Анализ учебников начальной школы
учебно-методический материал на тему

Дуброва Инна Андреевна

Анализ учебников начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подростки начала XXI в. во многом отличаются от своих ровесников середины - конца прошлого столетия, в то же время их, как и большинство обучающихся детей мира, увлекают произведения с ярким, динамическим сюжетом, с элементами сказочными и фантастическими. Именно это, на наш взгляд, необходимо учитывать в процессе преподавания, корректируя содержание программ в каждом конкретном классе, ориентируясь на контингент учащихся для того, чтобы, заинтересовав чтением, формировать у школьников и читательские умения, и читательские предпочтения, и интерес к произведениям литературы высшего порядка, и вкус как таковой.

Наиболее выигрышно в этом плане выглядит фантастика для детей и подростков, так или иначе читаемая учащимися самостоятельно.

Привлечение такого рода литературы, безусловно, относящейся к виду массовой литературы, по нашему убеждению, способствует активизации познавательного интереса в области литературы вообще, следовательно - и
на уроках литературы в школе.

Фантастика - один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Чаще всего под фантастикой (от греч. phantastike - искусство воображать) подразумевают "тип художественных произведений, в конкретных образах отражающих вероятность научного проникновения в непознанное, опережающих художественные предположения". Р. Нудельман приводил такое определение фантастики: "Фантастика - специфический метод отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным им в принципе способом - невероятно, "чудесно", сверхъестественно".

Как отмечала М. И. Мещерякова, "своеобразием отмечены и художественные задачи фантастики, которая не столько представляет объекты действительности в их конкретном многообразии, сколько стремится к достижению широкого уровня обобщения, постижению сути, законов и смысла бытия. ...Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности в условно возможное (т.е. "псевдофакт")" (выделено нами. - Н. К.). Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная - с мифом (создание собственной концепции мира и бытия, различные представления об эволюции человека и социума) и наукой (научно-технический и социальный прогноз, популяризация знания). Функция познания мира и функция самовыражения сближает фантастику с собственно художественной литературой. "Объединяя в себе факт известный и факт предполагаемый, научное знание и воображение, фантастика оказывается оригинальным союзом двух методов познания мира". В отечественной и зарубежной фантастике существует множество направлений, но наиболее популярными в конце XX в. были альтернативная история, киберпанк, турбореализм и фэнтези. К последнему принадлежат практически все фантастические произведения для детей и подростков рубежа XX-XXI вв.

Фэнтези (англ. Fantasy) - "вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет "логической" мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению.

Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она  присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к  волшебной сказке, от сказки и легенды — к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь и фэнтези. Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. Оно часто используется как обозначение массовой литературы и киноиндустрии конца XX – начала XXI века. В отечественном литературоведении этот феномен современной культуры находится на стадии осмысления. Это  довольно распространенное явление в современной русской литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах.

В учебных программах почти отсутствует литература будущего, но жанр фэнтези включен. Но часто произведения этого жанра учителя дают как литературную сказку. Но ведь литературная сказка это другой жанр. И у учащихся понятия фэнтези и литературная сказка формируется как один жанр. Поэтому обучение учащихся в плане фэнтези не ведется.

Не использование учителями жанра фэнтези можно объяснить такими причинами как: неимением опыта чтения подобной литературы, не понимание различий от других видов фантастики. У школьников складываются неправильные представления о жанре фэнтези.

Поэтому вопрос об изучении фэнтези в школе достаточно актуален для сегодняшнего времени. Решать такую проблему стоит с начальной школы, когда у учащихся только начинает формироваться мировоззрение, творческая фантазия. Благодаря чтению фэнтези у учащихся сформируется полноценное представление о мире фантастики. Научившись  видеть красоту жанра, учащиеся смогут относится и к другим литературным произведениям с пониманием.

Понятие «фэнтези» недавно вошло в литературоведческий обиход, так что даже написание слова пока не устоялось. Иногда его пишут через «а»: «фэнтази», – сохраняя, насколько возможно, внутреннюю форму слова, обозначая его родство с «фантазией» и «фантастикой». Произведения фэнтези, как правило, являют себя в жанре, близком к сказочной или приключенческой повести, но при этом вмещают в себя признаки и элементы многих других жанров – от рыцарского романа до комедии положений и стихов. Фэнтези – это не текст как таковой, а оттенок, привкус, аромат... Отдаленные времена, битвы светлых и темных сил, подвиги, герои, волшебство... – все, что так увлекает читателя. Литературовед, наверное, сказал бы, что фэнтези – это творческий метод, то есть особенный писательский взгляд на мир и на текстИтак, книги фэнтези, говорят об одном и том же: зло может победить не идеальный богатырь, а маленький мечтатель хоббит, такие же, по сути дела, не герои, как и читатели этих книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО учителей начальных классов: Реализация программы по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»

В материале представлен опыт работы по программе "Начальная школа 21 века"  в контексте вопроса реализации стандартов второго поколения....

Беседа для родителей по комплекту учебников "Начальная школа XXI века"

Материал беседы можно использовать на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на семинарах....

Русский язык. "Имя числительное". Система учебников "Начальная школа XXI века".

Урок разработан в свете ФГОС НОО.Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 4 классе.Система учебников «Начальная школа ХХIвека»....

Рабочие программы по системе учебников "Начальная школа 21 века"

Рарочие программы по технологии, физической культуре, ИЗО для 2 класса...

Календарно-теамтическое планирование по системе учебников "Начальная школа ХХ1 века" 2 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики и музыки для учащихся 2-го класса с учётом ФГОС по системе обучения "Начальная школа ХХ1 ...

Анализ учебников начальной школы

Анализ учебников начальной школы...