Главные вкладки

    Развитие познавательных способностей школьников в условиях перехода к новым образовательным стандартам
    статья на тему

    Беляева Ирина Геннадиевна

    Статья содержит обобщение опыта по теме самообразования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx18.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие познавательных способностей школьников в условиях перехода к новым образовательным стандартам

    Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как, память, мышление, речь, внимание, воображение и восприятие.  С поступлением ребенка в школу начинается перестройка всех познавательных процессов. Но практика показывает, что процесс  этот развивается очень медленно. А изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более  высокого развития всех познавательных процессов. Поэтому, считаю важной необходимостью создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Этим и определяется актуальность моей темы по самообразованию.

    Работу по своей теме я начала в 2011-2012 учебном году. Для этого определила следующие задачи:

    -изучить характеристики познавательных процессов;

    -выявить особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста;

    -определить комплекс заданий, способствующих развитию познавательных способностей;

    Работу над темой я спланировала в несколько этапов.

    На 1 этапе мною осуществлялось знакомство с характеристиками всех познавательных процессов, изучение теоретических аспектов развития познавательных процессов младших школьников. Были использованы труды и исследования таких авторов как: В.А. Сухомлинский, Н.Н. Подъяков, Ф.А.Сохина, Р.С. Немов. - психолого -педагогические закономерности развития познавательных процессов младших школьников. Л.С.Выготский,  А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн – психолого-педагогические закономерности развития личности в младшем школьном возрасте. В.А.Николаев, Л.А.Вегнер, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин – условия деятельности, способствующие развитию познавательных процессов младших школьников. Анализ показал:

    - память, внимание, мышление, воображение, восприятие и речь являются важнейшими познавательными процессами, которые тесно взаимосвязаны.

    -в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения  в психическом развитии ребёнка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность.

    На 2  этапе проводилась систематизация и обобщение теоретического и накопленного экспериментального материала по проблеме исследования, по нескольким ступеням:

    1.Наблюдения из опыта работы.

    Многолетние наблюдения показали, что дети существенно различаются по уровню психологического развития. Следовательно, они по-разному могут реагировать на одни и те же инструкции и ситуации. Поэтому необходимо учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

    2. Систематизация материала

    Весь используемый на уроках  материал, по развитию познавательных способностей был систематизирован. Все задания  отобраны с учётом возрастных особенностей, по принципу «от простого к сложному»   с этапами контроля и оценки.

    Вывод:

    На основе анализа результатов данного этапа мною был сделан вывод, что для повышения уровня развития познавательных способностей необходима специально организованная  и систематическая  работа. Мною была выдвинута следующая гипотеза:

     Развитие познавательных способностей младших школьников будет происходить более эффективно и результативно,   если:

    1. Организовать систематический процесс, способствующий  интеллектуальному развитию каждого ребёнка;

    2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в процессе развития познавательных способностей;

    3. Содержание занятий будет наполнено такими упражнениями, которые будут повышать уровень развития познавательных способностей.

    Поэтому следующий этап моей работы -

    ведение факультатива по курсу О. Холодовой «Развитие познавательных способностей» в 3, 4 классах

    Основными задачами данного курса являются:

    -создание условий для расширения кругозора

    -развитие мотивации к познанию и творчеству

    -формирование логического и творческого мышления, речи учащихся

    -обучение младших школьников работе с различными видами информации

    -развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.

     В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний.

    В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся просто активно запоминают, фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

    Важно и то, что на данном факультативе помимо коррекции интеллектуальных способностей детей, можно решить и ещё две проблемы - диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Выявить одарённых детей и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях.

     Организация и проведение занятий по развитию познавательных способностей определила следующий опытно- экспериментальный этап (исследование)

    Задачи исследования:

    1. Апробировать программу развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

    2. Подтвердить выдвинутую гипотезу.

    3. Выполнить сравнительный анализ всех результатов.

    Исследовательская работа рассчитана на 1-2 учебных года. Возраст детей 7-8 лет.

    Данная работа будет проводиться в 3 этапа:

    1. Проведения первичной диагностики ПС.

    (проверка уровня развития ПС)

    2. Организация и проведение занятий по развитию познавательных способностей

    (факультатив «Занимательная математика»);

    - работа с одарёнными детьми

    - проведения диагностики ПС;

    - составление индивидуальных карт на каждого ребёнка;

    - проведение внеурочных занятий.

    (занятия с использованием разработанных упражнений, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.)

    -  проведение открытого факультативного  занятия для родителей «Занимательная математика» (март, «День открытых дверей» в школе);

    - проведение родительского собрания на тему: «Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения…», на котором затрагивались вопросы необходимости повышения уровня познавательных способностей, учебной мотивации.

    3. Проведение повторной диагностики. Обобщение опыта.

    Вывод: выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась. По итогам проведенных диагностических исследований было выявлено, что специально организованная  и систематическая  работа повысила уровень развития познавательных способностей школьников. Поэтому, считаю важной необходимостью создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

    Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

    Программа повышения квалификации членов педагогического коллектива в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    В программе повышения квалификации педагогических работников освещены следующие вопросы:1. Концептуальная основа программы2. Цели и задачи, а также этапы реализации программы3 Организационное и функци...

    «Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/

    «Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    «Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    «Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    «Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

    ldquo;Великая цель образования – это не знания, а действия”.(Герберт Спенсер)Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу...