Выступление "Диагностика учащихся мотивации и последующая работа с одаренными детьми."
методическая разработка

Абраменко Елена Валерьевна

Выступление "Диагностика учащихся мотивации и последующая работа с одаренными детьми."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление284.43 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика учащихся мотивации

и последующая работа с одаренными детьми.

                                     «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.                              

                                     Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

                                                                                                В. А. Сухомлинский

Изучение и правильное использование действующих мотивов, формирование необходимых, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении,- сердцевина педагогического труда. Мотивы – главные движущие силы обучения. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Классифицируются мотивы по разным критериям. Выделяют:

-широкие социальные (долг, ответственность), узкие социальные (признание, вознаграждение);

- мотивы социального сотрудничества (роль в классе);

- широкие познавательные, учебно-познавательные;

- мотивы самообразования;

-осознанные или неосознанные;

- внешние и внутренние.

       Проблема школьной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов — педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников. Хотя, изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

Из чего складывается изучение мотивации:

- непосредственное наблюдение за учениками,

- изучение усвоения полученных знаний и опыта,

- создание проблемы и ее решение,

- изучение здоровья детей,

- система оценивания,

- определение отношения родителей,

- изучение психологической комфортности учащихся …

 

  Здесь на помощь нам приходят разнообразные методы обучения:

- технология разноуровнего обучения ( полный охват всех учащихся работой, вера всех, даже самых слабых, в свои силы)
- технология проблемного обучения

- исследовательская работа

- технология проектного обучения

- работа в сотрудничестве

- здоровье-сберегающие технологии

- икт (дистанционное обучение, компьютерное репетиторство, создание презентаций, сообщения…)

- создание успеха ( прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему.)

    Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути работы с ними.

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, дети даже любознательные не хотят учиться. Хотя и учащиеся, и родители осознают важность успешного учения, зависимость будущего детей от успехов в овладении знаниями.

Почему это происходит?

Одна из главных причин этого – недостаток внутренней мотивации учения у школьников. Существует и ряд других причин:

  1. Умственное недоразвитие, нарушение психических функций, из-за которых учащимся невозможно овладеть учебным материалом или сделать очень трудно.
  2. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учение – это непростая деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.
  3. Большой объем  и сложность учебного материала, подлежащего  усвоению и запоминанию.
  4. Деятельность без опоры на мотивы и желание  его участников.
  5. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни (просмотр телепередач, игра на компьютере, общение с друзьями).
  6. Однообразие школьной жизни и учебного процесса. Отсутствие быстрой смены событий, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долго сидеть спокойно и внимательно слушать – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной.
  7. Бедность и непродуманность методики обучения, организация учебно-воспитательного процесса и школьной жизни вообще.
  8. Однообразная и авторитарная позиция учителей и родителей, неумение стимулировать учение.

Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Деятельность учителя должна опираться в этом случае на определенный алгоритм.

  1. Определить и уточнить цели обучения.
  2. Выявить возрастные возможности мотивации.
  3. Изучить исходный уровень мотивации.
  4. Изучить превалирующие мотивы.
  5. Изучить индивидуальные особенности мотивации.
  6. Анализ причин изменения мотивации.
  7. Формирование должных мотивов.

Оценка достижений и планирование дальнейших действий.

Для установления уровня мотивации существуют специальные методики.

      Для выявления учеников с низкой мотивацией следует использовать наблюдение.

     Человек включается в любую деятельность именно тогда, когда у него имеются мотивы. А мотив отражает наличие некоторых потребностей. Чтобы вызвать, удержать, усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной и любой другой деятельности.

       Отношение школьников к учению зависит также  и от условий, в которых происходит учебная деятельность:

  • привлекательность школьных помещений (чистота, уют, освещенность, живые цветы), красивая музыка во время перемен, картины на стенах  дают ученикам ощущение радости и комфорта;
  • теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителей, администрации, технического персонала;
  • профилактика переутомления, снятие психологического напряжения, кратковременный отдых от умственных занятий;
  • юмористические отступления;
  • уважение личности учащегося, доверие к нему;
  • разнообразие деятельности классных  и общешкольных коллективов.

        КАК СТИМУЛИРОВАТЬ УЧАЩИХСЯ

- используйте намерения

- учитывайте интересы и склонности

- показывайте последствия поступков

- признавайте достоинства

- одобряйте успехи

- сделайте работу привлекательной

- используйте ситуацию

- дайте шанс

- хвалите

-ищите нестандартную ситуацию

- критикуйте сопереживая

- показывайте достижения

- обращайтесь к самолюбию

- поддерживайте соперничество

НОУ, внеклассная работа по предметам, занятия в кружках, секциях, факультативах, элективных курсах помогают создать индивидуальный план развития ученика.

  Соревнования, олимпиады, смотры, конкурсы, конференции помогают ученику ориентироваться в огромном мире человеческой деятельности, увидеть интерес и создать ситуацию успеха. Формированию умения учиться, ставить цели, достигать успеха может помочь портфолио. И, конечно, важную роль в организации этой деятельности представляется классному руководителю.

     Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1-го к 4-му классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний. Некоторое общее снижение учебной мотивации к концу начальной школы, не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как интерес к обучению по существу удовлетворен. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Во 2—3 классах понимание социальной значимости обучения должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учебного процесса, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижения учебной мотивации к окончанию начальной школы не происходит.

                        Работа с одаренными детьми

Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с  первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности,  на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Выделяю следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями

             Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения.    Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом  для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.

Формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских портфолио.
  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • кружки по интересам;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • работа по индивидуальным планам;

http://image.slidesharecdn.com/kurmakaeva-130606152913-phpapp01/95/-11-638.jpg?cb=1370550601http://image.slidesharecdn.com/kurmakaeva-130606152913-phpapp01/95/-7-638.jpg?cb=1370550601

Занятия в «Школе одаренных детей», «Учись, твори, развивайся».     

     Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

http://image.slidesharecdn.com/random-130616035712-phpapp02/95/-2-638.jpg?cb=1371373091


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одаренными детьми и с детьми с повышенной мотивацией Классно – урочная деятельность

Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем

В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...

Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...