Приемы работы с текстом в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Топкова Наталья Сергеевна

В статье рассказывается о приемах работы продуктивного и смыслового чтения, сравниваются эти две методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom_v_nachalnoy_shkole.docx64.26 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

  • Цель работы  на уроках литературного чтения  – формирование читательской самостоятельности.
  •  В современной методике обучения существуют два термина «смысловое чтение» и «продуктивное чтение».
  •  Продуктивное чтение - полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная  читательская позиция по отношению к тексту и его автору. Авторы технологии продуктивного чтения -  профессор Н.Н. Светловская, доктор пед. наук Е.В.Бунеева, доктор пед. наук О.В.Чиндилова.
  •  Смысловое чтение –это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Авторы концепции УУД Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

     Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

 На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.

В 1 классе происходит  обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

На этом этапе формируются следующие предметные умения:

  • практическое отличие текста от набора предложений;
  • знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
  • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
  • составление схематического или картинного плана под руководством учителя;
  • озаглавливание текста (подбор заголовков);
  • характеристика героев и их поступков.

Во 2 классе  начинается обучение детей умению работать с текстом:

  • нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;
  • смысловое чтение;
  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
  • владение пересказом разного вида;
  • выделение опорных слов (словосочетаний);
  • подбор антонимов и синонимов к словам;
  • характеристика героев и их поступков.

В 3 – 4 классах  – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

  • самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
  • выделение главной и второстепенной информации;
  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
  • сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)

Этого нет в наших учебниках, но это необходимо для подготовки речевого аппарата к чтению.

1.Заполнение буквенных пропусков.

Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.

Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.

3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.

4.Чтение текста по нижней части букв.

5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.

6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.

верх-вверх низ-вниз

лес-лесочек сад-садик

игра-игрушка дом-домик

7.Чтение с закладкой.

Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

8.Чтение «наоборот».

К.Д. Ушинский «Васька».

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!

9.Чтение с помощью «Решётки».

10. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Задания на этом этапе урока направлены на

постановку целей урока, определение тематической направленности текста,

выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

Задание:

Предположите, о чём и о ком этот текст?

по его названию;

по иллюстрациям к тексту;

по выделению героев произведения;

по выделенным словам.

Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста

Выделение его героев по названию произведения.

Название имени автора.

Нахождение ключевых слов.

Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы с текстом.

  • Первичное чтение текста. (См. приложение).
  • Самостоятельное чтение (дома или в классе).
  • Чтение с остановками.
  • Словарная работа.
  • Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  • Перечитывание текста. (См. приложение)
  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
  • Постановка вопросов к тексту и к автору.
  • Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • Обращение к отдельным фрагментам текста.
  • Беседа по содержанию в целом.
  • Обобщение прочитанного.
  • Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
  • Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Приёмы работы с трудными словами

Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.

  • Игры-задания, кроссворды.
  • Ребусы, анаграммы.
  • Найди в предложениях.
  • Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.
  • Замени словосочетания одним словом.
  • Закончи предложения.
  • Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.
  • Подумай и запиши.
  • Знакомство с новыми словами в форме путешествия.

Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:

  • показ предмета или действия, обозначаемого словом;
  • показ рисунка или иллюстрирование;
  • подстановка синонимов;
  • способ логического определения;
  • введение новых слов в предложение;
  • объяснение значения слова через словообразовательный анализ;
  • выяснение значения слова по толковому словарю.

Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но наши дети лишь учатся вникать в произведение.

Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

  • артикуляционная гимнастика; (см. приложение);
  • чтение одного предложения с разными интонациями;
  • подражание речи учителя;
  • прослушивание грамзаписи;
  • скороговорки;
  • хоровое чтение;
  • физминутки;
  • работа над логическим ударением;
  • чтение по ролям;
  • драматизация текста;
  • чтение под музыку;
  • разметка текста: паузы, логические ударения;
  • упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);
  • упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);
  • словарь настроений; (см. приложение);
  • участие в художественной самодеятельности;

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы.

  • Постановка проблемного вопроса к тексту.
  • Диалог, дискуссия.
  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
  • Выполнение творческих заданий.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.

  • Графическое иллюстрирование

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.

  • Словесное иллюстрирование (рисование)
  • Творческий пересказ, драматизация.
  • Творческие задания игрового действия
  • Составление сказочных объявлений и телеграмм:

Лечу зверей и птиц.

Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

  • Составление кроссвордов.
  • Составление викторин.

Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:

  • книжки – самоделки;
  • лепка и аппликация.

Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.

  • Прием «Составление кластера»

В переводе означает «пучок», «созвездие».

  • Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

  • Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Прием «Знаю – хочу знать – узнал» - сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Работаю в паре: что я знаю о теме урока?

Ставлю перед собой цели.

Что я знал, а что узнал?

  • Приём «Корзина идей»

«Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

В корзину идей можно «сбрасывать»:

понятия,

мнения,

имена,

факты,

проблемы,

имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

  • Приём «Дерево предсказаний»

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.

  • Прием «Написание синквейна»

Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!

Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.

Рассмотрим примеры написания синквейна.

1.Друг

Надёжный, верный.

Помогает, советует, оберегает.

Друг познаётся в беде.

Богатство.

2.Лето

Жаркое, долгожданное.

Отдыхать, загорать, путешествовать.

Люди рады лету, а пчела цвету.

Каникулы.

3.Школа

Начальная, средняя.

Обучают, учатся, соревнуются.

Учение свет, а неучение тьма.

Знания.

Написание синквейна

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u186682/t1528063673aa.jpg

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может?

Как зовут?

Верно ли?

Согласны ли Вы?

Объясните, почему?

Почему Вы думаете?

Почему Вы считаете?

В чём различие?

Что будет, если…

Если предположить…, то…

Обоснуйте, почему?

  • Прием «Ключевые слова»

Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, шесть.

Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов.

В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках можно написать их на доске, или произнести устно. Дети должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала.

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

  • Прием «Письмо по кругу»

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

  • Прием «Пометки на полях» («Инсерт»)

Этот приём имеет название «Инсерт» и является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание пройденного на уроке. Он достаточно прост. Детей просто нужно познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику;

знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания;

знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+», «V», «?», «-» (думал иначе).

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.

Это я  знаю

Это для меня новая информация

Эта информация для меня неизвестна

Эта информация для меня непонятна

У меня имеется другое объяснение, мнение

V

+

?

+ V? –

Приём «Кубик Блума»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u186682/t1528063673ab.jpg

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.

Работа с кубиком строится следующим образом:

Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Или так:

Предложи (свой вариант названия сказки);

Назови (основных героев);

Придумай (другой ход событий);

Почему (основной герой поступил так);

Объясни (почему такой конец сказки);

Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).

  • Приём «Ромашка Блума»

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребёнку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой выпадает снег?»

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?» «Как ты думаешь, как будут развиваться события в рассказе после...?».

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение оценки тех или иных событий, поступков, действий, явлений. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?»

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

Опыт использования этого приёма показывает, что дети всех возрастов, в том числе и первоклассники, понимают значение всех типов вопросов и в подтверждение этому, могут составить свои.

Прием «Составь задание»

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, составление ребуса, кроссворда, головоломок. Здесь, конечно, нужно учитывать то обстоятельство, что ребёнок не обладает достаточным временем, чтобы составить интересный кроссворд, или головоломку. Поэтому такие задания можно задать на дом.

Приём «Составление лэпбука»

Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.

Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему.

Важно отметить, что работа должна быть систематической, но следует избегать перенасыщенности от разнообразия приемов.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Скрипит моро…. . Сердит моро… .

И сне… , сухой и колкий.

И вя… замёр…, и ду… замёр…,

Насквозь промёрзли ёлки.

  1. Выдели признаки  для распределения слов в 2 столбика.

Дождь, север, горох, друг, сторона, пряжа, утюг, овощ, дубки, сказка, ветер, дорога.

  1. Составьте предложения.

Снег, украшает, пушистый, деревьев, ветви.

Шишки, висят, смолистые, ели, на.

________________________________________________________________

 

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Скрипит моро…. . Сердит моро… .

И сне… , сухой и колкий.

И вя… замёр…, и ду… замёр…,

Насквозь промёрзли ёлки.

  1. Выдели признаки  для распределения слов в 2 столбика.

Дождь, север, горох, друг, сторона, пряжа, утюг, овощ, дубки, сказка, ветер, дорога.

  1. Составьте предложения.

Снег, украшает, пушистый, деревьев, ветви.

Шишки, висят, смолистые, ели, на.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

Современные подходы к работе с текстом в начальной школе

Презентация к МО по теме "Современные подходы к работе с текстом в начальной школе"...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».

В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....

Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники...