Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».
статья на тему

Суманева Вера Васильевна

       Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соединить свои усилия в совместной педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kl._ruk_2018-2019.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на школьном методическом объединении

классных руководителей

«Формы и методы  работы классного руководителя с семьёй».

           

Классный руководитель:Суманева В.В.

2018-2019 учебный год

-Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

-Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (Сухомлинский)

Главными задачами классного руководителяв этом направлении являются:

-способствование  единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,

-созданию комфортных условий для ребенка в семье,

а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка

-Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

-Оптимизация детско-родительских отношений

-Поддержка и повышение социального статуса семей

Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

-Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. 

Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями :

-Психолого-педагогическое просвещение родителей  (родительские университеты; конференции; индивидуальные  и тематические консультации;

родительские собрания и другие)

Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс  

-( дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;

Участие родителей   в управлении   учебно-воспитательным процессом  :

-участие родителей класса в работе родительского комитета;

-участие в работе общественного совета содействия семье и школе)

-эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.

Посещение семей :

-При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.

-Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

-После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.

-Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в школе.

Родительские собрания

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания -  2 раза в год.

Классные родительские собрания – 4-5 раз в год.

На классных родительских собраниях обсуждаются:

-задачи учебно-воспитательной работы класса,

-планирование воспитательной работы в классе,

-намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,

-подводятся итоги работы.

Виды собраний:

-организационные,

-собрания по плану психолого- педагогического просвещения,

-тематические,

-с обрания-диспуты,

Тематика собраний

должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:

-Возрастные особенности школьников»,

-«Режим дня школьника»,

-«Игра в обучении ребенка»,

-«Ребенок и природа» и др.

Огромное значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания и встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа- семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.                                                                                                                     1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.                                                   К психолого–педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, социальных педагогов, врачей, юристов, учителей – предметников. Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы.                                                                                                                          2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.                                                                                 Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Уже в начальной школе классный руководитель должен в первую очередь знакомить родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в воспитании и обучении учащихся, с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, с Уставом учебного заведения. Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями, какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.                                                                                3. Диагностика.                                                                                                                                     Это одно из очень важных направлений в работе классного руководителя. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.                                                                                                              Диагностика может быть предварительной, оперативной, итоговой.                                Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых чрезвычайно трудное.                                              4. Коррекционная работа.                                                                                                            Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении следующих проблемных ситуаций семейного воспитания: нестабильность положения ребёнка в семье; потеря родителей или близких семей; развод родителей.                                                          Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы и групповые.                                                                         К групповым можно отнести такие формы: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.                                                            Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий различных форм взаимодействия со школой.                                                                                                 Родительское собрание.                                                                                                           Проводиться один раз в месяц или четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. По содержанию собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.                                                                           Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.        Тематические родительские собрания – это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, своего ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.                                              Конференция.                                                                                                                                   Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнений по определённой проблеме. Конференция заранее планируется, готовится. К ней необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, учёных. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.                              Родительские клубы.                                                                                                                        Родительские клубы – это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общие интересы к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания. Клубы сплачивают родителей, позволяют развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает в будущем избежать проблемы подросткового возраста.              К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.                                                                Индивидуальные консультации, беседы.                                                                        Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребёнком, проблемы общения ребёнка с классом, педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией.                                                                                         Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьёй:                                                                                                                 1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.                            2. Родители должны быть приглашены в доброжелательной, спокойной форме.                                  3. Время консультации или беседы должно быть чётко оговорено.                                                  4. Родители не должны под дверью своей участи.                                                                                5. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.                                                     6. Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.                                        7. Родители должны иметь возможность в полной мере высказываться по обсуждаемой проблеме.                                                                                                                                        8. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны. В ходе консультации родители должны получить чёткие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.                                                                                                9. В ходе консультации родители должны получить чёткие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.                                                                                                                   10. Если в этом есть необходимо, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребёнка.     Посещение ребёнка на дому.                                                                                                                                      Это крайняя мера. Не многие родители готовы, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днём рождения, навестить больного ребёнка. Такие приёмы возможны только в том случае, если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.                                                            Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями.                          К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги.                  Родительские чтения.                                                                                                                         Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются родительские чтения.                  Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и на своё отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы. Родительские вечера.                                                                                                                         Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.  Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родителей. Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.                                    Родительские тренинги.                                                                                                                         В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать.                                                                                                         Творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей. Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

       Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соединить свои усилия в совместной педагогической деятельности.

     Из результатов видно: чем младше подросток, тем легче  родителям применить  разнообразные методы, принципы и формы воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Мастер-класс на тему " Формы и методы классного руководителя в воспитательной работе"

Цель:предоставить участникам семинара возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов. Задачи:  расширить представление о современных формах и методах восп...

Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

«Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей : «О культуре общения»

Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поз...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».

laquo;Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», – говорили древниемыслители. Эта мудрость бесспорна, ...

Памятка для классного руководителя "Что должен знать классный руководитель о "проблемном" ребёнке?"

Авторская разработка для учителей о выявлении признаков эмоционального неблагополучия у учащихся начальной и средней школы, а также об особенностях взаимодействия с учащимися в "кризисном" с...