Главные вкладки

    Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
    материал на тему

    Даниленко Светлана Александровна

    «Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ Весеннинская ООШ

                          Доклад  

    «Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

                                                                                       Докладчик: рук-ль МО кл.рук

                                                                                        Даниленко С.А.

                                                           16 декабря 2015г

                                                                           Введение

    Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
    К.Д.Ушинский

    В современных условиях, на инновационно - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать "вторым домом детей , в котором хорошо,комфортно и интересно каждому ребенку"

    На основе сотрудничества взрослых и детей в нашей школе организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения,  знакомится с  новыми психолого-педагогическими знаниями и путями их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомистя с вариативными педагогическими технологиями и др.

    С этой целью в школе работает методическое объединение классных руководителей.

    Методическое объединение классных руководителей МБОУ Весеннинская ООШ.

    Воспитание процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

    Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой.

    Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. В центре всей общеобразовательной деятельности МБОУ Весеннинская ООШ стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

    Группу основных средств воспитательной работы составляют:

    • коллективно-творческие дела,
    • коллективная организаторская деятельность,
    • творческие игры, праздники,
    • школьные традиции.

    Вся воспитательная работа школы строится на принципах, заложенных в Уставе, на основе личностно-ориентированного подхода.

    Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы. В школе 9 классов. Состав классных руководителей стабильный. Планирование работы классных руководителей по воспитанию учащихся соответствует современным требованиям.

    В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

    • Классное руководство - это многообразие и многоёмкость деятельности. Классное руководство- это широкий круг обязанностей.
    • Классное руководство - это радость общения, это круг своих детей.

    Классное руководство - это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

    • Задачи: Всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя.
    •   Повышение творческого потенциала педагогического коллектива.
    •   Повышение качества и эффективности воспитательной работы.

    МО классных руководителей - это объединение классных руководителей начального, среднего звена, которое координирует их научно-методическую и организационную работу. МО строит свою работу в соответствии с требованиями стратегического развития школы, определяемыми уставом ОУ, программой развития ОУ на основе годового и перспективного планов учреждения. Срок действия МО не ограничен, количественный персональный состав связан с изменениями в педагогическом коллективе.

    .

    Внедрение технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.

    Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более  творческими, упростить  процесс общения с учениками и их родителями.

    Второй год наша школа работает по методической теме «Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

     Одной из основных целей по реализации методической темы является : « Совершенствование форм и методов воспитания через повышение педагогического мастерства классных руководителей».Современные технологии педагоги нашей школы применяют не только в учебной, но и в воспитательной работе. Весь педагогический коллектив школы в рамках методической темы работает над вопросами:

    1. Как поддержать интерес учащихся  к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?
    2. Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную внеурочную деятельность?
    3. В какой форме  проводить родительские собрания,  чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
    4. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?

    В настоящее время наши классные руководители успешно используют следующие технологии:

    • технология проектного метода;
    • личностно-ориентированная технология;
    • технология здоровьесберегающая;
    • технология игры;
    • технология развития критического мышления;
    • технология КТД И. П. Иванова;
    • технология создания ситуации успеха;

    В своем выступлении я подробно освещу несколько современных технологий, которые наиболее активно используются в нашем ОУ.

                                                                                                                                                                                  1.Технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

            Ежегодно в школе учащимся старших классов дается возможность для осуществления социальных и профессиональных проб в рамках проведения Дня самоуправления, посвященного Дню учителя. Наши старшеклассники пробуют себя в роли администраторов, педагогов. Совет старшеклассников, созданный в школе весь учебный год проходит пробу на роль управленцев.

            

    2.Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.  В декабре в начальном звене проходит Мастерская Деда Мороза, которую проводит педагог-организатор совместно с шефами-классами, акция "Скворечник", акция "Кормушка". Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы..

    3. Личностно-ориентированное воспитание— это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

    4. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса.

    Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой ученическо- учительский коллектив школы

    КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

    Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.

    Для комплексной организации воспитательной работы определены следующие темы :

    • Октябрь - "День учителя"
    • Ноябрь - "День Матери»
    • Январь - "Будьте здоровы"
    • Февраль - "Защитникам Отечества посвящается"
    • Март - "Для милых дам"
    • Апрель - "День  космонавтики"
    • Май - "Никто не  забыт, ничто не забыто"

    В соответствии с темой проводятся классные часы, беседы, экскурсии, завершается тематический период итоговым общешкольным мероприятием в виде КТД, праздника, конференций, соревнований.

    Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый класс получает задание - подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить - и жить с пользой и радостью! Каждое проведенное коллективное дело обсуждается на Совете добрых дел. С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива.

    Воспитательно- образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным.

    Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

    5.Технология игрового обучения –-  включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются  при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я- читающая (дружная, спортивная, читающая)семья», Новогодние представления  и праздники к 8 Марта совместно с родителями)

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что МО  классных руководителей  играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий.

    И в заключение хочется сказать. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И мы, классные руководители, обязаны помочь ребенку найти кредо жизненного пути.


       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

    Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

    Программа повышения квалификации членов педагогического коллектива в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    В программе повышения квалификации педагогических работников освещены следующие вопросы:1. Концептуальная основа программы2. Цели и задачи, а также этапы реализации программы3 Организационное и функци...

    «Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/

    «Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    «Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    «Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...