Развитие познавательных способностей школьников в условиях перехода к новым образовательным стандартам
статья на тему

Беляева Ирина Геннадиевна

Статья содержит обобщение опыта по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей школьников в условиях перехода к новым образовательным стандартам

Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как, память, мышление, речь, внимание, воображение и восприятие.  С поступлением ребенка в школу начинается перестройка всех познавательных процессов. Но практика показывает, что процесс  этот развивается очень медленно. А изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более  высокого развития всех познавательных процессов. Поэтому, считаю важной необходимостью создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Этим и определяется актуальность моей темы по самообразованию.

Работу по своей теме я начала в 2011-2012 учебном году. Для этого определила следующие задачи:

-изучить характеристики познавательных процессов;

-выявить особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста;

-определить комплекс заданий, способствующих развитию познавательных способностей;

Работу над темой я спланировала в несколько этапов.

На 1 этапе мною осуществлялось знакомство с характеристиками всех познавательных процессов, изучение теоретических аспектов развития познавательных процессов младших школьников. Были использованы труды и исследования таких авторов как: В.А. Сухомлинский, Н.Н. Подъяков, Ф.А.Сохина, Р.С. Немов. - психолого -педагогические закономерности развития познавательных процессов младших школьников. Л.С.Выготский,  А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн – психолого-педагогические закономерности развития личности в младшем школьном возрасте. В.А.Николаев, Л.А.Вегнер, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин – условия деятельности, способствующие развитию познавательных процессов младших школьников. Анализ показал:

- память, внимание, мышление, воображение, восприятие и речь являются важнейшими познавательными процессами, которые тесно взаимосвязаны.

-в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения  в психическом развитии ребёнка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность.

На 2  этапе проводилась систематизация и обобщение теоретического и накопленного экспериментального материала по проблеме исследования, по нескольким ступеням:

1.Наблюдения из опыта работы.

Многолетние наблюдения показали, что дети существенно различаются по уровню психологического развития. Следовательно, они по-разному могут реагировать на одни и те же инструкции и ситуации. Поэтому необходимо учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

2. Систематизация материала

Весь используемый на уроках  материал, по развитию познавательных способностей был систематизирован. Все задания  отобраны с учётом возрастных особенностей, по принципу «от простого к сложному»   с этапами контроля и оценки.

Вывод:

На основе анализа результатов данного этапа мною был сделан вывод, что для повышения уровня развития познавательных способностей необходима специально организованная  и систематическая  работа. Мною была выдвинута следующая гипотеза:

 Развитие познавательных способностей младших школьников будет происходить более эффективно и результативно,   если:

1. Организовать систематический процесс, способствующий  интеллектуальному развитию каждого ребёнка;

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в процессе развития познавательных способностей;

3. Содержание занятий будет наполнено такими упражнениями, которые будут повышать уровень развития познавательных способностей.

Поэтому следующий этап моей работы -

ведение факультатива по курсу О. Холодовой «Развитие познавательных способностей» в 3, 4 классах

Основными задачами данного курса являются:

-создание условий для расширения кругозора

-развитие мотивации к познанию и творчеству

-формирование логического и творческого мышления, речи учащихся

-обучение младших школьников работе с различными видами информации

-развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.

 В содержание курса интегрированы задания из различных областей знаний.

В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся просто активно запоминают, фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Важно и то, что на данном факультативе помимо коррекции интеллектуальных способностей детей, можно решить и ещё две проблемы - диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. Выявить одарённых детей и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях.

 Организация и проведение занятий по развитию познавательных способностей определила следующий опытно- экспериментальный этап (исследование)

Задачи исследования:

1. Апробировать программу развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

2. Подтвердить выдвинутую гипотезу.

3. Выполнить сравнительный анализ всех результатов.

Исследовательская работа рассчитана на 1-2 учебных года. Возраст детей 7-8 лет.

Данная работа будет проводиться в 3 этапа:

1. Проведения первичной диагностики ПС.

(проверка уровня развития ПС)

2. Организация и проведение занятий по развитию познавательных способностей

(факультатив «Занимательная математика»);

- работа с одарёнными детьми

- проведения диагностики ПС;

- составление индивидуальных карт на каждого ребёнка;

- проведение внеурочных занятий.

(занятия с использованием разработанных упражнений, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.)

-  проведение открытого факультативного  занятия для родителей «Занимательная математика» (март, «День открытых дверей» в школе);

- проведение родительского собрания на тему: «Семейный досуг: игры, домашние праздники и развлечения…», на котором затрагивались вопросы необходимости повышения уровня познавательных способностей, учебной мотивации.

3. Проведение повторной диагностики. Обобщение опыта.

Вывод: выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась. По итогам проведенных диагностических исследований было выявлено, что специально организованная  и систематическая  работа повысила уровень развития познавательных способностей школьников. Поэтому, считаю важной необходимостью создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/

«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

ldquo;Великая цель образования – это не знания, а действия”.(Герберт Спенсер)Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу...