Главные вкладки

    Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников.
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

    Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 0e47-0007fd86-f2a4d699.docx30.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Модуль 4.

    Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

    Содержание:мониторинговый центр и его роль в общеобразовательном учреждении в рамках реализации ФГОС НОО, стартовая диагностика младшего школьника, мониторинг уровня мотивации учебной деятельности, составление индивидуального маршрута младшего школьника по развитию мотивации учебной деятельности,методический прием А. К. Марковой, характеристики основных методов мониторинга (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ школьной документации), анкета учебной мотивации (Н. Г. Лускановой), проективный тест «Что мне нравится в школе», методика диагностики учебной мотивации учащихся (М. В. Матюхиной).

    Лекция.

    В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индиви-дуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной дея-тельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учеб-ной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной ги-гиены и здорового образа жизни) [Глава 7, статья 66][1].

    В связи с этим приоритетной задачей современной системы образования является развитие мотивации учебной деятельности в рамках формирования личностных универсальных учебных действий (УУД). Перед учителем встают задачи:

    - исследовать уровень развития мотивации, как частного вида УУД;

    - выстроить индивидуальный маршрут для ученика по формированию мотивации учебной деятельности;

    - систематически вести работу по данному направлению.

    Для реализации данных задач важно в образовательном учреждении создать мониторинговый центр по изучению и оцениванию сформированности у младших школьников всех видов УУД.

    Конечно, в рамках одной статьи мы не можем охватить работу всего мониторингового центра. Остановимся на изучении частного вида личностных УУД – мотивации учебной деятельности.

    1. Стартовая диагностика готовности к обучению

    в общеобразовательном учреждении

    В предыдущих Модулях мы выяснили, что для продуктивной учебной деятельности необходимо обеспечить младших школьников педагогической поддержкой в форме мотивационного сопровождения учебной деятельности.

    На 3-4 учебной неделе учителю (или руководителю мониторингового центра) важно провести педагогический мониторинг индивидуальных достижений ребенка (а мы помним, что продуктивность учебной деятельности это именно характеристика индивидуальных достижений) по средством стартовой диагностики.

    Это не отбор в школу, который запрещен! Нужно сразу отметить, что кроме стартовой диагностики педагог проводит промежуточный,  итоговый контроль для отслеживания динамики индивидуальных достижений.

    Что такое «педагогическая диагностика»?

         Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

         – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,        умений и навыков;

         – выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

         – установить уровень овладения учебной деятельностью;

         – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

    (Данное определение, принятое в системе учебников «Начальная школа XXI века»).

    Для того, чтобы школьное обучение стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого школьника.

         Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком и направления коррекции.

         Стартовая диагностика (диагностическое обследование, педагогическая диагностика) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

    Цель  проведения диагностики  – получить достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе.

    В ходе педагогической диагностики проверяется:

       - состояние пространственного восприятия;

       - состояние зрительного восприятия;

       - состояние моторики и зрительно-моторных координации;

       - умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

       - наличие интуитивных дочисловых представлений;

       - овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

       - умение сравнивать два множества по числу элементов;

       - развитие фонематического слуха и восприятия;

       - сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

    Проведение диагностической работы

         Педагогическая диагностика проводится три раза в год. Конкретные сроки определяет сам учитель. Опыт предыдущих классов показывает, что такие работы можно проводить на второй неделе сентября - стартовая педагогическая диагностика готовности учащихся (педагогическое обследование), в двадцатых числах декабря  (2 диагностическая работа) и до майских праздников (20-30 апреля – 3 диагностическая работа).

    Методика проведения диагностического исследования

         Эта работа осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. После анализа результатов, проводится беседа с отдельными учениками индивидуально, уточняя полученные результаты, выясняя причины допущенных ошибок. Педагогическая диагностика в первом классе отличается от всех последующих тем, что диагностические задания вслух читает учитель. Это необходимо для того, чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты выполнения заданий.

         Перед каждым заданием необходимы объяснения в точном соответствии с инструкцией. Переходить к следующему заданию можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего. Общая продолжительность группового диагностического обследования (30 – 35 минут).

    Таблица 1.

    Что исследуем?

    С помощью чего исследуем?

    Уровень психо-физиологической зрелости, общее развитие

    «Рисунок человека»

    Предпосылки учебной деятельности

    «Графический диктант», «Образец и правило»

    Фонематический слух

    «Первая буква»

    После мониторинга составляется индивидуальная карта учащегося (его профиль). Если ребенок набрал наименьшее кол-во баллов, то учитель продумывает план работы с данным учеником, его индивидуальный маршрут.

    2. Мониторинг уровня развития мотивации учебной деятельности

    Для выявления уровня развития мотивации учебной деятельности педагогу важно проводить мониторинг младших школьников. Педагогические основы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников должны составлять эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ школьной документации.

    За основу мониторинга берется методический прием А. К. Марковой – проведение исследования в рамках условий учебного процесса (урок, перемена, проверочная работа и пр.)

    Обозначим их характеристики основных методов мониторинга уровня развития мотивации учебной деятельности младших школьников

    Наблюдение – метод исследования с целью фиксации и описания фактов, объяснение их внутренней сущности. Важно соблюдать требования к проведению наблюдения: наличие у наблюдателя ясной цели, плана наблюдения; систематичность; установление определенных отношений между наблюдателем и наблюдаемым (в условиях учебной и внеучебной деятельности). Задачей данного метода яыляется выявление различных сторон мотивации младших школьников.

    Беседа как метод исследования применяется с целью изучения психологических особенностей личности. Используется метод диагностической беседы с ребенком, метод беседы с учителями-предметниками.

    При анкетировании используются вопросы, требующие от ученика краткого и односложного ответа. Такому требованию соответствует анкета учебной мотивации (Н. Г. Лускановой)[2], содержание вопросов которой раскрывает мотивационную сторону обучения детей.

    Анализ школьной документации (ученических тетрадей, дневников, классных журналов) используется с целью определения успеваемости учащихся, принимающих участие в исследовании.

    Кроме выше перечисленных методов мониторинга учителю важно  применять следующие методики:

    - проективный тест «Что мне нравится в школе» с целью определения предпочитаемого вида деятельности и отношение к школе учащихся;

    - методика диагностики учебной мотивации учащихся (М. В. Матюхиной)[3] с целью определения доминирующих мотивов в мотивационной сфере учащихся начальных классов.

    Рассмотрим подробнее процедуру применения данных методов мониторинга уровня развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

    Наблюдение. В целях создания естественной учебной ситуации педагог-экспериментатор проводит наблюдение на уроке и часах «Самоподготовки» в группе продленного дня. В процессе наблюдения фиксируются:

    - заинтересованность учащихся во время учебной и внеучебной деятельности (стабильный, ситуативный, индифферентное отношение к заданиям);

    - качественную сторону выполняемых действий и их характер (импульсивность выполнения, замедленность, напряженность, выстраивание алгоритма собственной деятельности, правильность выполнения);

    - реакцию ребенка в ситуации затруднения, неудачи (прекращение деятельности, принятие (отказ) помощи, выполнение ряда дополнительных проб-действий);

    - рефлексия и коррекция собственной деятельности (умение соотнести полученные результаты с поставленными задачами, оценить достигнутый результат, умение увидеть и исправить ошибку);

    - эмоциональное окрашивание деятельности (увлеченность, равнодушие, спокойствие, нервозность).

    Результаты наблюдения отражаются в «Карте наблюдений за учащимися» (Приложение 1).

    Беседа. Диагностическая беседа с учащимися направлена на вычленение информации о мотивационной стороне учебной деятельности и психологических особенностей личности (интересов, побуждений, отношений ученика к коллективу и т.д.). Данный метод исследования проводится индивидуально с каждым учеником в соответствии с выделенными этапами:

    1. Подготовительный этап, на котором педагог подбирает необходимые вопросы с учетом анализа особенностей испытуемых (их здоровья в целом, характера развития познавательной сферы, психо-эмоционального состояния).

    2. Налаживание контакта с ребенком, установление атмосферы доверия и непринужденности.

    3. Диагностический этап, на котором педагог контролирует течение беседы, извлекая информацию в соответствии с поставленными задачами.

    Полученные сведения фиксируются в протоколе «Диагностическая беседа» (Приложение 2).

    Сведения, полученные в процессе беседы, подвергаются качественному анализу и используются как дополнение к данным, полученным с помощью других методов и методик. Так, при анализе учитывается соотношение количества ответов, характеризующих направленность на содержание и процесс обучения, понимание и принимание значимости учения, выбор основных и неосновных предметов как любимых, предпочитаемый вид деятельности на уроке и перемене.

    Анкета учебной мотивации (Н. Г. Лускановой).        Целью данного анкетирования является определение уровня мотивации учебной деятельности младших школьников. Анкета включает методические инструкции для педагога, инструкцию для учащихся, ключ, описание интерпретации результатов и опросник, состоящий из 10 утверждений, каждому из которых соответствуют 3 варианта ответов. Задача испытуемого – выбрать вариант, в максимальной степени отражающий его мнение (Приложение 3). При обработке результатов подсчитывалась общая сумма баллов по тесту, что определяло один из трех основных уровней учебной мотивации с учетом выделенных критериев (отношение к учебной деятельности и степень выраженности учебной активности):

    - функциональный (отношение к учебной деятельности - положительное, степень выраженности учебной активности – высокая и средняя);

    - подфункциональный (отношение к учебной деятельности - нейтральное, степень выраженности учебной активности – ниже среднего);

    - антифункциональный (отношение к учебной деятельности - отрицательное, степень выраженности учебной активности – низкая).

    Проективный тест «Что мне нравится в школе». Целью применения данного теста является определение предпочитаемого вида деятельности и отношение к школе учащихся начальных классов.

    При анализе рисунков оцениваются такие показатели, как: соответствие/несоответствие заданной теме; сюжет рисунка; цветовое решение (Приложение 4).

    Методика диагностики учебной мотивации учащихся (М. В. Матюхиной)(Приложение 5). Применение данной методики позволяет определить доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся начальных классов.

    Мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:

    - широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования) и узколичностные (благополучия и престижа);

    - учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения);

    - мотивы избегания неприятностей.

    Проводится три серии испытаний (Приложение 6). Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора. Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы. Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.

    При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы. Например, если испытуемый в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива выбирает карточку, на которой написано: «Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности», то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

    В ходе изучения ученических тетрадей также можно проследить мотивационную составляющую обучения. Так, выполнение домашних работ может существенно отличаться от работ в классной тетради. Домашние задания могут быть выполнены более аккуратно с меньшим количеством ошибок и исправлений. Данный факт свидетельствует о том, что внешнее стимулирование при выполнении домашнего задания со стороны родителей, воспитателя в группе продленного дня способствует повышению качества выполняемой работы, мотивации учебной деятельности.

    Таким образом, формирование учебной мотивации младших школьников необходимо рассматривать в структуре учебной деятельности, при этом продуктивность учебной деятельности предполагает необходимость мотивационного обеспечения учебного процесса. То есть продуктивность обучения предполагает достижение учеником предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, сформированность универсальных учебных действий с опорой на мотивационную сферу учащегося. Лишь через развитие мотивационной сферы взрослый (учитель, психолог, дефектолог, родитель) сможет помочь ребенку достичь продуктивности в учебной деятельности, что приведет к успешности обучающегося в целом.

    Литература, рекомендуемая для обучения:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373

    http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922

    1. Лусканова, Н. Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов / Н. Г. Лусканова // Школьный психолог. – 2001. – № 9. – С. 8–9.

    http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100907

    1. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Просвещение, 1984. – 246 с.

    http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9106.php


    [1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373) – URL : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. – Загл. с экрана.

    [2]Лусканова, Н. Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов / Н. Г. Лусканова // Школьный психолог. – 2001. – № 9. – С. 8–9.

    [3]Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Просвещение, 1984. – 246 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

    Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

    Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

    Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

    Мотивация учебной деятельности младших школьников.

    Мотивация учебной деятельности  младших школьников....

    Презентация " Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"

    Презентация к выступлению на ШМО "Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"...