Психофизиологические особенности младшего школьника
методическая разработка

Воскобойник Ольга Николаевна

Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы, и довольно часто речевой дефект взаимосвязан  с психическим и физическим развитием ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей первоклассников показало, что Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы, и довольно часто речевой дефект взаимосвязан  с психическим и физическим развитием ребенка.

Развитие речи — процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.

Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Проводя изложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждого отдельного упражнения.

Эффективным средством развития экспрессивной речи являются скороговорки. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Разучивание стихотворений способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома.

Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием - предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом в первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися. После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильной построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров. Владеющих мастерством художественного слова.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание. Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность. Различают правильность орфографическую, грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью

Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью.

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.

При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь совершенствуется и обогащается.


Общение с детьми с первых дней учебного процесса позволило сделать следующие выводы:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/582862/2.gif

Учащиеся, показывающие средний уровень владения русским языком, понимали предложения, состоящие из 2-3 слов, и давали односложные ответы.

На уровне «ниже среднего» – обходились двумя словами «да» или «нет».

Дети, относящиеся к 3 группе, вовсе не понимали русскую речь, Учителю важно, не оставлять таких детей без контроля, так как даже небольшое отсутствие внимания делает их эмоционально безучастными ко всему происходящему. Для них делались переводы на родной язык и они постоянно повторяли ранее прозвучавшие ответы своих товарищей.

Таким образом, в практике работы образуется довольно ощутимое противоречие между подготовленностью будущих первоклассников и требованиями, предъявляемыми к ним программой.

Одно обстоятельство объединяло нас: мы все были жителями села, я и мои ученики. 

Имея такие данные о классе, каждый учитель внутренне переживает, его одолевают сомнения и противоречия, «как я их научу», «что я буду делать с ними?» и т.п.

Возможно, я тоже так переживала бы, если не другая ситуация. На курсах авторы УМК постоянно говорили о том, что нужно полностью довериться авторам, ничего не менять, ничего не добавлять, и тогда у нас все получится. И я доверилась. Еще в сентябре я уверовала в то, что у нас все получится! Начинать работу было легко в психологическом плане. Я понимала, с моей стороны всегда нужна педагогическая поддержка, которая обеспечит оптимальное развитие каждого ребенка.

Особого внимания требуют дети с низким уровнем подготовленности. Соответственно у них и низкая активность, им трудно представить те образы и картины, которые описываются в литературных произведениях. Главная задача учителя – поощрять желание выказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учебники УМК «Перспективная начальная школа» дают возможность ребенку подготовиться к ответу. Ведь главный секрет ответа в том, что его большая часть уже содержится в вопросе. Мы с детьми пришли к этому простому радостному открытию и с первых лет обучения придерживались этого правила. Например, выполняя задание по учебнику «Русский язык» для 4 класса, часть 1, стр. 49, учащиеся сначала знакомятся с заданием «Проверь по таблице, действительно ли у глаголов, относящихся к разным спряжениям, разные наборы окончаний?» К четвертому году обучения ученики уже неукоснительно следуют пошаговой инструкции и, конечно, первым делом обратятся к таблице. Ответ прозвучит примерно так:

– Я проверил по таблице и увидел, что действительно у глаголов, относящихся к разным спряжениям, разные наборы окончаний.

УМК «Перспективная начальная школа» позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребенок самостоятельно находил ответ на вопрос, делал попытку (даже пусть неудачную) в поисках этого ответа. Важно, чтобы учитель положительно оценивал каждый удавшийся шаг ученика, поддерживал его при проявлении инициативы.

С первых дней после обучения грамоте важно приучить первоклассников внимательно читать задания, вопросы после текста или перед текстом выполняемого номера. НЕ НУЖНО ЭТИМ ПРЕНЕБРЕГАТЬ! Зачастую дети выполняют только «видимую им», «броскую в глаза» часть задания и затем успокаиваются с чувством выполненного долга. А оставшаяся часть заданий игнорируется. Например, дети видят задание «Спиши текст», «Спиши текст, вставив пропущенные буквы» и т.п. Выполнив эту часть, они оставляют без внимания следующие: подчеркни главные члены предложения, найди родственные слова к слову…, выдели окончания и др. Формирование навыка точного, конкретного выполнения заданий с первых лет обучения в школе, думаю, поможет детям при сдаче ЕГЭ.

Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются и вместе с учителем находят правильное решение. Рассмотрим несколько примеров: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, с. 35 – К какому члену предложения они ОДИНАКОВО ОТНОСЯТСЯКак ты их назовешь: это однородные…

На стр. 88 – Дополни характеристику глагола (с.87).

На с. 102 – Проследи: усекались ли основы глаголов начальной формы повелительного наклонения? Миша забыл, что значит «усечение основы глагола». А ты помнишь?

На с. 117 – Дополни то, что хотела сказать Маша.

На с.127 – К какому выводу можно прийти?

Проследим на следующем примере: учебник «Русский язык» часть 1, с. 34 – Найди и подчеркни однородные подлежащие (их два), затем – однородные сказуемые (их три). После этого ты без труда найдешь однородные второстепенные члены предложения.

Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с содержанием, то есть, в связи со своим жизненным опытом, с накоплением представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и переживаний. Поэтому творческие сочинения являются одним из наиболее эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти человека.

Поход в «Музейный Дом» формирует самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них должен писать свою творческую работу на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от списывания. Задание «Найди в «Музейном Доме» картину Михаила Врубеля «Богатырь». Видно ли, что богатырь обладает нечеловеческой силой? А как художник подчеркнул богатырскую природу коня?

Подтверди, что богатырь и конь – это часть «сказочного леса».

Я как учитель благодарна авторам УМК за облегчение нашей работы. Совершенно отсутствует необходимость в придумывании замысловатых вопросов, системы вопросов к текстам, к репродукциям картин, к чему-либо другому, имеющемуся в учебнике, хрестоматии, тетрадях для самостоятельных работ. Разработанные вопросы не требуют никакой корректировки, детям интересно на них отвечать. Порой удивляюсь, как ученики смогли так глубоко вникнуть в суть вещей. Во 2 классе анализировали картину Марка Шагала «Синий дом». Проблемы нет никакой: все живо работают, по мере возможности каждый отстаивает свою точку зрения. И вот поставлен вопрос «А почему художник на первый план выдвинул ветхий, готовый рухнуть старый дом, а не молодой цветущий город на заднем плане?». Ответ Айнуллова Айнура я помню по сегодняшний день. Второклассник сказал коротко и просто: «Всех людей покинет молодость, и мы все будем как этот развалившийся дом – это старость».

Интересна работа по картинам, тема которых близка ребенку: семейная жизнь (В. Маковский «Две сестры»), отношения матери и ребенка («Две матери»), сельская (деревенская) жизнь. Но есть одна картина, которая вызвала некоторое затруднение и ученики не смогли сказать ничего определенного на поставленные вопросы. Это картина…

Дети запоминают картины и вспоминают их при различных жизненных ситуациях. В 3 классе мы отправились всем классом в детский соматический санаторий. Первое, что я услышала, было: «Заухария Джаудетовна, заросший пруд, заросший пруд!». Я, стояла ничего не понимая, стояла и молчала. А они: «Разве вы не видите картину?!» Я посмотрела туда, куда они показывали. Действительно, напротив входных дверей висела картина «Заросший пруд».

А в этом году наш опыт пригодился при проведении «Парламентского урока». После объявления темы, дети сразу сказали, что слово «парламент» им уже знакомо,

– Клод Моне. «Лондон. Парламент», – сказали они.

Стало традицией помещать письменные творческие работы учащихся на выставочных стендах начальной школы. Ребята гордятся своим трудом, подходят, заново читают и стремятся к новым достижениям.

Таким образом, формирование самостоятельности при выполнении письменных работ, умение писать на основе своих собственных наблюдений, мыслей, чувств и переживаний направлены на развитие творческих способностей младшего школьника.

Очень важное место занимают в УМК задания и инструкции, которые учат детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, объясняющая,что и как делать. Выработанная мною тактика( скажем, «хитрый ход») позволила облегчить работу, детей освободить от излишней моей назойливости. Я обращаюсь к детям с такими фразами: «Ребята, прочитайте, что предлагают вам авторы учебника… Обратите внимание, как авторы облегчили нам работу… Посмотрите, я такого раньше в учебниках не встречала…» А если в учебнике Литературное чтение, 4 класс, часть 1, с. 38 предлагается «сходить в библиотеку и взять сборник русских народных сказок и прочитать сказку «Сивка-бурка» целиком!» или на с. 64 «Возьми в библиотеке книгу былин.», ученики знают, что это все направлено только на их развитие.

Учащиеся с интересом работают с хрестоматиями по предметам. На перемене можно увидеть, как они обмениваются мнением, кто-то может похвастаться, что уже прочитал рассказ или былину (– Эту былину вы можете прочитать в хрестоматии, – сказала Евдокия Васильевна.). Самое главное, дети серьезно воспринимают заданные вопросы и задания, не оставляют их без внимания. Например, если сказано «Прочитай в хрестоматии рассказ Виктора Драгунского «Красный шарик в синем небе» и подумай, что объединяет произведения художника и писателя: общая тема или общая главная мысль (общее переживание)? «то кто засомневается в необходимости выполнения этого задания? Или же «Найди в «Музейном Доме» картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» и рассмотри ее.» – значит, так и надо сделать.

На с. 65 – Откройте Обратный словарь на – И, найдите глаголы на -ти.

Читайте по цепочке только подчеркнутые глаголы и ставьте каждый глагол в форму 2-го лица ед.ч.

Задания, помещенные в учебниках, освобождают учителя от постоянного давления на ученика. Ведь ученик не только обучаемый, но и сам «обучающийся» и умеет быть организатором учебной ситуации. Работа в парах, работа в группах позволяет детям меняться ролями: слушатель, рассказчик, контролирующий, командир группы, подводящий итог работы в группе. Иногда просто нереально опросить весь класс по какому-либо вопросу или заданию. Вот тогда-то и выступает важность и ценность работы в группах. Ведь они намного строже любого учителя выслушают ответ своего товарища, исправят ошибку, дадут совет.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, объектами природы и т.п.

Необходимость в подготовке раздаточного материала полностью отпадает, Учебники всех предметов содержат необходимый материал и дают возможность организации индивидуальной работы. При этом внимание детей не фиксируется на несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально психологические особенности младшего школьника

План- конспект родительского собрания в начальной школе....

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Цели:—познакомить родителей с понятием «темперамент»;—показать родителям необходимость индивидуального подхода обучении и воспитании детей;         —...

Возрастные особенности младших школьников, их влияние на адаптацию

Методические рекомендации по организации родительского всеобуча 1 класс I четверть по теме: Возрастные особенности школьников, их влияние на адаптацию....

Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.  Но он уже начинает утрачивать детстку...

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...

Лекторий для родителей "Психофизиологические особенности младшего школьника"

Лекторий для родителей "Психофизиологические особенности младшего школьника"...

Морфофункциональные и психофизиологические особенности младших школьников.

Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый скачкообразный темп роста и развития ребенка приводит к несоответствию между структурой и функци...