Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах.
статья на тему

Игровая технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Ендонова Жаргалма Викторовна,

учитель начальных классов

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое  окно,  через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский 

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь игровые технологии, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

    Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Цель: рассмотреть и разобрать роль использования игровых технологий в процессе обучения русскому языку в начальных классах.

Задачи:

  1. Рассмотреть роль применения игровых технологий при обучении в начальных классах.
  2. Проанализировать результат педагогической деятельности, по использованию в своей работе игровых технологий.

   

Объектом исследования является: применение игровых технологий на уроках русского языка.

     В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему ан Как сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно-понятным для ребенка? Одним из средств сохранения и получения радости во время учебы является игра. Ни для кого не секрет, что игра- это часть учебного процесса.

Использование игр в учебе развивает активность, логику, мышление, наблюдательность, внимательность, творческое воображение В результате у детей появляется интерес к русскому языку.

По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на дидактические, интеллектуальные, подвижные и т.д. Разве можно представить детей без игр, тем более на уроке русского языка?

Каждый раз готовясь к очередному уроку, я думаю, чем бы заинтересовать детей в этот раз, какие применить игры или задания. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках.

Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книгак- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;

Игра « Найди букву», например: т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д

Игра « Путаница» -рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо),

Игра « Змейка» ,например: астра- аист-туфли-иголка-апельсин-нос-санки-игрушка и.тд

Кто как голос подает? Воробей (чирикает), ворона(каркает),собака(лает) и т.д.

Кто чей ребенок? Указать стрелками:

Корова жеребенок,

Курица теленок;

Лошадь цыпленок

Составить слова из слогов: мо, ко, ло; (молоко);а,син, пель(апельсин); ре,за,бе(береза) ; ко,ло,яб( яблоко); ведь,мед ( медведь) и т.д

Исправь ошибки:

верблют(д),каза(о), ачки(о),званок(о), агарот(о,о,д),загатка(д), даска(о),со\нце(л),гарох(о), внушка(ч),ана(о), крушка(ж);

Пропущенные слоги: .... стрюля; ..чик; ... радь; ... са; ... ведь; ...нан; .... ла; В этой игре дети на одно слово дают множество вариантов ответов, например(чик) –мальчик,зайчик, кончик ,пальчик и т.д., т.е опять же интерес к предмету, пополняется словарный запас, развивается активность, логика, оттачивается произношение слов.

Усложненные виды заданий: «Анаграмма» путем перестановки букв образовать новые слова. Здесь дети узнают новые слова

Лес – сел; ложка-жалко; насос-сосна; банка-кабан; крот-корт; лама-мала, Казан- наказ ;

 «Кто где живет?» соотнести стрелками:

Медведь   нора

Белка        берлога

Лиса         дупло

Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;

Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка ( заколка),

ализ и синтез, делает обобщения.

    Несмотря на мой небольшой педагогический опыт, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, к учебному предмету.

Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

    Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока. НУЖНО ВСЕГДА ПОМНИТЬ:

 Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.

  1. Нужно всегда знать ЦЕЛИ использования игры.
  2. В играх должно быть задействовано как можно больше обучающихся.
  3. Игры должны соответствовать возрасту,   т. е. быть ДОСТУПНЫМИ.
  1. Игры служат развитию всех видов речевой деятельности.
  2. Необходимо соблюдать умеренность в использовании игр на уроках.

   На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме. «Найди слово в слове»

2.Игры-путешествия. Урок-игра (путешествие) «Страна Языка»

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.  «Знатоки русского языка», "Занимательная грамматика"

  1. Орфоэпические минутки 

    Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Опираясь на игровые технологии, учитель впервые дает и знакомит младших школьников с основами наук. Именно через обучение посредством игровых технологий в начальной школе происходит процесс овладения знаниями.

    Игра в жизни ребенка занимает важное место. Посредством игровых технологий в начальной школе проводятся уроки. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

    Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.

Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.

 Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя , от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.

Проблеме формирования игровой деятельности в детской психологии отводится значительное место. Как показали в своих трудах Л.С.Выготский и  А.Н.Леонтьев, игра является ведущей деятельностью, в процессе которой формируются основные психические процессы ребенка. «Сделать серьезное занятие занимательным для ребенка – вот задача первоначального обучения» - писал К.Д.Ушинский.

А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности. Игра есть практика развития.  Ребенок  играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

Г.К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова  и другие), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.

 Применяя на своих уроках игровые технологии я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:

  • формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания  и применять их на практике;
  • создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;
  • повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
  • В классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
  • развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

      Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.

Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"

Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....

Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен  во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Игровые технологии играют важную роль на уроках в начальной школе....