Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе
методическая разработка

Горностаева Ирина Петровна

 Из опыта работы.Выступление на МУМО 30.08.2018

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУМО (30.08.2018)

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе  как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Все мы знаем, что внедрение ФГОС НОО не возможно без ряда условий. А системно-деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Немецкий педагог А. Дистервег ещё в 19 веке говорил: «Сведений науки  не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

Но тем не менее, долгие годы в наших школах было именно такое обучение. Лишь некоторые (Эльконин-Давыдов, Занков, Амонашвили) ведущую роль отводили проблемному обучению.

Структура проблемного урока такова:

  1. Постановка проблемы (Мотивация);
  2. Поиск решения  (Исследование: работа в малых группах);
  3. выражение  решения (Обмен информации, её классификация),
  4. Реализация решения (Применение),
  5. Подведение итогов рефлексия.

Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:

•         Проблемная ситуация «с удивлением»

•         Проблемная ситуация «с затруднением»

•         Побуждающий диалог

•         Подводящий диалог

•         Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»

•         Демонстрация непонятных явлений

•         Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»

 Проблемная ситуация «с удивлением» или  «с затруднением» - этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Побуждающий диалог - это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

- побуждения к созданию противоречия;

 - побуждения к формулированию учебной проблемы.

 Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Положительный результат – это  то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

«Яркое пятно» — сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.

 Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

 «Актуализация» — обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Сегодня мне хотелось остановиться на этапе мотивации и показать несколько способов создания проблемной ситуации на уроке.

Основные приемы создания проблемной ситуации.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?

 

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Какой возникает вопрос?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

 

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Какая будет тема урока?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?

 

ПРИЁМ 1. Предъявление  противоречивых фактов, теорий, мнений.

Русский язык (3 класс:) Предъявление противоречивых мнений

Тема: Род имен существительных

Учитель:

За столом обедали 3 женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со

стола упала суповая ложка.

Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив старинную примету. -

Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? – удивилась немка. – Ложка – ≪der Loffel≫ – мужского

рода. Должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик

мужского рода.

Ха – ха – ха! – засмеялась немка. – Ножик – мужского? Нет, ≪das Messer≫

– род средний: если ножик упадет, это ничего не значит.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую:

Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем-то напоминать

мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим.

Что скажете? Кто из них прав? (недоумение, проблемная ситуация).

Математика, 2 класс Предъявление двух противоречивых фактов

Тема:«Порядок действий» 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Сравните равенства:

8 – 3 + 4 = 9

8 – 3 + 4 = 1

- Чем похожи?

-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные.)

-Почему разные результаты? Как получили?

- Как показать, что первым действием выполняли 3+4?

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения. Чего не хватает в выражении? (Побуждение к осознанию

противоречия).

ПРИЁМ 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

Математика, 2 класс

Тема:«Смысл действия умножения» 2 класс.

Равенство 3*5 =15

Миша: 3+3+3+3+3

Маша 5+5+5

-Кто прав?

Математика, 4 класс

Цель: установить, как измеряют скорость и как она связана со временем и расстоянием.

Учитель: Представьте, что вам нужно рассудить спор двух друзей – Миши и

Игоря. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них

быстрее бегает на лыжах. Миша на соревнованиях в своём классе прошёл 60

м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Каждый из них считает себя лучшим

спортсменом: Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша с ним не

соглашается – ведь он бежал большее расстояние. Запишите каждый на своём листке имя того, кто из ребят, по вашему мнению, пробежал быстрее

(столкновение мнений).

Учащиеся высказывают свои версии.

 ПРИЁМ 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку", предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

«Окружающий мир» 4 класс

Природные зоны России.

Учитель:

Ученики:

- Послушайте и скажите: бывает ли так?

«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались,  и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».

-Что здесь правда? Где такое может быть?

Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал.

- Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

- Еще не бывают грибы выше берез.

- Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).

ПРИЁМ 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Урок математики 2 класс.

Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.

– Предлагаю ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

“В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?”

2+2+2+2=8 (ч) 

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Не выполняли такие вычисления)

“На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?” (Приём – невыполнимое практическое задание).

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– А почему, в чем затруднение?

– Получается слишком длинная запись.

– Значит, что нам надо сегодня открыть?

– Надо придумать новый короткий способ записи.

«Русский язык» 4 класс

Неопределенная форма глагола.

На доске слова : льют, мечтает, хотели, колет, рубить.

- Определите число и лицо глаголов.

Последнее слово вызывает  недоумение учеников, так как задание невыполнимо.

(в рамках некоторых тем прием применить невозможно)

ПРИЁМ 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

«Математика» 2 класс

Прибавление к двузначному числу двузначного с переходом через десяток.

Учитель:

Ученики:

Найдите значение данных выражений объясните, как вычисляли

24+32                 61+26

73+16                 73 + 19

73+19 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеем решать такие примеры

ПРИЁМ 6. Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что задание не выполнено.

«Русский язык» 3 класс

Непроизносимые согласные.

                                         

- Подберите проверочные слова: река, вода, ряды

                                                         гриб, нож, столб

- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы безударный стал ударным или в конце после согласного был гласный.)

- А теперь подберите проверочные слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?

(Таким же: вестники, сердца, тростники.)

- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)

- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

«Русский язык» 2 класс

Непроверяемые орфограммы в корне.

(Подводящий диалог)

Вставьте пропущенные буквы в слова:

Р…чной                      дят…л

Сер…це                        рю…зак

Ду..ки                        во…зал

-В слова, какого столбика было легче вставлять слова?

-Почему?

«Плюсы» проблемного урока

  • Проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”.
  • Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.
  • Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
  • Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию»  (термин С.Ю.Курганова).

«Минусы» проблемного урока

  • Не со всеми дети можно использовать данную технологию

  • Объём классной работы в тетрадях очень мал, т. к. много обсуждений 

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Ш. А. Амоношвили

     Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что я на правильном пути. Дети стали активнее, заинтересованнее. Они не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.

    Я убедилась на своих учениках: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

   Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.

    Надеюсь, эти примеры помогут учителям начальной школы, только начинающим работать по проблемно-диалогической технологии, разобраться в тонкостях ее применения на практике.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе

Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....