Смысловое чтение
статья

Светлана Геннадьевна Филиппова

Смысловое чтение. Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sch.pptx973.63 КБ
Файл potentsial_umk_shkola_rossii.docx87.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Эти добрые люди и не подозревают, каких Трудов и времени стоит научиться читать. Я Сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, Чтобы вполне достиг цели» И . Гете

Слайд 3

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Слайд 4

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей

Слайд 5

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.

Слайд 6

Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Слайд 7

Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей:

Слайд 8

Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста; Слабость анализа и синтеза прочитанного; Зависимость от небольшого жизненного опыта; Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность; Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме; Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи; Преобладание репродуктивного уровня восприятия.

Слайд 9

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца. В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения:

Слайд 10

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.

Слайд 11

Синтетический этап предполагает, что все три компонента происходят одновременно. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования. Интонация появляется лишь тогда, когда ребёнок удерживает в сознании общий смысл читаемого. Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе.

Слайд 12

Этап автоматизации - техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом. Все интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идея произведения, его композиция, художественные средства. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное.

Слайд 13

Внеурочная деятельность « Волшебный мир книги»

Слайд 14

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Слайд 15

В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей первоклассников.

Слайд 16

Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Слайд 17

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Слайд 18

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание, так и практические виды занятий - рисование, лепка сказочных героев, ролевые игры, инсценировки, презентации, праздники, экскурсии

Слайд 19

Методы и приемы смыслового чтения Принято выделять 3 этапа смыслового чтения: Работа с материалом до его прочтения. Дети изучают заголовок, иллюстрации, фамилию автора, если таковой имеется. Предполагают, почему произведение названо именно так, а не иначе, о чем будет вестись в нем речь, что изображено на рисунке. Непосредственно процесс чтения. Сначала дети (особенно в 1 и 2 классах) читают написанное только технически (не вдумываясь в смысл, без интонирования). Далее комментируют прочитанное, размышляют, какую информацию несут предложения/фразы, с какой интонацией следует их произносить, где сделать паузу или, наоборот, увеличить темп. Работа после прочтения. Учителем проводится совместное обсуждение с детьми прочитанного, делается вывод. Педагог возвращается к 1 этапу и анализирует при участии школьников правильность их предположений относительно заголовка, иллюстраций и т. д.

Слайд 20

Составление вопросного плана • Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. • В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом

Слайд 21

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Слайд 22

« Ромашка Блума »

Слайд 23

Виды вопросов и заданий к текстам ( по математике)

Слайд 24

Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста

Слайд 25

Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д. соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Слайд 26

Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом/формулой. 2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Слайд 27

Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного

Слайд 28

Задания «на восстановление деформированного текста»: 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности. 2) «собери» правило, алгоритм. 3) «найди ошибку»



Предварительный просмотр:

Тема:

«Потенциал УМК «Школа России» для формирования читательской грамотности.»


ВВЕДЕНИЕ

    Чтобы ориентироваться в потоке информации необходимо уметь анализировать, интерпретировать и оценивать ее. Поэтому основы умений работать с информацией должны быть заложены в начальной школе. Эта позиция отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что читательская грамотность лежит в основе умения учиться.

Цель работы:

исследовать эффективные способы и приемы организации читательской и творческой учащихся младшего школьного возраста.  

Задачи:

1. Изучить методологические основы обучения чтению в научных трудах и передовом педагогическом опыте учителей начальных классов по поиску наиболее эффективных приемов для формирования читательской грамотности.

2. Проанализировать учебную и методическую литературу на выявление материала для формирования читательской грамотности.

ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ

Читательская грамотность – это способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. У развитого читателя сформированы две большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Читательская грамотность определяется:

владением техникой чтения;  

приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;               знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

       Читательская грамотность способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем без исключения дисциплинам. Умение читать служит базой для формирования универсальных учебных действий, поэтому на занятиях по всем школьным предметам должна вестись целенаправленная работа для достижения данного образовательного результата. Именно поэтому формирование и развитие читательских навыков является задачей всех учителей-предметников, которые должны объединить усилия, нацеленные на достижение этого образовательного результата.

Особая роль уроков литературного чтения в том, что его изучение
обеспечивает не только литературное образование обучающегося, но и общую успешность его обучения. Это связано с тем, что областью функциональной грамотности в литературном чтении являются такие содержательные феномены, сформированность которых необходимы при изучении всех других предметов начальной школы.

       

Прием «Яркое пятно». Торжественно объявленная тема урока чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок. Чтобы этого не произошло можно использовать специальный прием, условно называемый «Яркое пятно». В качестве «Яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока. При использовании приема «Яркое пятно» у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. В своей работе я часто использую погружение детей в сказку, т.к. сказка близка и интересна детям. Они с радостью погружаются в мир фантазий и волшебства и «открытие» нового знания для них становится тем «волшебством», которое они сами творят, поэтому и более интересным.

Фрагменты урока Знакомство с произведением Н.Носова «Живая шляпа».

1. - Сегодня на урок старуха Шапокляк пришла не с пустыми руками, принесла с собой чёрный ящик, а что в нем, надо определить.

- В черном ящике лежит предмет, который можно надеть на себя, он свидетельствует о благополучном окончании любого дела.
- Предмет, без которого старуха Шапокляк не выходит из дома.

- Это головной убор.

- Действительно, шляпа свидетельствует об успешном окончании любого дела, не зря говорят «Дело в шляпе».

- А когда так говорят? (все удачно заканчивается)

У чиновников была привычка – класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не потерять их. Считалось, если спрятавший положил дело в шляпу, то оно обязательно будет решено, так как не потеряется.

2.

- Прежде, чем начнем читать рассказ, попробуем объяснить старухе Шапокляк значение данных слов, которые встретятся при чтении.

комод - ?

кочерга - ? (металлич. инструмент, согнутый на конце, используемый для выгребания углей, перемешивания дров)

Треснул - …(ударил, раскололся, лопнул)

Плюхнуться - …(упасть, свалиться)

Сами пытаются объяснить значение слов КОМОД, КОЧЕРГА, проверяют свои предположения со словарем, рассматривают иллюстрацию кочерги.
Подбирают синонимы к словам – треснул, плюхнуться.

На уроке окружающий мир ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами.

Для того, чтобы пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом, можно использовать следующие приемы:

1. «Облако понятий» (в облако вписываются
новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)
    Например, 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета)
2. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)

Например, 2 класс «Дорожные знаки».

Один укажет: «Переход!

 Смотри, вот зебра, пешеход!».

Другой покажет, где автобус едет,

А третий крикнет: «Осторожно, дети!». (Дорожные знаки)

3.Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается
просмотреть иллюстративный материал текста, понять, о чем пойдет речь)
4. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки,
чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)
5. Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)

6. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

       Для понимания и осмысления текста детьми применяются следующие приемы работы:

1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы
теста в рабочей тетради)

Например: 4 класс Тема: “Пустыни”

4. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)

5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)
6. Чтение с остановками. (чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточ-
нению, разъяснению, обсуждению научной информации)

   Для проверки понимания и усвоения информации из научного текста применяются следующие приемы работы:

1. Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими
примерами)
2. Игра «Плюс или минус»

3. «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить
вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что?
Кто? Где? Когда? Как? Почему?)

4. Составление памяток, инструкций.

5. Проигрывание жизненных ситуаций.

   

      Именно, осознанность, как основной принцип дидактики, формируется при развитии читательской компетенции, что особенно важно на уроках математики.

       Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Одним из эффективных приёмов развития смыслового чтения - составление краткой записи условия задачи. Из краткой записи условия понятен план решения задачи. Самым наглядным способом представления информации является таблица. Читая задачу первый раз, учащиеся должны понять её целостный смысл, чтобы определить количество строк и столбцов в таблице. После более детального прочтения ребята извлекают из текста всю необходимую информацию.

      На уроках математики в начальной школе, мы так же часто используем приём составления задачи по рисунку, интересны задачи, в которых учащимся необходимо самим сформулировать вопрос к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.

Эффективны также типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения:

  • Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
  • Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.; соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
  • Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте (предложениями, несколькими словами, одним словом, формулой); дополнение (завершение) предложений, доказательств.
  • Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц, схем на основе прочитанного; дополнение таблиц, схем на основе прочитанного.
  • Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; «собери» правило, алгоритм; «найди ошибку».

           В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи организации диалога, основанного на приёме «Толстые и тонкие вопросы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       

       Итак, анализ учебников для начальной школы показал, что программы начального образования содержат огромный потенциал множество заданий по формированию читательских умений у обучающихся младших классов.

Повышению читательского интереса способствуют внеурочная деятельность, проектно-исследовательская деятельность и посещения сельской и школьной библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативно-правовые документы:

1.Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон принят от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 02.07.2021) (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.09.2021)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Специальная литература:

1. Акушева М. Б., Лойк Л. А., Скороделова Л.А. Развитие функциональной грамотности чтения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. 2020. - С. 49-51.

2. Евдокимова А.О. Чтение и письмо / А.О. Евдокимова, Л.Е. Журова. М.: Вентана-Граф, 2001. 280 с.

3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учеб. «Родная речь»: 2 кл. М.: Просвещение, 2005. 140 с.

4. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М., 2016. – 64.

5. Светловская, Н. Н.  Детская литература в современной начальной школе : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 193 с. 

Периодические издания:  

1.Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.

Электронные ресурсы:

  1. Портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....