Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.
статья на тему

Гаврилина Оксана Владимировна

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации

 учащихся с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилина Оксана Владимировна           КГКОУ ШИ№13

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации

 учащихся с особыми образовательными потребностями.

           На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.    

        Но изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев обучение  не имеет высокой рейтинговой оценки среди ребят. Задача учителя– построить так урок, чтобы процесс обучения стал не только познавательным, но и увлекательным. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. И потому вопрос об использовании  информационно-коммуникативных технологий как средства повышения мотивации к обучению и активизации познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, по моему мнению, очень актуален.

Я использую в своей работе ИКТ уже несколько лет.  На первом этапе мною ставилась задача знакомства и освоения программного обеспечения. Далее моя деятельность была направлена на разработку методического сопровождения,  применения данных технологий в различных вариантах деятельности учащихся.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Следовательно, должна измениться роль ученика в уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности. В связи с этим повышается степень значимости осознанной мотивации к обучению и, как следствие, активизации познавательной деятельности самого учащегося на уроках и в процессе подготовки к занятиям.

Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов. Среди них И.П. Подласый выделяет как особо значимые следующие:

  • обучение с компьютерной поддержкой;
  • применение мультимедиа-систем;
  • использование интерактивных компьютерных средств.

Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ-компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ-компонента на уроках приводит к активации умственной и познавательной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.

Задачи, стоящие перед учителем коррекционной школы при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:

  1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация .
  2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
  3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
  5. Мобилизовать внимание обучаемого;
  6. Быть точным и объективным в оценке знаний;
  7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  8. Формировать мотивацию к учению и активизировать познавательный интерес.

Возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, что очень затруднительно и необходимо в силу психологических особенностей умственно-отсталых детей, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Это представлено в таблице:

Внедрение ИКТ в учебный процесс коррекционной школы имеет два основных направления:

Первое – компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.

Второе – он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы и тренажеры. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим.

Успешность интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий.

Итак, место ИКТ в обучении – информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:

  1. Развитие личности обучаемого.

2.    Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

3.     Мотивация учебно-воспитательного процесса.

4. Совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

В своей работе я использую

  • готовые программные продукты,
  • текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков в программах MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher),
  • работу с Интернет-ресурсами.

На своих уроках я использую компьютер как

- средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

-  средство информационной поддержки учебного процесса;

 - дополнительный источник информации;

-  средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;

- универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

1.   Использование готовых электронных продуктов позволяет

- повысить качество обучения предмету;

 - зримо воплотить в жизнь принцип наглядности.   

Таким образом, для учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения с помощью компьютерных программ предусмотрены:

- выбор темпа продвижения каждым обучаемым;

- многократные повторы;

- вариативные формы подачи учебной информации с учетом преобладания зрительных, слуховых типов восприятия и памяти, абстрактного или конкретного мышления, что приводит к достижению основной задачи – активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся.

2.   Использование мультимедийных презентаций 

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока.

Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.

Организуя каждый конкретный урок с компьютерной поддержкой, обращаю  внимание на следующие моменты:

1. Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале новой темы показать её связь с предыдущими занятиями.

        2. Сообщение плана и определение задач урока сопровождаю зрительным образом на слайде .

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

- умение работать в группе;

- умение находить информацию в различных источниках;

- коммуникативная компетентность;

- осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности.

3.   Использование ресурсов сети Интернет. 

Возможность использования интернет-ресурсов на уроках открывает для учителя и его учеников доступ к неограниченным запасам  знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Бесспорно, что интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока. Педагог должен стать именно тем проводником, который поможет открыть  возможности интернета  для развития, самообразования, расширения интеллектуального кругозора, постоянного самосовершенствования.  

4.   Использование видеосюжетов на уроках

Просмотр видеосюжетов способствует  развитию  устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся приёмам построения речи, речевому этикету. Разумеется, необходимо учитывать воспитательный характер видеофрагментов, соответствие возрасту учащихся.

           Видеосюжеты являются большим подспорьем для учителя.  Можно устроить  заочное путешествие по родному краю, по России. Обычно такие уроки вызывают большой интерес у детей. Кроме того, содержание правильно подобранного видеосюжета расширяет кругозор учащихся и оказывает нравственное воздействие.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, а следовательно, активизирует познавательную деятельность учащихся. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску – мотивация к обучению повышается. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. И эмоциональный фон урока более благоприятен, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:

  • повысилась мотивация и познавательная активность учащихся;
  • наблюдается динамика развития личности учащихся;
  • учащиеся принимают активное участие в сетевых творческих конкурсах, викторинах, олимпиадах;
  • у учащихся развит кругозор, общеучебные умения и навыки, эмпатия, рефлексия;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

Использование игр как средство повышения мотивации изучения английского языка на начальном этапе обучения

В данной работе рассматриваются тория игры в отечественной и зарубежной педагогике, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, использование игровых технологий на уроках иностранного яз...

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....