Групповая работа младших школьников
статья

Демчук Элеонора Юрьевна

Групповая работа младших школьников

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:

- нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);

- совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием;

- требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Уже начиная с первого класса, я приучаю детей работать парами, затем постепенно переходим к работе в группе (очень удобно работать, когда группа состоит из 4-х человек: две парты друг за другом). Работая в группах или парах, дети все время говорят - в классе стоит рабочий шум. Учитель при этом должен руководить процессом в целом, корректировать работу отдельных детей, слушать и слышать сразу нескольких человек. И детям надо научиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса и слышать товарища. Поэтому совместно с ребятами разработались правила взаимодействия в группах. Цель введения общих правил - наличие образца поведения в процессе групповой работы в форме различных алгоритмов и правил.

Правила работы в группе:

1. Говори вполголоса;

2. Один говорит - другие слушают;

3. Не перебивай выступающего;

4. С уважением относись друг к другу;

5. Разговор должен идти только о предмете задания.

Все эти моменты обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

На уроках я использую различные способы объединения детей в группы: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога.

В каждом виде работы существуют свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные: - повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.

Отрицательные: - групповой работе надо сначала научить; организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий; некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников; для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Одним из немаловажным этапом в формировании коммуникативных УУД  является этап оценивания работы группы.

Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. Если не пожалеть на это времени в начале организации групповой деятельности, то позже она становится необходимой и приятной для всех участников. Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

При подведении  итога урока учитель должен оценить работу каждой группы. Это можно сделать разными способами.

- Суммирование оценок работы каждого. После работы в группах все ученики получают новое знание или умение. Проводится самостоятельная работа. Лучшей группой будет та, в которой суммарная оценка работы всех членов группы выше.

- Учитель может спросить произвольно любого члена группы и по его ответу оценивать работу всей группы.

Также в своей педагогической практике на этапе оценивания использую метод самооценки «Пирог». В этом случае детям предлагается оценить работу в группе всех его членов и себя лично, разделив окружность на определенные доли, опираясь на поставленные вопросы. (Как мы работали в группе? Представь, что это пирог и подели окружность на всех, в зависимости от того, кто как работал. Свое мнение аргументируй.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppah_na_urokah_v_nach_shkole.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа младших школьников

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:

- нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);

- совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием;

- требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Уже начиная с первого класса, я приучаю детей работать парами, затем постепенно переходим к работе в группе (очень удобно работать, когда группа состоит из 4-х человек: две парты друг за другом). Работая в группах или парах, дети все время говорят - в классе стоит рабочий шум. Учитель при этом должен руководить процессом в целом, корректировать работу отдельных детей, слушать и слышать сразу нескольких человек. И детям надо научиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса и слышать товарища. Поэтому совместно с ребятами разработались правила взаимодействия в группах. Цель введения общих правил - наличие образца поведения в процессе групповой работы в форме различных алгоритмов и правил.

Правила работы в группе:

1. Говори вполголоса;

2. Один говорит - другие слушают;

3. Не перебивай выступающего;

4. С уважением относись друг к другу;

5. Разговор должен идти только о предмете задания.

Все эти моменты обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

На уроках я использую различные способы объединения детей в группы: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога.

В каждом виде работы существуют свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные: - повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.

Отрицательные: - групповой работе надо сначала научить; организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий; некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников; для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Одним из немаловажным этапом в формировании коммуникативных УУД  является этап оценивания работы группы.

Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. Если не пожалеть на это времени в начале организации групповой деятельности, то позже она становится необходимой и приятной для всех участников. Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

При подведении  итога урока учитель должен оценить работу каждой группы. Это можно сделать разными способами.

- Суммирование оценок работы каждого. После работы в группах все ученики получают новое знание или умение. Проводится самостоятельная работа. Лучшей группой будет та, в которой суммарная оценка работы всех членов группы выше.

- Учитель может спросить произвольно любого члена группы и по его ответу оценивать работу всей группы.

Также в своей педагогической практике на этапе оценивания использую метод самооценки «Пирог». В этом случае детям предлагается оценить работу в группе всех его членов и себя лично, разделив окружность на определенные доли, опираясь на поставленные вопросы. (Как мы работали в группе? Представь, что это пирог и подели окружность на всех, в зависимости от того, кто как работал. Свое мнение аргументируй.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников

Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...

Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников

Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...

Групповая учебная работа младших школьников

Групповая работа ‑ это самостоятельная форма организации обучения....

Как организовать групповую учебную работу младших школьников

              В статье  говорится о значении групповой формы работы. Подробно описываются этапы организации групповой формы работы....

Психолого-педагогические аспекты групповой формы работы младших школьников

Современное образование рассматривается как процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося. Одним из основных условий для создания и реализации ...

Основы организации групповой работы младших школьников

Групповая форма работы гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям...

Приемы организации групповой работы младших школьников

Приемы организации групповой работы младших школьников...