Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей : «О культуре общения»
статья на тему

Суманева Вера Васильевна

Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения  культуры общения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в школе.                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx166.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей

«О культуре общения»

C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\фото 105\P1050157.JPG

Классный руководитель : Суманева В.В

2017-2018 уч. г.

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, в клубе, кафе, транспорте, библиотеке и т.д. Мы общаемся с друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Получается, что наша жизнь без общения немыслима. Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, – огромна.    

Школа - главный помощник в становлении личности ребёнка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В процессе повседневного общения дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. В указанный период жизни ребёнок умеет согласовывать свои действия с общественными нормами и, чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем будет в будущей жизни.

Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения  культуры общения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в школе.                                                                                                   Изучение научной литературы, периодических изданий, собственные наблюдения за характером общения младших школьников свидетельствуют о снижении культуры поведения и общения, растущей тенденции к распространению жаргона и просторечия, употреблению вульгаризмов, нецензурных выражений, росту эмоционального общения, проникновению обедненного и упрощенного языка СМС в повседневную жизнь. Все это указывает на то, что повышение культуры  общения детей является важной педагогической задачей.                                                                             Общение– это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение выполняет ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции:

– организация совместной деятельности;

– управление поведением и деятельностью.

2. Психологические функции:

– обеспечение психологического комфорта;

– удовлетворение потребности в общении.

По мнению Т.А. Ладыженской, общение отличаетсяот коммуникации прежде всего характером взаимодействия, субъект-субъектными отношениями, ориентированными на диалог, а не на односторонний обмен информацией. Субъект-субъектные отношения подразумевают общение как необходимое; решение конкретных речевых задач в той или иной речевой ситуации выступает как вторичное по отношению к главной – установить, поддержать, улучшить взаимоотношения партнеров. Значима не результативность, а эффективность: важно достичь успеха не только в данной конкретной ситуации, но общаться так, чтобы всем речевым партнерам захотелось продолжить общение в дальнейшем. Такое понимание сущности и задач общения предполагает, что для достижения его эффективности необходимо предпринимать целенаправленные усилия, в том числе и духовного плана.

В определенной коммуникативной ситуации одна из целей общения является ведущей, конкретизируется в основную речевую интенцию, а другие могут рассматриваться как попутные, фоновые (по М.Р. Саввовой). Таким образом, составляющие коммуникативной ситуации аналогичны компонентам речевой ситуации (не случайно эти термины часто употребляются как синонимы или образуют одно сложное слово коммуникативно-речевая ситуация). На наш взгляд, основная особенность речевой ситуации — в интенции, направленной на достижение конкретного практического результата, в то время как ядром коммуникативной ситуации является коммуникативное намерение и практического, и духовного плана.

Усвоение норм общения – это результат воспитания в самом широком смысле слова. Безусловно, человека необходимо научить общению, дать ему знание различных значений, в которых выражены различные смыслы взаимоотношений, научить адекватным реакциям на поступки и действия окружающих, помочь ему усвоить принятую в данной социальной среде модель поведения. 
Внимание к характеру человеческих взаимоотношений свидетельствует о подлинно гуманистической природе общества. Весь этикет, все правила общения должны быть пронизаны глубоким гуманистическим содержанием. 
Гуманизм – это идеологическая основа всех частных рекомендаций по организации и построению межличностных взаимоотношений. Главный его лозунг: человек человеку – друг. В эмоциональных конфликтах людей особенно важна способность к предвидению того, как отзовется на твое отношение собеседник. 
Вежливость воспринимается как настоящий талант общения. Культура общения помимо таких черт характера, как уважение к людям, доброжелательность и терпимость предполагает развитие вежливости и тактичности. Вежливость – это черта характера, основное содержание которой составляют соблюдение определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения. Тактичность предполагает не только знание соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми. 

Мера необходима и в проявлении интереса к другому. Например, не рекомендуется в беседах задавать партнеру вопросы, касающиеся его интимной жизни, или неумеренным вниманием подчеркивать особенности другого человека: необычный рост, дефект телосложения, броскость туалета. 
Существенная сторона культурного общения – это умение непредвзято вступать в общение с другими людьми, не навязывая своих вкусов и привычек. Большое значение в культуре общения имеет наличие такого качества, как деликатность, которое достаточно глубже, чем воспитанность. 
Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения. Это способность человека изменять свои первые впечатления о партнере при знакомстве с ним. Первое впечатление складывается на основе внешности партнера. Соответственно, внешность – физический облик, манера поведения, одежда и специфические обороты речи - существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему. 
Всегда надо помнить, что правила ведения беседы это тоже культура общения. Люди не всегда задумываются над тем, насколько совершенна их словесная форма общения. Не все обладают даром умения вести беседу, но никто не должен быть безразличен к тому, как следует обращаться со словом. 

В настоящее время люди часто не придают должного значения коммуникативной стороне общения. 
Слово, произнесенное вслух, во все времена было главным средством общения и воздействия на людей. Именно через речь коллеги по работе узнают нас, судят об уровне нашей профессиональной компетентности, интеллекта и культуры. Несомненно, что культура деловой беседы является показателем культурного уровня личности, ее способности к общению. При этом речевые недостатки могут создать неправильное представление о профессиональных качествах человека. 

Жизнь современного поколения несет на себе печать нового быта, новых условий общения. Обилие случайных контактов приучает человека не обращать особого внимания на проходящих мимо него людей. Но не таятся ли в этом столь естественном психологическом барьере, который мы воздвигаем вокруг себя, опасность равнодушия, отгораживающего нас от чужого страдания. 

Из массовой печати, из различных медицинских рекомендаций мы получаем много полезных советов, как обрести покой в сложных условиях городской жизни. Нам советуют не волноваться из-за пустяковых конфликтов на улице, в транспорте; заниматься аутотренингом, глубоко дышать, прежде чем отреагировать на оскорбление и т.д. Безусловно, эти рекомендации разумны и полезны для здоровья того, кто им следует. Но вряд ли нужно умалять значение воспитание активной гражданской заинтересованности в ближнем, которая должна проявляться и в повседневной практике общения. 
Для общающихся важно не только не заметить оплошность человека, который вас обслуживает, но и не забыть его поблагодарить за старание, радушие и быстроту. Воспитание умения быть благодарным, способность находить деликатные и уместные формы его выражения ведут к умножению ценности общения, делая его более полноценным. 
Все большее использование технических средств, лаконизм отношений, свойственные нашему времени, а также нехватка времени - все это дает основание для тревоги об утрате «роскоши человеческого общения». Человек проходит личные стадии включения в многообразные системы общественных связей. В общении с близкими, в учении и в труде он постепенно усваивает принятые там нормы и правила поведения. 
Большой след оставляют в жизни человека эталоны и принципы общения, усвоенные в детстве и юности, ставшие привычными, приобретшие характер «второй натуры». Практический опыт показывает, что непосредственное общение людей, личные контакты в различных сферах жизни являются очень важной стороной социального бытия. Отношение людей к действительности, настроение, самочувствие, работоспособность в большой степени зависят от того, как ведут себя окружающие, какая система общения с ними является для нас привычной

Эффективность воспитания  культуры общения  обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение отношений?

    Для этого необходимы два условия:

       первое – выбрать эффективные  воспитательные методы, формы и средства;

        второе – правильно организовать воспитательную работу.

Процесс воспитания  культуры общения  должен происходить в условиях учебной,  внеурочной, трудовой и досуговой деятельности младших школьников.

Существуют самые разнообразные методы, формы и средства воспитания культуры общения, которые педагог может использовать в своей работе.       Выбор их  зависит от  целей и задач  воспитания, от конкретной ситуации общения,  от особенностей детского коллектива, от активности и творчества самого учителя.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Она  в свою очередь, предполагает наличие у школьника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Серьезное внимание необходимо уделять  практическому развитию речи школьников, формированию речевого этикета, культуры речевого общения.

Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка. В  процессе его развития происходят изменения всех психических процессов, которые коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности  культуры  общения  младших школьников. Этот уровень  зависит от выбранных воспитательных методов, форм, средств  и правильно организованной воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения классных руководителей начальной школы

Тема ШМО классных руководителей «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ...

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения классных руководителей на 2018 - 2019 учебный год.

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения классных руководителей на 2018 - 2019 учебный год....

Протоколы школьного методического объединения классных руководителей

           Протоколы заседаний МО классных руководителей МБОУ «Излучинская ОНШ»...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».

     Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...

План школьного методического объединения классных руководителей, воспитателей и руководителей кружков на 2019-2020

План школьного методического объединения классных руководителей, воспитателей и руководителей кружков на 2019-2020...

План школьного методического объединения классных руководителей, воспитателей и руководителей кружков на 2019-2020 год

План школьного методического объединения классных руководителей, воспитателей и руководителей кружков на 2019-2020 год...