Выступление на РМО
методическая разработка на тему

Групповая работа как средство формирования  УУД в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppah.docx26.07 КБ
Файл gruppovaya_rabota.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство формирования  УУД в начальной школе.

   Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных технологий. Поэтому, освоение и внедрение технологий обучения становится актуально.      

Групповые технологии  предполагают такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет
на развитие их речи, мышления, интеллекта, ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и конечно личностных).

Групповая   технология  -  это  целостная система, со своей целью, содержанием, методами и формой организации обучения, процедуры контроля и оценки, направленная  на развитие личности обучающегося. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

Виды групповой работы.

Звеньевые  -  предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп обучающихся.

Бригадные -  временные группы обучающихся.

Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, объемного  задания. 

Дифференцированно-групповая форма обучения предполагает, как постоянные, так и временные группы  обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

Технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника. На первом этапе необходимо научить младших школьников сотрудничеству друг с другом при выполнении учебных заданий. Начинать здесь следует с обучения школьников приемам непосредственного  взаимодействия друг с другом при фронтальной работе:

 -  ученик при затруднении сам вызывает себе помощника;

 -  для оценки своего ответа ученик  сам назначает рецензента;

-  использование приемов несловесного общения: значков «+»  -  согласен;.« - »  -  не согласен;-  « ? »  -  не  понял;

-  требование учителя при групповой работе представлять неиндивидуальные результаты  работы учеников, а результаты работы всей группы в целом;

-  использование игр, развивающих умение слушать другого;

Технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника.

Коллективные виды работ делают урок более интересным живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Работу в парах начинаем вводить с первого класса.

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)

Те вопросы,  на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Работа в группах

Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.

Дети, работая группами:

  • решают, составляют задачи,
  • ищут наиболее рациональный способ решения;
  • составляют план произведения, инсценируют;
  • готовят коллективный пересказ,
  • пишут продолжение рассказа;
  • разгадывают кроссворды, головоломки.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю  зиму?»

Интересный приём «Ручеёк».

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

         

    В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

     Говоря о коммуникативных УУД, имеется  в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.  Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Чётное количество участников обучения обуславливается тем, что занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из учеников, имеющих одинаковый уровeнь познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т. п. Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:

•        все роли заранее распределены учителем;

•        роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

•        участники группы сами выбирают себе роли.  

Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами:

•        внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту;

•        обратить внимание на логику изложения материала;

•        установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными примерами, фактами;

•        тактично исправлять допущенные ошибки;

•        внести необходимые существенные дополнения;

•        дать обоснованную оценку ответа.

   Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников.

    На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно вовлекая учеников в посильное осуществление некоторых доступных для обучаемых действий, необходимых для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.

    Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя детям, что у них получилось правильно, а что не удалось.

    Далее дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником он оценивает результаты его работы.

     На следующем этапе работы группы помощь учителя минимальна. Дети, получив задание и учитывая выполняемые каждым из них функции (роли), сами регулируют взаимодействие с партнёрами на всех этапах учебной работы. От утверждения своей собственной индивидуальной позиции в решении задачи участники переходят к обсуждению оптимальных путей совместного выполнения работы. На основе таких обсуждений выявляются вопросы, подлежащие уточнению, которые могут быть заданы учителю.

    Наконец, по мере овладения навыками самоорганизации совместной работы, дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям.

    Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.      Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе Михайлова Елена Николаевна МБОУ «Излучинская ОНШ» учитель начальных классов

Слайд 2

Г рупповые технологии предполагают такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта, ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и конечно личностных). Групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе

Слайд 3

Звеньевые - предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп обучающихся. Бригадные - временные группы обучающихся . Кооперированно -групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, объемного задания . Дифференцированно-групповая форма обучения предполагает, как постоянные, так и временные группы обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Виды групповой работы

Слайд 4

типу работы; теме работы; уровню сложности задания с учетом развития обучающихся. Группы учащихся могут различаться по :

Слайд 5

Работа в группах целесообразна и эффективна на различных этапах урока при : изучении нового материала, закреплении полученных знаний, повторении изученного, проведении контроля знаний, организации творческих работ, организации проектной деятельности. Место групповой работы в организации учебной деятельности

Слайд 6

Этапы работы над проектом: - проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. - проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. - поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. - продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы. - презентация – публичное предъявление результатов проекта .

Слайд 7

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: - социальные навыки : умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь; - коммуникативные навыки : учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. - мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. - исследовательские навыки : обучающиеся учатся проводить исследование, наблюдать , выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение; - информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт ); - презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения; - рефлексивные навыки : отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; - оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

Слайд 8

В четвертом классе предполагается работа над проектом «Великая Отечественная война в воспоминаниях» (2 полугодие « О кружающий мир» с.205) Цель работы над проектом: развитие чувства патриотизма у младших школьников. Задачи : - приобщать к прошлому и настоящему через связь поколений; - способствовать воспитанию чувства гордости и уважения к старшему поколению, подарившему нам Великую Победу; - воспитывать гражданскую позицию и семейные ценности.

Слайд 9

Предполагаемые конечные результаты 1. Достижение цели - пробудить интерес младших школьников к событиям Великой Отечественной Войны. 2. Развитие чувства патриотизма. 3. Закрепление сведений о родственниках - участниках Великой Отечественной войны через написание сочинений . 4. Приобретение обучающимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников. 5. Создание банка информации о родственниках - участниках Великой Отечественной войны.

Слайд 10

Учащиеся разделились на группы, выбрали старших, определили направление работы каждой группы. Первая группа писала сочинения о воевавших в Великую Отечественную войну прадедушках, а также подготовила выставку военных фотографий, наград, г рамот . Вторая группа подбирала материал о городах – героях, готовили презентации. Третья группа узнала адрес ветерана Великой Отечественной войны Лаценова Г.И., подготовили анкету для интервью, посетили ветерана и оформили о нем материал. Четвертая группа выучили стихи о Великой Отечественной войне, составляла банк информации о родственниках -участниках Великой Отечественной войны . Пятая группа готовила наглядный материал (слайды, рисунки, поздравительные открытки). Учитель - координатор и консультант.

Слайд 11

Первая группа составили план сочинения о прадедушках, которые прошли Великую Отечественную войну. Вторая группа определили города-герои, о которых будет собрана информация. Третья группа составили вопросы для интервью с ветераном Великой Отечественной войны Лаценовым Г.И . Четвертая группа – подготовили список произведений о Великой Отечественной войне, которые могут порекомендовать для чтения одноклассникам. Пятая группа выполнили эскиз для оформления стенда «Я помню! Я горжусь!». Этап проектирования (работа в группах)

Слайд 12

Сбор информации В процессе работы над проектом дети готовили мини – доклады о городах-героях, работали вместе с родителями с домашними архивами, писали сочинения о своих прабабушках и прадедушках - участниках Великой Отечественной войны, брали интервью у участника Великой Отечественной войны, подбирали музыку и слайды, рисовали рисунки, оформляли стенд.

Слайд 13

Ученики углубили знания по теме «Великая Отечественная война и Великая Победа», научились достигать поставленную цель, вести исследовательскую работу, проявили заинтересованность, творчество, взаимопонимание и сотрудничество . На уроке окружающего мира каждая группа представила продукт проектной деятельности .В ходе выступлений обучающихся был оформлен стенд «Я помню! Я горжусь!»

Слайд 14

Оформлен стенд «Я помню! Я горжусь!»

Слайд 15

Банк информации о родственниках участниках Великой Отечественной войны. Брылкин Александр Павлович Лаценов Геогрий Васильевич Кармышаков Рагимчан Муксимович Киндеров Николай Васильевич Кротько Владимир Сергеевич Мясников Андрей Иванович Скоренко Петр Яковлевич Скоренко Мария Сергеевна Фирсанов Владимир Васильевич Фирсанова Александра Никитична Серогородский Василий Александрович- Герой Советского Союза Файзулин Галихан Янгирович Файзулин Халил Шелестунова Миланья Сергеевна

Слайд 16

Город-герой Ленинград Город-герой Волгоград

Слайд 17

Ученица Фирсанова Ксения- участница фестиваля детского и юношеского творчества «Чтобы помнить!» ( К.Симонов «Жди меня»)

Слайд 18

Собран и оформлен материал о ветеране Великой Отечественной войны Лаценове Георгие Васильевиче, проживающем в п. Излучинск

Слайд 19

Михайлова Евгения заняла III место в районном конкурсе сочинений «Помним 41-й, помним 45-й!», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Слайд 20

Лучшие работы направлены для участия в конкурсе рисунков «Я рисую Победу»

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....