Выступление на семинаре.2016г.
статья на тему

мушиц оксана александровна

Педагогические приемы 

формирования УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_priemy_dlya_formirovaniya_uud1.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приемы  формирования УУД

   Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности, как желания и умения учиться , развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые помогают формированию УУД.

   УУД , их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащихся, в том числе социальной и личностной.

Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы повысить интерес к учебном у материалу, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы ясно осознал, работая над учебным материалом, зачем это ему нужно».

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Педагогические приёмы

Я  собрала  приёмы, способствующие формированию УУД. Их можно использовать в деятельности учащихся на разных этапах урока.

Личностные УУД

  • Задания массивом –

 

1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. 
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
 2. Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

  • Выход за пределы

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.

  • Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ

  • Лови ошибку

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

  • 2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими

Театрализация: Разыгрывание сценок на учебную тему, постановка

отрывков сказок, рассказов, озвучивание персонажей сказок и героев  

мультфильмов

  • Идеальное задание :Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся

  • Деловая игра « Я- учитель» :

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.          Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

Регулятивные УУД

  • Лист защиты:

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

  • Обсуждаем домашнее задание:

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.

  • Вход в урок:

учитель начинает урок с "настройки".  Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения).  Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты "входа" в урок

  • Вопрос к тексту:

при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке;
—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто. К изучаемому тексту предлагается за определенно время составить вопросы: почему, как доказать, как объяснить, в каком случае, каким образом и т.д.

  • Повторяем с контролем:

Ученик разрабатываю списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс список, можно провести контрольный опрос по одному из них

    Знакомьтесь с критериями : учитель знакомит школьников с    

    критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

  • Работа в группах:  причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

  • «Жокей и лошадь»:

Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.

  • Работа в парах:

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить учеников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

  • Светофор:

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор». «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.  ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

Мордашки: Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

  • Листы самоконтроля и самооценки:  

Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно. Лист самооценки оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целе-полагания и рефлексии. Можно включить работу с листом оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период. 

  • Хорошо – плохо:

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Познавательные УУД

  • Дай себе помочь:
  • учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

  • Мозговой штурм:

широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения практических проблем. Его цель – организация коллективной, мыслительной деятельности по поиску не традиционных путей решения проблем. Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  • Творческое усвоение школьниками учебного материала;
  • Связь теоретических знаний с практикой;
  • Активизация учебно–познава - тельной деятельности учащихся;
  • Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • Формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.
  • Свои примеры:

Ученики готовят свои примеры к новому материалу, сочинения своих задач, выдвижение своих идей по применению изученного материала.

  • «Да» и «нет»:

Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

  • Опрос по «цепочке» ( волшебная палочка):

Волшебная палочка передается в классе в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу.  Например передающий называет любое число , а другой на 2 больше и т.д. На русском языке сущ+ прил= глагол.

  • Тренировочная контрольная работа:

Учитель проводит традиционную контрольную работу, но отметки по ней выставляются только по желанию учеников. Разрешается использование справочников, словарей и т.д.

  • Фантастическая добавка

Преподаватель дополняет реальную  ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию  на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, придумать фантастическое растение и животное, перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина.

  • Удивляй:

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей

Коммуникативные УУД

  • Взаимоопрос
  • Взаимопроверка
  • Организация работы в группах
  • «Да»и «нет»
  • Советуйтесь:

учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение

  • Мини- проект и мини- исследования:

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Используются методы современной науки лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.

Мини исследования: учитель подталкивает детей к правильному выбору темы исследования. попросим ответить на следующие вопросы. Например в стихотворении Я маму свою обидел, есть фраза я буду искать руду, Вопрос : где в нашей стране больше всего добывают руду?

  • Пересечение тем:

Ученики подбирают или придумывают примеры, задачи и идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.( прием позволяет каждый раз посмотреть на свои здания под своим угол. Например в тексте по чтению найдите слова с безударной гласной.

Таким образом включение в урок нестандартных ситуаций использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у учащихся, дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию., принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

        МБОУ Милютинская СОШ

Педагогические приемы  

формирования УУД

        Учитель:    Мушиц О.А.

25.03.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....