Работа с родителями детей с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Хван Светлана Александровна

Особенности работы с родителями детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с родителями детей с ОВЗ

     Работая в системе инклюзии, учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.

Уровни реагирования родителей детей с ОВЗ.

1. Психологический.

Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.

 2. Социальный.

Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.

3. Соматический.

 Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам.  

                     

      Учитель выстраивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка.

Влияние родительских страхов на поведение детей.

  • Страх обострения или рецидива болезни, ведущих к сниженной жизнестойкости ребенка. Страх невозможности интеграции ребенка в социум.
  • Страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.
  • Страх вынести за пределы семьи свою проблему.
  • Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспомощности.

Стратегии поведения родителей.

1. Гиперопека: сверхзаботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. Детей отличает психологическая незрелость, инфатилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение.

 2. Гипопротекция (холодное общение): сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.

3. Репрессивное поведение: родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.

4. Сотрудничество: конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны. Дети с ограниченными возможностьями здоровья в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием.                   

      Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие методы.

 1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей.

 2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.

 3. Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач.

 4. Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх.

                           Некоторые приемы работы.

      Анкетирование родителей и посещение семьи.

Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность  к совместной со школой работе.

      Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима.

      Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей.

1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.

 2. Общая система требований и поощрений.

3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.

4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.

5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.

6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.

7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.

      Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам.

      Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель.

      Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор.

Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.                       

                  

Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.

      Задача учителя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив класса взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия. Этому помогут следующие формы работы:

       Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Например, конкурс «Сказочный спектакль». Класс делится на команды во главе с родителями и готовит свои спектакли. Команду ребенка с ОВЗ  возглавляет его родитель

      Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий.

       Введение родителей в состав родительского комитета.

       Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.

        Проведение тематических классных родительских собраний и семинаров.

Например, цикл собраний на тему «Милосердие». На первом собрании поручите родителям ребенка с ОВЗ сделать доклад по истории развития милосердия в России с древнейших времен. На втором –  родителям здоровых детей доклады о милосердии в христианстве, исламе, буддизме.

       Положительный результат такой работы учителя - отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...

Работа с родителями детей девиантного поведения.

          В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполня...

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Информация для работы с родителями, воспитывающими детей -инвалидов....

Работа с родителями детей коррекционной школы

СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ СЧИТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ В ШКОЛЕ...

Презентация "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"

В презентации раскрываются:- проблемы родителей ребенка с ОВЗ;- формы работы педагога с родителями; - роль семьи в социализации ребенка с ОВЗ;- проблемы социализации ребенка с ОВЗ;- линии поведен...

Презентация "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"

В презентации рассказывается о методах и приемах работы с родителями детей с ОВЗ...