Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"
статья

Сметанина Юлия Александровна

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_pdd.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Аннотация: В связи с тем, что образовательное учреждение с тяжелыми нарушениями речи в районе одно, некоторым школьникам приходится добираться на транспорте, а также пешком. Возникла необходимость воспитывать потребность быть дисциплинированными, осторожными и осмотрительными на улицах и дорогах. Практика показывает, что применение игровых технологий очень эффективно при изучении правил дорожного движения.

Ключевые слова: игровые технологии, правила дорожного движения,  технические средства, обеспечение безопасности, детский дорожно-транспортный травматизм.

В России складывается тревожная обстановка с авариями на дорогах.  Данные показывают, что часто дети оказываются в аварийных ситуациях на дорогах и оказываются их причиной. Происходит это от незнания правил дорожного движения и равнодушного отношения старшего поколения.

Главное в решении этой проблемы это систематическая и профилактическая подготовка обучающихся, которых уже сейчас ждут серьёзные трудности и опасности на дорогах.

Поэтому в нашей школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проводится внеурочная деятельность «Добрая дорога детства», направленная на профилактику детского дорожного травматизма.

При организации внеурочной деятельности используются следующие формы организации:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • практическая;
  • коллективная;
  • массовая.

Каждая форма проведения занятий предусматривает применение игровых технологий при изучении правил дорожного движения. Игровые технологии  выступают средством мотивирования к деятельности, способствует развитию познавательных интересов, развивают логическое мышление, креативность мышления. Во время игры дети учатся разговаривать друг с другом, приходить к единому мнению, обобщать, рассуждать, сравнивать, развивать внимательность, воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.

Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. 

При обучении детей правилам дорожной безопасности на занятиях в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи используются самые различные игры и виды работ:

  1. Игры с элементами силовых нагрузок и физических упражнений, спортивные викторины с реквизитами по правилам дорожного движения.

Например: подвижные игры «Пешеходы и водители», «Светофорики», «Цветные тачки», в которых развивается не только быстрота и ловкость, но и отрабатываются необходимые навыки пешеходов.

  1. Ситуативные и ролевые игры.

Эти игры проводятся в здании с применением макетов, магнитной доски. Дети придумывают сюжет, раздают роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, ведущий телевидения ведёт передачу, рассказывает об аварии, советует, как правильно поступить в сложившейся ситуации).  Разыгрываются проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток»).

  1. Театрализованные и игры-драматизации.

Для проведения таких игр создан «Театр дорожных миниатюр». Такие занятия ведут  к развитию воображения, творческих способностей, развитию речи. Дети учатся слушать и слышать друг друга, общаться между собой, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки.

  1. Дидактические игры.

Такие игры развивают у детей зрительные, слуховые и  тактильные ощущения. Дидактические игры «Дорожное лото», «Ты и дорога», «Дорожные знаки». Данные игры  требуют умения догадываться, распутывать, соотносить, отгадывать.

  1. Игры с использованием макетов: игра «Безопасный город», дидактическая игра «Наша улица».
  2. Интеллектуально-познавательные и развивающие игры.

К ним относятся разбор дорожных ситуаций. Дидактическая игра «Поставь нужный знак». Школьникам  предлагается  внимательно разглядеть игровое поле и то, что на нем изображено и  поставить дорожный знак, там, где он требуется.

  1. Игры — пиктограммы.

С помощью разных значков и символов зашифровываются фразы, а дети, пользуясь кодом — разгадкой расшифровывают их. Например, «Дорожные знаки — наши лучшие друзья», «Соблюдай правила всегда — будут хороши дела» и другие.

  1. Компьютерные игры.
  2. Эти игры проводятся с использованием ТСО (мультимедийный проектор, компьютер, подключенный к сети интернет).
  3. Видео - игры, онлайн - тесты, головоломки развивают быстроту мысли, позволяют закрепить пройденный материал: «Лунтик учит правила», «ПДД со Смешариками», «Движение на машине», «Антивирус», «Дракоша и правила дорожного движения». Они представляются детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
  4. Квест – игры.

Данные игры предполагают прохождение испытаний поэтапно, по станциям. Изюминка такого приключения состоит в том, что пройдя один этап, игроки получают подсказку на прохождение нового испытания. У участников появляется азарт, интерес к происходящему. Квест - это универсальные игровые технологии, которые за короткий промежуток времени позволяют ненавязчивым образом вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности.

  1.  Игра – импровизация.

Популярной игрой среди множества различных развлечений стала игра – импровизация. Школьники с нетерпением ждут таких занятий, где они смогут проявить себя, на основе фантазии, экспромтом обыграть разные ситуации, происходящие с участниками дорожного движения. Или придумать рекламные ролики для нарушителей ПДД, агитационные ролики для  родителей и другое.

С детьми систематически проводятся практические занятия «Творческая мастерская», на которых реализуются условия для творческого выражения личности  в совместной деятельности.

Обучающиеся мастерят различные дорожные знаки, макеты домов, дидактические игры в новой технике «лепбук».  Лепбук – это занимательная техника, которая предполагает ручное изготовление  разнообразных раскладушек, развивающих папок, книжек – малышек, дидактических игр.  Лепбук – то не просто самодельные книжки с иллюстрациями и папки с кармашками, это еще и замечательный игровой материал, который служит для дальнейшего использования обучению ПДД. 

Детям с ТНР очень важно развивать общую моторику, а также устную и письменную речь. Именно поэтому на занятиях проводятся физические минутки с элементами ПДД и такие задания, как:

  1. «Изобрази дорожный знак». Дети с помощью различных видов крупы выкладывают дорожные знаки.
  2.  «Пластилиновые фантазии». С помощью пластилина создают макеты и муляжи.
  3. «Покажи — ка». Чтение стихотворений с  показом  действий.
  4. «Забавная шнуровка» на тему ПДД.
  5. «Пройди лабиринт». Соедини линией все предупреждающие знаки (запрещающие, разрешающие).
  6. «Сложи картинку». Из составных частей выложи картинку  по ПДД.
  7.  «Найди свое место». Разложи все дорожные знаки по их видам.
  8. Речевые игры, направленные на описание картины, происходящих действий, участников дорожного движения и т.д.

 Детям младшего школьного возраста свойственно быстро усваивать  дорожную азбуку и также быстро ее забывать. Но если, не прекращая, ведется работа по предупреждению детского ДТТ, и используются интересные для детей виды деятельности, то  ученики, как «губка», впитывают весь материал, и  правильное поведение на улицах города доводится до автоматизма.  

 Таким образом, игровые технологии, применяемые на внеурочной деятельности «Добрая дорога детства», позволяет направлять обучающихся с ТНР на приобретение знаний, умений и навыков по своему поведению в каждодневных и экстренных ситуациях на проезжей части.

Литература

  1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004.
  2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе.  - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г.
  3. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2006.
  4. Конкурсы, КВН, викторины, ребусы. М. Р. Максиняева. М.: ТЦ Сфера, 2004
  5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 56 с.
  6. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /Автор – сост. В.Е. Амелина.– М.: Глобус, 2006. – 264 с.
  7. Старцева, Ю.А. Школа дорожных наук/ Ю.А. Старцева. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
  8. Три сигнала светофора. Дидактические игры и викторины. М., Просвещение, 1998
  9. Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М., Просвещение, 1985                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 c.
  10. Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках / А.Е. Финкель. - М.: Эксмо, 2016. - 104 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Индивидуальное воспитание младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

       В педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей обучающихся и осуществления воспитания на основе индивидуального п...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность в речевом развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье обобщен опыт многолетней работы по организации внеурочной деятельности в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...