грамматическое задание. 
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; 
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; 
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; 
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; 

Списывание текста. 
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; 
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 
1 исправление (2 и 3 кл.); 
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.); 
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.); 

Контрольный диктант. 
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). 
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); 
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. 
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. 
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. 

Оценки за контрольный диктант
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; 
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; 
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; 
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок; 

Оценки за грамматические задания.
 
«5» – всё верно; 
«4» – не менее 3/4 верно; 
«3» – не менее 1/2 верно; 
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий; 

Словарный диктант Количество слов 
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта. 
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов; 
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов; 
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов. 

Контрольное списывание. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.); 

Математика.

Контрольная работа. 
Примеры. Задачи. 
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки; 
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.


Комбинированная. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче; 
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен; 
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок. 

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. 
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.


За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.


За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Безотметочное обучение в 1 классе в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) ИкомасоваС.В.,учитель высшей квалификационной категории

Слайд 2

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Оценочный лист О Оценочный лист по метапредметным результатам ученика

Слайд 3

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Лист достижений учащегося по математике

Слайд 4

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" фото Лист достижений учащегося по русскому языку

Слайд 5

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"

Слайд 6

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"

Слайд 7

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"

Слайд 8

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"

Слайд 9

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"

Слайд 10

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"

Слайд 11

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"

Слайд 12

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Спасибо за внимание

Слайд 13

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"

Слайд 14

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»Выступление на МО учителей начальных классов....

"Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

quot;Организация контрольно-оценочной деятельности  в условиях реализации ФГОС"...

Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС

 Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занима...

Презентация "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

 Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занима...