Коррекция познавательных интересов у детей, обучающихся на дому
методическая разработка на тему

Курдина Нина Михайловна

    Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом все более возрастают, тогда как школьники с нарушениями интеллектуального развития в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде. Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии – это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов. Важным средством повышения эффективности обучения таких детей является коррекционно-развивающая работа, которая органически сочетается с учебным процессом как в урочное, так и во внеурочное время.                                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция познавательных интересов у детей, обучающихся на дому

    Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом все более возрастают, тогда как школьники с нарушениями интеллектуального развития в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде. Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии – это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов. Важным средством повышения эффективности обучения таких детей является коррекционно-развивающая работа, которая органически сочетается с учебным процессом как в урочное, так и во внеурочное время.                                                                                                                          

     Познавательная активность у школьников с нарушениями интеллектуального развития проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной познавательной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения – только внешняя.

         От чего зависит развитие познавательной активности?

     Развитие познавательной активности ребёнка напрямую зависит от уровня психических процессов.    

    Восприятие считается первичной ступенькой познания. Ощущения и восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот симптом оказывает влияние на всё развитие: наблюдается замедленность и суженный объём зрительного восприятия.

 Кроме этого показателями познавательной активности ребенка являются:

1.   Сосредоточенность, концентpaция внимания на изучаемом предмете, теме. У учащихся школы наблюдаются расстройства всех видов внимания. Устойчивость снижена. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим, обучающиеся  затрудняются пользоваться словесной инструкцией. Произвольное внимание нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.

2.   Для детей с ОВЗ характерны несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия, противостоять любым воздействиям. Наши дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых, наряду с этим, они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление доводам, сделать наперекор всему.  Л. С. Выготский писал:” В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка”. Личность формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

3.     Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых - учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребёнка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребёнка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребёнку, но и отношение к нему и самому и себе.

4.  Особо необходимо отметить роль психологического климата, оказывающего влияние на деятельность и эмоциональное самочувствие обучающихся на дому.

   В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

   В результате коррекционно - развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем  осуществления  специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный  характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили Ш.А.) в индивидуальном обучении направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся

ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.

В  учебно- воспитательном процессе я использую:

компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения; -использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;

тестовые технологии (презентации);

-аудиовизуальные технологии;

компьютерные тренажеры.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми на дому. Часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

дополнительные упражнения;

оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а, следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

   Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

   

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у детей

В статье даются рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у детей...

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Повышение познавательного интереса у детей в начальной школе.

На протяжении нескольких лет работы я заметила, что занятия русским языком не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают этот предмет скучным. Я задумалась над тем, как пробудить интер...

Влияниевнеклассной работы по математике на повышение качества знаний и познавательного интереса учащихся детей младшего школьного возраста

Влияние внеклассной работы по математике на повышение качества знаний  и познавательного интереса учащихся детей младшего  школьного возрастаВ работе была выдвинута гипотеза: регулярное пров...

Формирование познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельнос...

Презентация "Коррекция познавательных интересов"

Коррекция познавательных интересов...

Карта диагностики познавательного интереса и активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

данная форма диагностического обследования позволяет выявить уровень познавательного интереса у  обучающихся с нарушением интеллекта...