«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.
статья по теме

Сиско Елена Викторовна

 

Доклад

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»

 учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее

Сергиевского района Самарской области

Сиско Елены Викторовны.

Обоснование актуальности.

Основным условием эффективности обучения в современной школе является уровень физического здоровья учащихся. Чем выше уровень здоровья детей, тем выше процент усвоения всей суммы знаний. Однако показатели последних лет говорят о снижении этого уровня. По данным всероссийской диспансеризации за последние годы доля детей к 7-10 годам с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%. 40 % детей Самарской области имеют те или иные заболевания. В журнале моего класса на  начало  2011-12 учебного года в листке здоровья 21 человек - 95,5% относятся ко II группе здоровья и 1 ребёнок - 4,5% относится  к III группе (менее здоровые дети); физкультурная группа: основная – 21 и подготовительная – 1 человек.

       Мною выявлены проблемы:

Усилилась роль «внутришкольных факторов»:

·                    увеличилась перегрузка учащихся

·                    происходит интенсификация учебного процесса из-за недостаточной компетентности педагогов в процессе обучения (не соблюдаются гигиенические требования и санитарные нормы, не учитываются психофизиологические и индивидуальные возможности ребёнка, здоровьесберегающие технологии);

·                     наблюдается низкий уровень сформированности у учащихся и родителей представлений о здоровом образе жизни.

Новизна разработки.

Для решения этих актуальных проблем необходимо организовать такое обучение, которое бы помогло ученику сохранить и укрепить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в систему педагогической деятельности включены здоровьесберегающие технологии. Поэтому перед собой я поставила:

Цель создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).

      Задачи:

·                    сохранить и укрепить здоровье учащихся;

·                    создавать межличностную атмосферу в классе;

·                    формировать у ребёнка необходимые УУД по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

·                    привлекать родителей, учителей, медицинских работников к решению вопросов оздоровления детей.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю по следующим направлениям:

- использование современных образовательных программ, методик и технологий;

- создание морально – психологического климата (моральную и бытовую среду в семье и в классе);

- использование рационального режима дня, труда и отдыха;

- создание санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса.

Методы работы:

1.                  педагогические («уроки здоровья», соревнования, спортивно-оздоровительные праздники, конкурсы и т. д.);

2.                  психологические (уроки смены деятельности, уроки развития, уроки творчества);

3.                  медицинские (профилактика отклонения со стороны органов зрения, работа с часто болеющими детьми и т. д.).

Здоровьесберегающие технологии:

·                    технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях педагогов Л.С.Выготского и Н. Ф. Виноградовой;

·                    технологии уровневой дифференциации обучения, построенные профессором Н. Ф. Виноградовой;

·                    педагогика сотрудничества, построенная на идеях великого педагога Ш. А.Амонашвили;

·                    технология раскрепощённого развития детей, построенная на идеях кандидатов медицинских наук И. В. Абрамовой и биологических наук Т. И. Бочкарёвой

Где и как используются здоровьесберегающие технологии.

Технологии развивающего обучения (ТРО).

·                    С 2005 года работаю по УМК  «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н. Ф. Виноградовой.

Мной разработана концепция воспитательной  деятельности, включающая следующие программы:

·                     «Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев учащихся через диалог культур народов мира»;

·                    «Растим патриотов России»;

·                     «В здоровом теле – здоровый дух».

Программы реализуются через систему классных часов, открытые мероприятия, диалоговые, игровые и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, КТД, через созданный мною и применяемый в своей педагогической деятельности методический комплекс «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательную работу».

Технологии уровневой дифференциации обучения.

Учебно-воспитательный процесс выстраиваю дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Появляется возможность эффективнее работать с различными категориями учащихся: «сильными» и «слабыми», одарёнными детьми, детьми, имеющими трудности в обучении и общении, «трудными», «опекаемыми» детьми и их семьями.

Педагогика сотрудничества.

       Сотрудничество с детьми.

·                    С целью быстрого включения в работу детей и их заинтересованности на перемене перед 1-м уроком провожу первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие, который зачастую проводим сидя на ковре. Дети, передавая мяч по кругу, приветствуют  друг друга и говорят комплементы.

·                    В 1-м классе 2 раза в неделю 3-м уроком проводим динамические паузы в спортивном зале.

·                    Все учащиеся моего класса вовлечены во внеурочную деятельность. Если в 1 классе дети посещали 7 кружков, то во 2 классе 10, из них спортивно-оздоровительное направление имеют: 1 кружок «Школа юных инспекторов движения», 2 секции «Волейбол» и «Баскетбол».

·                    Проводим акции «Трудовой десант»

Сотрудничество с родителями.

Родители приобрели:

·                    для проведения физкультминуток - ковёр, настольные игры;

·                    организовали питьевой режим;

     Родители с 1 класса принимают активное участие:

·                    в организации выставок, презентаций, творческих и игровых проектах, открытых спортивно-массовых мероприятиях, анкетировании, родительских собраний на тему «Здоровье»;

·                    в озеленении класса.

Сотрудничество с коллегами.

·                    Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и ОБЖ. В школе регулярно проходят общешкольные «Дни Здоровья», «Весёлые старты»; акции «Бодрость духа»; соревнования «К здоровью через движение», уроки-здоровья с привлечением всех учащихся начальных классов, учителей и родителей.

·                    Сотрудничество с учителями начальных классов и предметниками, со школьной библиотекой. Совместно готовятся и проводятся открытые уроки и мероприятия «Озеленение рекреации школы», игры-коммуникации, акции «Зелёный уголок», проекты «Влияние комнатных растений на здоровье школьников».

Учителями начальных классов и предметниками ведутся кружки внеурочной деятельности в разных классах.

Сотрудничество с «внешними факторами»:

·                    работа с сельской библиотекой и СДК (беседы, конкурсы, спортивные праздники, весёлые старты и т. д.);

·                    работа с медицинскими работниками: беседы «Соблюдение личной гигиены», «Профилактика простудных заболеваний», «Знаешь ли ты лекарственные травы?»; анкетирование и консультации для родителей; занятия-практикумы с детьми.

  Технология раскрепощённого развития детей.

·                    Мною используется - рациональное распределение времени на каждом этапе урока и разнообразие видов деятельности.

·                    Для повышения умственной работоспособности детей и предупреждения преждевременного наступления утомления провожу физкультминутки, учитывая специфику предмета. В состав упражнений для физкультминуток включаю: физические и танцевальные упражнения, игры, хоровое пение, самомассаж под музыку, упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, пальчиковую гимнастику и т.д.

·                    Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

·                    Ежедневно на каждом уроке (особенно на математике) по 3 минуты выполняем кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

·                    В течение всего урока определяю и фиксирую психологический климат, провожу эмоциональную разрядку через игровые технологии (игры на расслабление).

·                    Даю рекомендации без повышения тона, часто применяю  одобрения.

·                    В первой половине недели третьим часом провожу уроки смены деятельности и развития, коррекционные занятия (по возможности в спортивном зале).

·                    Провожу творческие уроки.

Реальный результат деятельности.

По результатам листка здоровья в классном журнале видно, что улучшается уровень физического здоровья учащихся. На начало 2012 года 1 человек из III  группы перешёл во II, 1 человек из II группы перешёл в I, самую здоровую.

Уменьшаются случаи простудных заболеваний.

Наблюдается положительная динамика в улучшении психологического  здоровья учащихся по проективной методике «Школа зверей», снижается уровень агрессивности и тревожности.

Повысился уровень адаптации учащихся 1 класса к учебному процессу  (по методике П. И. Третьякова).

Эффективность процесса воспитания доказана  результатами мониторингов, разработанных Н. И. Третьяковым, А. А. Андреевым, И. А. Забуслаевой, повышается уровень воспитанности учащихся.

Вывод:  наблюдается положительная динамика развития духовно- нравственных ценностей: толерантность, гражданственность, коммуникативность, социальное взаимодействие с обществом, коллективом, семьёй, друзьями, дети приобщаются к здоровому образу жизни и успешно адаптируются в образовательном пространстве.

 

 

Литература.

1.                  И. В. Абрамова, Т. И. Бочкарёва. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2004 год.

2.                  С. А. Авилова, Т. В. Калинина. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Волгоград: Учитель, 2008 год.

3.                  О. А. Степанова. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей группы продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - Москва ТЦ Сфера, 2004 год.

4.                  Н. И. Третьяков, А. А. Андреев, И. А. Забуслаева. Мониторинг: Определение уровня воспитанности учащихся.

5.                  Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классов. Москва: ВАКО, 2006 год. Т. В. Толстых, А. В. Хайдукова, С. И. Варламова, Е. А. Сулейманова, Т. А. Савицкая, Т. В. Шепелева, О. А. Свиридова. Играем, празднуем, соревнуемся: сценарии совместных мероприятий с родителями. Волгоград: Учитель, 2009 год.

6.                  Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал Министерства образования РФ. № 2, 3, 4. 2009 год.

7.                  С. А. Баранцев, Г. В. Береуцин, В. П. Богословский. Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут на уроках. Москва, 1983 год.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotaciya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»

 учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее

Сергиевского района Самарской области

Сиско Елены Викторовны.

Обоснование актуальности.

Основным условием эффективности обучения в современной школе является уровень физического здоровья учащихся. Чем выше уровень здоровья детей, тем выше процент усвоения всей суммы знаний. Однако показатели последних лет говорят о снижении этого уровня. По данным всероссийской диспансеризации за последние годы доля детей к 7-10 годам с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%. 40 % детей Самарской области имеют те или иные заболевания. В журнале моего класса на  начало  2011-12 учебного года в листке здоровья 21 человек - 95,5% относятся ко II группе здоровья и 1 ребёнок - 4,5% относится  к III группе (менее здоровые дети); физкультурная группа: основная – 21 и подготовительная – 1 человек.

       Мною выявлены проблемы:

Усилилась роль «внутришкольных факторов»:

  1. увеличилась перегрузка учащихся
  1. происходит интенсификация учебного процесса из-за недостаточной компетентности педагогов в процессе обучения (не соблюдаются гигиенические требования и санитарные нормы, не учитываются психофизиологические и индивидуальные возможности ребёнка, здоровьесберегающие технологии);
  2.  наблюдается низкий уровень сформированности у учащихся и родителей представлений о здоровом образе жизни.

Новизна разработки.

Для решения этих актуальных проблем необходимо организовать такое обучение, которое бы помогло ученику сохранить и укрепить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в систему педагогической деятельности включены здоровьесберегающие технологии. Поэтому перед собой я поставила:

Цель  создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).

      Задачи:

  1. сохранить и укрепить здоровье учащихся;
  2. создавать межличностную атмосферу в классе;
  3. формировать у ребёнка необходимые УУД по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  4. привлекать родителей, учителей, медицинских работников к решению вопросов оздоровления детей.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю по следующим направлениям:

- использование современных образовательных программ, методик и технологий;

- создание морально – психологического климата (моральную и бытовую среду в семье и в классе);

- использование рационального режима дня, труда и отдыха;

- создание санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса.

Методы работы:

  1. педагогические («уроки здоровья», соревнования, спортивно-оздоровительные праздники, конкурсы и т. д.);
  2. психологические (уроки смены деятельности, уроки развития, уроки творчества);
  3. медицинские (профилактика отклонения со стороны органов зрения, работа с часто болеющими детьми и т. д.).

Здоровьесберегающие технологии:

  1. технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях педагогов Л.С.Выготского и Н. Ф. Виноградовой;
  2. технологии уровневой дифференциации обучения, построенные профессором Н. Ф. Виноградовой;
  3. педагогика сотрудничества, построенная на идеях великого педагога Ш. А.Амонашвили;
  4. технология раскрепощённого развития детей, построенная на идеях кандидатов медицинских наук И. В. Абрамовой и биологических наук Т. И. Бочкарёвой

Где и как используются здоровьесберегающие технологии.

Технологии развивающего обучения (ТРО).

  1. С 2005 года работаю по УМК  «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н. Ф. Виноградовой.

Мной разработана концепция воспитательной  деятельности, включающая следующие программы:

  1.  «Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев учащихся через диалог культур народов мира»;
  2. «Растим патриотов России»;
  3.  «В здоровом теле – здоровый дух».

Программы реализуются через систему классных часов, открытые мероприятия, диалоговые, игровые и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, КТД, через созданный мною и применяемый в своей педагогической деятельности методический комплекс «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательную работу».

Технологии уровневой дифференциации обучения.

Учебно-воспитательный процесс выстраиваю дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Появляется возможность эффективнее работать с различными категориями учащихся: «сильными» и «слабыми», одарёнными детьми, детьми, имеющими трудности в обучении и общении, «трудными», «опекаемыми» детьми и их семьями.

Педагогика сотрудничества.

       Сотрудничество с детьми.

  1. С целью быстрого включения в работу детей и их заинтересованности на перемене перед 1-м уроком провожу первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие, который зачастую проводим сидя на ковре. Дети, передавая мяч по кругу, приветствуют  друг друга и говорят комплементы.
  1. В 1-м классе 2 раза в неделю 3-м уроком проводим динамические паузы в спортивном зале.
  2. Все учащиеся моего класса вовлечены во внеурочную деятельность. Если в 1 классе дети посещали 7 кружков, то во 2 классе 10, из них спортивно-оздоровительное направление имеют: 1 кружок «Школа юных инспекторов движения», 2 секции «Волейбол» и «Баскетбол».
  3. Проводим акции «Трудовой десант»

Сотрудничество с родителями.

Родители приобрели:

  1. для проведения физкультминуток - ковёр, настольные игры;
  2. организовали питьевой режим;

     Родители с 1 класса принимают активное участие:

  1. в организации выставок, презентаций, творческих и игровых проектах, открытых спортивно-массовых мероприятиях, анкетировании, родительских собраний на тему «Здоровье»;
  2. в озеленении класса.

Сотрудничество с коллегами.

  1. Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и ОБЖ. В школе регулярно проходят общешкольные «Дни Здоровья», «Весёлые старты»; акции «Бодрость духа»; соревнования «К здоровью через движение», уроки-здоровья с привлечением всех учащихся начальных классов, учителей и родителей.
  2. Сотрудничество с учителями начальных классов и предметниками, со школьной библиотекой. Совместно готовятся и проводятся открытые уроки и мероприятия «Озеленение рекреации школы», игры-коммуникации, акции «Зелёный уголок», проекты «Влияние комнатных растений на здоровье школьников».

Учителями начальных классов и предметниками ведутся кружки внеурочной деятельности в разных классах.

Сотрудничество с «внешними факторами»:

  1. работа с сельской библиотекой и СДК (беседы, конкурсы, спортивные праздники, весёлые старты и т. д.);
  2. работа с медицинскими работниками: беседы «Соблюдение личной гигиены», «Профилактика простудных заболеваний», «Знаешь ли ты лекарственные травы?»; анкетирование и консультации для родителей; занятия-практикумы с детьми.

  Технология раскрепощённого развития детей.

  1. Мною используется - рациональное распределение времени на каждом этапе урока и разнообразие видов деятельности.
  1. Для повышения умственной работоспособности детей и предупреждения преждевременного наступления утомления провожу физкультминутки, учитывая специфику предмета. В состав упражнений для физкультминуток включаю: физические и танцевальные упражнения, игры, хоровое пение, самомассаж под музыку, упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, пальчиковую гимнастику и т.д.
  2. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
  3. Ежедневно на каждом уроке (особенно на математике) по 3 минуты выполняем кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
  4. В течение всего урока определяю и фиксирую психологический климат, провожу эмоциональную разрядку через игровые технологии (игры на расслабление).
  5. Даю рекомендации без повышения тона, часто применяю  одобрения.
  6. В первой половине недели третьим часом провожу уроки смены деятельности и развития, коррекционные занятия (по возможности в спортивном зале).
  7. Провожу творческие уроки.

Реальный результат деятельности.

По результатам листка здоровья в классном журнале видно, что улучшается уровень физического здоровья учащихся. На начало 2012 года 1 человек из III  группы перешёл во II, 1 человек из II группы перешёл в I, самую здоровую.

Уменьшаются случаи простудных заболеваний.

Наблюдается положительная динамика в улучшении психологического  здоровья учащихся по проективной методике «Школа зверей», снижается уровень агрессивности и тревожности.

Повысился уровень адаптации учащихся 1 класса к учебному процессу  (по методике П. И. Третьякова).

Эффективность процесса воспитания доказана  результатами мониторингов, разработанных Н. И. Третьяковым, А. А. Андреевым, И. А. Забуслаевой, повышается уровень воспитанности учащихся.

Вывод:  наблюдается положительная динамика развития духовно- нравственных ценностей: толерантность, гражданственность, коммуникативность, социальное взаимодействие с обществом, коллективом, семьёй, друзьями, дети приобщаются к здоровому образу жизни и успешно адаптируются в образовательном пространстве.

Литература.

  1. И. В. Абрамова, Т. И. Бочкарёва. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2004 год.
  2. С. А. Авилова, Т. В. Калинина. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Волгоград: Учитель, 2008 год.
  3. О. А. Степанова. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей группы продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - Москва ТЦ Сфера, 2004 год.
  4. Н. И. Третьяков, А. А. Андреев, И. А. Забуслаева. Мониторинг: Определение уровня воспитанности учащихся.
  5. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классов. Москва: ВАКО, 2006 год. Т. В. Толстых, А. В. Хайдукова, С. И. Варламова, Е. А. Сулейманова, Т. А. Савицкая, Т. В. Шепелева, О. А. Свиридова. Играем, празднуем, соревнуемся: сценарии совместных мероприятий с родителями. Волгоград: Учитель, 2009 год.
  6. Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал Министерства образования РФ. № 2, 3, 4. 2009 год.
  7. С. А. Баранцев, Г. В. Береуцин, В. П. Богословский. Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут на уроках. Москва, 1983 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства повышения эффективности процесса обучения английскому языку

Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения английскому языку....

Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания

Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...

Повышение эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе с помощью здоровьесберегающих технологий

Презентацию "Процесса обучения и воспитания учеников с помощью здоровьесберегающих технологий" я продемонстрировала+ на районном методическом объединении, используя свой педагогический опыт....

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...