"Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей с ЗПР и ТМНР."
методическая разработка

Анненкова Татьяна Владимировна

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психоческого развития и с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Материал для педагогическогосовета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей                                                      с ЗПР и ТМНР»

2019  г.

Тема: «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей                               с ЗПР и ТМНР»                                                                                                                   (Слайд №1)

Оборудование: компьютер, проектор, колокольчик, шаблоны бумажных кукол (кукла – девочка, кукла – мальчик, кукла – учитель, стикеры, 2 магнитные доски, магниты, боксерская перчатка, маска для сна, магнитные буквы, краски, кисти, альбомные листы (на каждого участника), счетные палочки, пластилин (1 коробка), бумага и ножницы, цветные карандаши (6 шт.), проволока, тарелочка с горохом, одноразовые вилки, ватные палочки, мультфильм «Ох и Ах», картинка дерево – яблоня (3 шт.), картинки – яблоки (красные, зеленые) для каждого участника.

План проведения

  1. Вступительное слово: Дети с ОВЗ. Общее понятие.
  1. Дети с ЗПР;
  2. Дети с ТМНР.
  1. Методы и приемы коррекционной работы с детьми ОВЗ.  
  2. Полезные советы педагогам в работе с детьми с ОВЗ.
  3. Практическая часть (мастер-класс).
  1. Урок – обучение грамоте (1 класс);
  2. Урок – изо «Умеете ли вы рисовать?»;
  3. Мульт-терапия.
  1. Рефлексия деятельности педагогического совета.

  1. Вступительное слово.

Дети с ОВЗ. Общее понятие.         (Слайд №2)

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ. Так что это такое, дети ОВЗ? В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Согласно ст. 273 ФЗ РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" – это лицо с ограниченными возможностями здоровья:

лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

        Школа – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей. В нашей многодетной семье на данный момент обучается 138 детей, из них:

  1. Дети с ЗПР - 84 чел.;
  2. Дети с ТМНР - 54 чел.

Давайте постараемся понять, в чем особенность детей, с которыми мы работаем.

  1. Дети с ЗПР.                        (Слайд №3)

Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями.                                (Т.А, Власова, 1971; М.С. Певзнер, 1971; У.В. Ульенкова, 1990)

В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стойкость различна и зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена. Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Такие дети по решению ПМПК поступают на обучение в нашу школу.

  1. Дети с ТМНР.                    (Слайд №4)

В отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. Обучение детей с тяжелыми и  множественными нарушениями развития  (ТМНР), сложной структурой дефекта  требуют  особых психолого-педагогических подходов,   коррекционной  помощи, объем  которой  существенно  превышает  содержание  и  качество  поддержки, оказываемой  при  каком-то  одном  нарушении:  интеллектуальном  или физическом. В силу того, что связь с внешним миром у ребенка нарушена, не реализуется основная цель вербальной коммуникации: не устанавливается контакт со слушателем. В комплексном сопровождении детей с ТМНР  необходимо придерживаться  здоровьесберегающего подхода и принципов  работы по формированию коммуникативных навыков обучения от простого – к сложному, принципа дифференцированного подхода к обучению.

  1. Методы и приемы коррекционной работы с детьми ОВЗ.   (Слайд №5)

Задача специалистов, работающих с детьми и подростками с ЗПР и ТМНР – обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно- ориентированную образовательную среду для всех обучающихся, мотивируя при этом каждую группу детей. Ведущим в системе специальной коррекционно-педагогической деятельности должен стать принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их неравномерность развития.

Хочу Вам предложить виды упражнений, которые можно использовать в работе. Для руководителей методических объединений подготовлены памятки с разными видами упражнений, которые Вы можете использовать  в работе. Приведу один вид упражнения:

1. Чтение с «замазанными окончаниями»: Учитель предлагает ученику либо карточку с текстом, либо текст, написанный на доске в котором отсутствуют окончания в различных словах. Требуется прочитать связно, подбирая окончания.

а) Учитель предлагает с помощью шнурочка, веревочки, ниточки «написать» слово на парте. Учитель предлагает выложить слово с помощью мелких предметов: фасоли, горошин, бисера (коррекционное упражнение на развитие мелкой моторики и волевой сферы);

б) Учитель предлагает ученику разрезные карточки, из которых нужно сложить 2-4 слова, подобрать к этим словам предметы из лежащих на столе учителя, либо находящихся в классе и найти слово, обозначающее найденный предмет в словаре (коррекционное упражнение на развитие анализа, синтеза, смыслового соотнесение, чтения).

  1. Полезные советы педагогам в работе с детьми с ОВЗ.

 (Слайд №6)

Вот несколько педагогических правил, которые будут полезны педагогам в работе с детьми с ЗПР:

  • Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение;

- Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых;

  • Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости;

- Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения;

  • Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение;

- Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером;

- Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость;

  • Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение;
  • Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей; говорить коротко, ясно, простым языком;
  • Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям;

- Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми;

- Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

Меры педагогического воздействия            (Слайд №7)

  1. Минимизация внимания:
  • делайте письменные замечания;
  • знак;
  • формулируйте:  «Я - высказывание», содержащее объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: называет чувства учителя в этот момент, описывает эффект от плохого поведения, содержит просьбу.
  1. Делайте неожиданности:
  • включите свет;
  • издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом;
  • начните говорить тихим голосом;
  • измените ваш голос;
  • временно прекратите урок.
  1. Отвлекайте ученика:
  • задавайте прямые вопросы;
  • попросите об одолжении;
  • измените деятельность.
  1. Обращайте внимание всего класса на примеры хорошего поведения:
  • благодарите учеников;
  • пишите имена примерных учеников на доске;
  1. Пересаживайте учеников:
  • меняйте места.

Использование выше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе, несомненно, принесет положительный результат.

Практическая часть педсовета (мастер – класс)               (Слайд №8)

  1. Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализация детей с ЗПР и ТМНР.

Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно. Я предлагаю сегодня обсудить основные проблемы, возникающие при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ и попытаться найти пути их решения. 

(на экране появляется тема мастер-класса)

Для плодотворной работы нам понадобится 3 творческих группы педагогов.                                                                          

  • За первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия начинаются с гласного звука – куратор Мишина А. В.;
  • За вторым столом разместятся те участники, у которых имя или фамилия начинаются на звук «с» - куратор Смирнова О. Б;
  •  За третьим столом разместятся оставшиеся участники – куратор Щелкунова Н. Е.

На столе вы видите шаблоны кукол - мальчиков и девочек. Я прошу Вас дорисовать лицо и написать имя своего воспитанника. Подберите одно прилагательное, которое точно охарактеризует вашего ученика.

(на магнитную доску кураторы вывешивают шаблоны кукол – учеников)

Посовещайтесь в своих творческих группах и напишите на цветных стикерах все трудности, с которыми вы сталкиваетесь при работе со своими учениками.  

Отвечать можно по принципу «поп-корна», кто первым готов, тому и слово.

(на магнитную доску кураторы прикрепляют картинку куклы – учителя, стикеры, зачитывают и приклеивают на фигуру учителя варианты ответов)

Посмотрите, сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых, полноценных людей, наделенных многолетним педагогическим опытом! Как вы думаете, кому в тандеме «ученик-учитель» легче? (выслушиваем несколько мнений)

Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети.        Мне нужны 3 участника, по одному от каждого стола:

  • Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию;
  • Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой;
  • Третий участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами;

 (далее идут рефлексивные вопросы к участникам)

  • Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
  • Что было самым трудным при выполнении упражнения?
  • Что помогало выполнять данное упражнение?
  • Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?

(кураторы записывают на стикирах ответы участников)

Давайте обозначим детские проблемы, повторив работу со стикерами. Закрепите стикеры на фигурке ученика.  Итак, вы убедились, что у детей проблем не меньше.

                                                                       

Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Одно мудрое высказывание гласит: «Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных? Над проблемой развития мотивационной сферы школьников трудились многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Актуальна эта тема и в наше время. Учиться должно быть всегда интересно! Только тогда учение принесет пользу.

Сегодня у нас по расписанию 3 коротких урока.                  

а) Первый урок – обучение грамоте и письмо проведет Смирнова О. Б.                             (Слайд №9)                                     (звенит колокольчик)

Смирнова О. Б.:  Мы будем знакомиться с буквой П и звуком «п».

(вывешивает на доску изображение заглавной и строчной буквы).

- На какой предмет она похожа?                                                                                   - Назовите предметы, которые начинаются со звука «п».                                              

Стол №1 будет работать с пластилином и счетными палочками.                                       Задание: вылепить из пластилина и выложить при помощи счетных палочек букву П.

Стол №2 будет работать с бумагой и ножницами, проволокой.                                       Задание: из бумаги вырезать букву, согнуть проволоку по форме изучаемой буквы.

Стол №2 будет работать с цветными карандашами и тарелочкой с горохом. Задание: выложить букву при помощи цветных карандашей и гороха.

А теперь немного пофантазируем и изобразим букву П: прописную или печатную, заглавную или строчную, какая вам больше нравится.                                   - Кто хочет поделиться ощущениями?                                                                              - С какой буквой мы сегодня знакомились?                                                               - Урок окончен, спасибо.

б) Второй урок – изобразительное искусство будет проводить Мишина А. В.            (Слайд №10)                           (звенит звонок)

Мишина А. В.: Помните, в фильме «12 стульев»,  Остап Бендер спросил у Воробьянинова: «Киса, скажите мне как художник - художнику: вы рисовать умеете?». Прошу вас, положа руку на сердце, искренне ответить мне на тот же вопрос: «Вы рисовать умеете?».

- Ошибаетесь, рисовать могут все! Надо только подобрать для себя подходящие средства и технику. А их сейчас, поверьте, великое множество. Попробуем нарисовать ежа. У вас на столе есть листы для рисования возьмите их.                                                                                                                      - Расскажите, каким вы себе представляете ежа.                                                                     - На какую геометрическую фигуру похоже туловище ежа?                             (Нарисуйте овал размером с вашу ладонь, легко нажимая на карандаш).                                                 - На какую геометрическую фигуру похожа мордочка?                                    (Дорисуйте к овалу треугольник слева, приподнимите кверху носик и нарисуйте сверху небольшую капельку).                                                               - Сколько лапок у ежа? А сколько мы увидим на рисунке?                                (Дорисуйте две короткие лапки).                                                                                           - Возьмите краски и раскрасьте мордочку и лапки. Теперь займемся колючим туловищем. Есть два способа. Выбирайте любой. Можно прикладывать окрашенные комочки бумаги, оставляя отпечаток. А можно опускать в краску одноразовую вилку и прикладывать к бумаге ее зубцы, тоже получится красиво.                                                                                                                   - Начинаем творить. Можно работать в паре, так быстрее и веселее.                   - Теперь дорисуйте глаз и ротик.                                                                                       - Ну и кто тут у нас не умел рисовать?!                                      

Рисование – занятие увлекательное, но нам пора заканчивать. Кто хотел бы поделиться ощущениями? Какая из предложенных техник вызвала наибольший интерес?                                                                                                    - Спасибо за урок.

Анненкова Т. В.: Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе учителя. Но как быть, если педагог сталкивается с грубостью, проявлением злости и агрессии со стороны воспитанника? Поведенческие нарушения – явление очень распространенное среди детей с ОВЗ.

в) Третий урок - урок мульт-терапии проведет Щелкунова Н. Е.                                           (Слайд №11)                                                          (звенит звонок)

Щелкунова Н. Е.: Мульт-терапия как часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. Мульт-терапия  имеет явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру.

Герои мультфильмов, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот - этим героям сочувствуют, и тем самым снимается агрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создают положительный эмоциональный настрой. В отличии от  других арт-терапевтических методик, мульт-терапия  включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография скульптура), литература, музыка. Очень важно, что здесь детям не говорят, что нужно делать и как, а пробуждают их собственную активность и фантазию. Задача педагога - умело направить идеи ребенка в русло создания позитивного совместного продукта.                                                           Главный козырь мульт-терапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг как у детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации. Мульт-терапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации.  Тем самым мульт-терапия является моделью сотворчества взрослых и детей, задающей ориентиры для становления новой парадигмы образования.

В процессе мульт-терапии у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества.

Сейчас я вам предлагаю просмотреть мультфильм «Ох и Ах»                           (Слайд №12).

Вопросы для обсуждения:

– Какое у Вас настроение после просмотра?                                                                          – Кто из героев больше всего понравился?                                                                         – Какие чувства испытывали герои?                                                                                   – Кто, наоборот, больше всего не понравился?                                                                        – Что бы вы сделали по-другому?                                                                                                                      – Какие качества этого персонажа могут быть в Вас?                                                                      – На месте кого из героев фильма Вам хотелось бы оказать? Почему?                                – А в жизни такое бывает?                                                                                       – Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?                                                                                                                          – Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?                                                                   – Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

  1. Рефлексия    - проводит Анненкова Т. В.        (Слайд №13)                                                                                                  

Все мы знаем поговорку: «Яблоко от яблони недалеко падает». Такие слова говорят о детях, учениках, последователях, которые повторяют и усугубляют ошибки и недостатки своих родителей, учителей, наставников. Мы же сегодня, пытались проанализировать свою работу и исключить возможные ошибки. В русских народных сказках герои отправляются на поиски молодильных яблок, чтобы спасти раненого или больного от смерти, так как яблоко — плод дерева жизни. Яблоко — символ знания и благополучия.                                                                                                                                              

Я предлагаю закончить наш педсовет, «развесив»  яблоки на нашем «дереве жизни»:

  • «зелёные» – я считаю, что полученный материал пригодится мне в дальнейшей работе;
  • «красные» – данный материал был для меня не интересен.

Проект решения педагогического совета:

  1. Систематизировать опыт учителей школы с целью создания  банка идей для единого образовательного пространства;
  2. Специалистам (психологам, дефектологу, логопедам) подготовить педагогический совет о нестандартных формах работы на индивидуальных занятиях;
  3. Учителям начальных классов составить картотеку по мульт-терапии;
  4. В 2020-2021 учебном году провести ВШК по теме: «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей                               с ЗПР и ТМНР».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению.

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как средство повышения мотивации к обучению....

"Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы на уроке в начальной школе"

Данная презентация содержит теоретический материал по заявленной теме....

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями....

Формы и методы работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности

В данном материале представлен опыт работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности на примере уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Формы и мето...