Метод проекта в работе с одаренными детьми как фактор повышения мотивации в обучении и воспитании
статья по теме

Пичкалева Елена Николаевна

Методическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД  ПРОЕКТА В РАБОТЕ С  ОДАРЁННЫМИ  ДЕТЬМИ

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Е.Н. Пичкалёва  

МБОУ  Барандатская СОШ, с. Б.Барандат

В современной науке одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, предопределяющая его развитие. Большинство психологов включает в структуру одаренности как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и не когнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы.

Признаки одаренности неоднозначны:

Так блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей может сочетаться со слабостью кратковременной памяти. Недостатки кратковременной памяти могут быть связаны с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запоминание происходит с трудом. Часто одаренным легче уловить суть сложной абстрактной концепции на слух, чем справиться с буквенным анализом текста. Одаренные дети с легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво. Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи, тогда как письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи менее способных учеников. Им понятна суть вещей и не интересна формально поставленная в письменных вопросах задача. Одаренные дети всегда любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Рутина не для них. Им интересно сделать что-либо глубоко и осмысленно, сформулировать выводы, которые нужны другим людям и применимы на практике. Помимо рекомендованной литературы по программе такие дети, как правило, читают что-то еще, они с интересом читают информацию об одних и тех же событиях по разным источникам, часто противоречащим друг другу. Они способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Часто, обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и (или) не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям. Такие дети часто восстанавливают незнание деталей по общей логике изучаемого процесса. Одаренные дети больше способны предвидеть последствия своих действий, чем их сверстники, они дают лучшие результаты на экзаменах и олимпиадах, потому что легко отделяют главное от второстепенного, материал в их памяти связан какими-нибудь лично-значимыми ассоциациями и выстроен по определенному принципу. Развитие интеллекта и чувств у одаренных детей идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость. Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.

Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы еще в 1994 принял Постановление 1248 по работе с одаренными детьми, в котором говорится: “Ни одна страна не может себе позволить роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала, иначе, чем расточением человеческих ресурсов названо быть не может. Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества”.

В диссертации Толстопятовой О.А. обозначены основные направления работы с одаренными детьми:

разработка мер по преодолению сложившегося в общественной жизни антиинтеллектуализма;

создание условий для выращивания “лидирующей группы населения, которая будет способна обеспечить стране ускоренное развитие

обеспечение нового качества образовательных услуг, конструктивных молодежных стилей и субкультур, приоритетности новых методов развития творческих возможностей;

развитие регионального образовательного пространства.

Создание условий, в которых каждый одарённый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно – ориентированного обучения.

Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития:

  1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).
  2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).
  3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).

Базой комплекса личностно – ориентированного обучения признаются задача, диалог, имитационная игра. Формами учебной деятельности школьников в данном обучении выступают групповая работа, учебная дискуссия, ролевая игра

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности. Термин «проектирование» определяется как деятельность, промысливание того, что должно быть.

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный способ решения проблемы проекта. Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность. Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.

Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать.

Последовательность работы над проектом:

I этап. Подготовительный, погружение в проект. На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития учащихся. Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, векторов направления поиска представляются учащимся не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

II этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). Планирование может быть последовательным или параллельным.

III этап. Исследование (осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся, - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.

Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как учителя их подготовили к овладению методами и технологиями, используемыми в самостоятельной работе. Полученные путем исследования результаты анализируются, формулируются выводы.

IV этап. Представление результатов исследования, отчет. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчёт, журналистский отчёт и т.д.Учебный проект отличается от простого коллективно подготовленного мероприятия или другой групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта. На этапе презентации важно: научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. (Приложение 1).

Виды проектов.

1. Моно предметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно – урочную систему.

2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект – внепредметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования.

Отличительной чертой проектной методики является особая форма организации деятельности ученика. Поэтому учитель так должен продумать и организовать активную деятельность ученика, чтобы ему захотелось принять участие в проекте, провести своё исследование. Исследование – это моделирование в учебной ситуации естественного процесса открытия. Исследование может быть индуктивным и дедуктивным. От типа исследования зависит то, как я планирую деятельность участников проекта.

Для индуктивного исследования

Для дедуктивного исследования

1. Мотивация

2. Исследование.

3. Обмен информацией

4. Организация информации

5. Связывание фактов.

6. Обобщение (итоги).

       7. Рефлексия.

1. Мотивация.

2. Обобщение.

3. Выдвижение гипотез.

4. Исследование.

5. Обмен информацией.

6. Организация информации.

7. Связывание информации (итоги).

       8. Рефлексия.

Мотивация.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому я стараюсь выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.

Я пользуюсь разными способами создания мотивации, это могут быть:

1. Способ загадки (или приём интерпретации). Представление материала, содержащего неопределённость и связанного одной идеей, гипотезой или выводом.

2. Приём «ключевых слов» или ключей. Например, нужно угадать предмет, спрятанный в ящике или какое-то понятие. Ученикам предлагаются ключи для открытия. Выбор ключей учителем зависит от целей мотивации. Это могут быть: значение, причина, свойства, функции и т.п. Учащиеся задают вопросы, используя ключи, учитель может дать только ответы «да» или «нет».

3. Погружение в проблему. Ученики ставятся в такую ситуацию, когда им необходимо принять какую-то позицию, роль и решить проблему уже с этой точки зрения.

4. Выполнимое невыполнимое действие. Создаётся ситуация практического выполнения действия, причём есть иллюзия его лёгкого выполнения. Но у ученика ничего не получается. Возникает вопрос: «Почему не получается?».

От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего проекта.

Выдвижение гипотез.

Ученики предполагают, выдвигают проблемные вопросы. Но чтобы опровергнуть или доказать предположения, ответить на проблемный вопрос – нужно найти необходимые факты, то есть провести исследование.

Исследование.

Так как речь идёт о проектной деятельности именно младших школьников, то работа по развитию информационной компетентности требует от учителя наибольшей отдачи. Ученики уже в конце 2 класса чётко представляют себе, где можно найти необходимую информацию. А к окончанию 4 класса учащиеся уже умеют самостоятельно добывать информацию и любое свое действие планировать, анализировать, оценивать (делать вывод). Зная различные поисковые системы, ребята с интересом и удовольствием разыскивают нужные факты, учатся из огромного объёма информации выбирать ту, которая необходима для решения их исследовательской задачи. Исследование может проходить как индивидуально, так и в группах. Чаще всего я использую в проектной деятельности работу в группах. Научить детей младшего школьного возраста работать в группах непросто. Очень много зависит от подбора учеников в отдельно взятом коллективе. Ребёнок должен иметь опыт работы, как в гомогенных группах, так и в гетерогенных. Для меня наиболее трудной была проблема психологической совместимости и координация работы в гетерогенных группах. В гетерогенных группах проигрывают сильные дети, так как в "рост" идут только средние. Все исследования говорят о том, что в таких группах академический рост для сильных детей не идёт. Обязательно сильным детям надо давать возможность работать в гомогенных группах. Критерии, по которым я провожу деление на группы:

- по академическим успехам

- по способностям к определённому предмету

- по виду и уровню мотивации (если у ребёнка низкий уровень мотивации, но высокие способности, то полезно будет ему поработать в группе с детьми, у которых высокая мотивация - это его "поднимет").

- по уровню развития творческих способностей (полезно всем творческим детям собираться в одну группу, это нужно делать регулярно).

При всех этих способах деления должна обязательно учитываться психологическая совместимость! Выбирать способ деления на группы нужно всегда разный, в зависимости от целей проекта, специфики межличностных отношений и психологической совместимости.

      Итоги.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОЕКТНЫХ РАБОТ:

  • Важность темы проекта
  • Глубина исследования проекта
  • Качество выполнения продукта
  • Самостоятельность работы над проектом
  • Полнота раскрытия темы
  • Артистизм и выразительность выступления
  • Использование средств наглядности
  • Ответы на вопросы
  • Убедительность презентации

Рефлексия.

Без понимания способов обращения с информацией, механизмов исследования и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли в ходе работы над проектом. Здесь большая роль отводится рефлексии, она – источник внутреннего опыта, необходимый инструмент мышления и способ самопознания. Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути решения, полученные результаты и т.д. Очень часто ученики не испытывают потребности в осознании своего приращения и развития, не умеют определить причины своих результатов или проблем, которые возникли при выполнении исследовательской деятельности. Поэтому уже в первом классе дети должны учиться рефлексировать. Формы рефлексии могут быть разные: вербальные (устное обсуждение), письменное анкетирование, изобразительные (отрази цветом свои ощущения и успехи; нарисуй радугу, изобразив изменения, происходившие с тобой в течение работы над проектом и т.п.), можно в конце мини-проекта предложить детям показать мимикой свои чувства и ощущения.

 Использование технологии проектной методики способствует развитию:

  • логического, творческого, критического мышления;
  • способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
  • целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;
  • способностей к самопознанию и самопониманию;
  • эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
  • информационной компетентности;
  • формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции;
  • развитию общеучебных умений и навыков: исследование, рефлексия, самооценка;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализация принципа связи обучения с жизнью.

Проектная деятельность ставит ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационные навыки, учит работать в команде. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. У ребят есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам, что повышает мотивацию в обучении.

Литература:

  1. Грабовский, Л.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности./Л.И.Грабовский //Педагогика. -  №8. - 2003
  2. Лейтес, Н. О признаках детской одаренности. /Н.Лейтес //Вопросы психологии. - №4.  2003
  3. Толстопятова, О.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования. /О.А.Толстопятова. // Диссертация. Ставропольский гос.университет, 2004
  4. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать по-разному?: пособие для учителя./ А.В.Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – с.383
  5. Щебланова, Е.И. Трудности в учении одаренных школьников./Е.И.Щебланова. //Вопросы психологии. - №3.- 2003.