Выступление на конференции. Игровые технологии.
материал

Виговская Любовь Вячеславовна

Проблема современной школы- потеря многими учащимися интереса к учению. Как заинтересовать ученика и активизировать его деятельность....

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Я расскажу сегодня об использовании игровых технологий на уроках обучения грамоте и русского языка.

Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднохначны:

*перезагрузка однообразным учебным материалом;

*несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

*ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Сегодня представление о том, что школа должна прежде всего давать знания, умения и навыки, т. е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний,  признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации,т. е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильгна и для  нашей школы. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития ( а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего об разования.Учение -  это радость , а не только , долг , учением можно заниматься с увлечением , а не только по обязанности .

Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно – методическое и информациооное обеспечение. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебномк предмету дидактическая игра.

*помогает снять чувство усталости;

*раскрыть способности детей, и их индивидуальность;

* усиливает непроизвольное запоминание.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1 – м и 2 – м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных дейцствий, т. к. именно в этот год у детей  происходит плавный переход  от игровой деятельности к учебной.

Этот переход возможен  только при  интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: « хлопки » , « Твердый – мягкий » , « Идем на день рождения »  , « Внимательные покупатели» , «Собери цветок» ,  « Незнайка с кармашками» ,   « Один звук,  марш !»  

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями , активирует мыслительную деятельность , внимание , а главное стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала , что занятие русским языком не всегда вызывает интерес у учащихся. Некоторые дети считают его скучным предметом , другие , не секрет , что мы работаем в смешанных классах , приезжают из разных стран и не владеют даже разговорным русским языком , не могут вникнуть в суть данного предмета и от этого пропадает есь интерес. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем , как пробудить интерес к занятиям , как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы , проанализировала свои уроки и пришла к выводу , что пробудить интерес к русскому языку можно , если систематически накапливать и подбирать увлекательный материал , способный привлечь внимание кадого ученика.

Приведу примеры некоторых дидактических игр и игровые приемы , которыя я применяю на своих уроках . 1 класс:

Игра « Прятки» - спрятана часть буквы . Цель: Какая буква спряталась? После того , как откроются все буквы , можно выполнить задания на группировку : гласные – согласные , прописные - строчные. Прочитать слоги с этими буквами . Вспомнить правило о большой букве в словах.

Игра «Буква в окошке». Узнай , какая буква заглядывает в наше окно? Предложить детям дать характеристику звуков , которые обозначают эти буквы.

«День-ночь». По команде «день» дети читают слово , по команде «ночь» закрывают глаза , учитель меняет слово . По команде «день» открывают глаза и читают новое слово. Объясняют , что в слове изменилось.

2 класс. « Выбери три слова » ( использовать можно на закреплении любых тем по русскому языку)

Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На карточках записано 9 слов:

1 набор: гриб , чум , ручьи , чучело , варенье , дубки , чулок , вьюга , рыбка.

2 набор: подъезд , склад , град , ворона , клад , съемка , ворота , подъем , воробей.

Ход игры:  двое берут по очереди карточки , выигрывает тот , у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

Рыбка

вьюга

Чулок

подъезд

Склад

ворона

Дубки

Варенье

Чучело

Съемка

Град

Ворота

гриб

Ручьи

чум

Подъем

клад

Воробей

Игра «Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова , расширить словарный запас , развивать фонематический слух , профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей приглашения. Дети определяют , куда их пригласили.

 

   ОГОРОД               ПАРК               МОРЕ              ШКОЛА

      СТОЛОВАЯ      ЗООПАРК

Задания: объяснить орфограммы , подбирая проверочные слова , составить предложения , используя данные слова.

Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков , развитие фонетико - фонематического восприятия , процессов анализа и синтеза , понимание смысло – различительной функции звука и буквы , обогащение словарного запаса учащихся , развитие логического мышления.

Ход:  Играют в парах : один -  шифровальщик , другой – отгадчик .

Щифровальщих задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробывать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Жыил        ански         кьоинк

Лыжи        санки         коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова , но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Алатрек , лажок , ракужк , зоонкв ( тарелка , ложка , кружка , звонок)

Аорз , страа , ёнкл , роамкша  ( роза , астра , клен , ромашка)

Платеан , здзеав , отриба , сген  ( планета , звезда , орбита , снег )

«Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования , закрепления фонетического и грамматического разбора слов , правописание имен собственных.

Ход: образовать клички животных от следующих слов:

ОРЁЛ , СТРЕЛА , ШАР , ЗВЕЗДА , РЫЖИЙ

Составить рпедложения.

Орлик , Стрелка , Шарик , Звездочка , Рыжик

Выделить ту часть слова , которой вы воспользовались при составлении кличек  (Суффикс , окончание)

Игровые приемы.

Прием «Фантастическая добавка» .  Дети любят фантазировать , жить в мире фантазии , нужно дать им эту возможность на уроке . Например: мы попали на другую планету , где  у инопланетян такие же буквы , но говорят они на непонятном для нас языке . Давайте расшифруем названия животных , которые там обитают . (растения , которые там растут)

Расуст  (страус) ,  дузема  (медуза) , кутила ( улитка) , крикол ( кролик)

Прием «Лови ошибку» .  Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку ( светофорчик , хлопок , и  т. д. ) , но и доказать почему ошибка и как ее исправить . Чаще всего на уроках ошибаются сказочные герои , которые не верно пишут буквы .

Детям очень нравятся такие задания , как :

*заменить словосочетание одним словом:

Промежуток времени в 60 минут ;

Военнослужащий стоящий на посту ;

Ребенок , любящий сладкое ;

Очень смешной фильм .

*Распредели слова на две группы .

Найди родственные слова . Выдели корень .

*Закончи предложения .

У Ромы и Пети есть …  .

Однажды они пошли …  .

Вдруг из кустов …  .

Потом ребята долго вспоминали … .

*Составь рассказ по опорным словам .

Зима , снежок , морозец , деревья , холод , снегири .

        Ценность таких упражнений заключается в том , что можно отрабатывть также скорость чтения , слоговой состав слова , развитие орфографической зоркости , обогащение словарного запаса учащихся и создание ситуации успеха .

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще в том , что они способствуют снятию напряжения и страза при письме у детей , чувствующих свою собственную несостоятельность , создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока  .

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания  и  упражнения учителя . И учитель таким образом , стимулирует правильную речь учащихся как устную , так и письменную .

Много есть  игровых заданий , направленных на отработку орфографических и пунктационных норм .

«Справочное бюро» . Игра  способствует воспитанию навыков работы со словарем , чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся , необходима тренировка . Игра оживляет работу , разнообразит ее.

« Словарный диктант » . Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит , как это слово написать . Такая работа обычно проводится со словами , не регулируемыми правилами ( содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова , удвоенные согласные) : винегрет , биноколь , обаяние , внимание , трибуна , прийти , кофта , одноклассники , футбол , хоккей , рассчитать .

Игры – упражнения близки к обычным упражнениям . Материалом для них служит не развлекательные шарады и загадки , а обычные упражнения , только преподносимые особым образом . Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные , но необходимые для закрепления знаний по грамматике , для выработки прочных орфографических навков.  И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности .

Предлагаю модели игр со словами , называющими действия предметов .

« Найди действие » . Цель : закрепить понятие о словах , называющих действия предметов , находить их в тексте . Повторить название дней недели .

На доске записан текст . Найдите и выпишите все слова , называющие действия предметов. Победит тот , кто быстрее всех выполнит задание.

В понедельник я стирала , Пол во вторник подмела,

В среду я пекла калач , Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла , А в субботу торт купила,

Всех подружек в воскресенье , Позвала на день рожденья.

Игра « закончи пословицу» . В игре учавствуют 3 команды (ряды) . На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой ихз которых пропущено слово, называющее  действия предметов.

Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс учавствует в оценке работ.

Мир строит , а война … . (разрушает).

Смелый побеждает , а  трус …. (погибает).

Труд кормит , а лень … ( портит).

Человек от лени болеет ,  а от труда …. (здоровеет ).

Лето припасае т, а зима … (подъедает) .

Сумел завязать , сумей и  … (развязать ) .

Декабрь год кончает , а зиму … (начанает ) .

Легко друга потерять , но трудно … (найти) .

По одежке встречают , а по уму … (провожают ).

Ласточка день начинает , а соловей … (кончает) .

Но игры можно проводить не только , как часть урока , но и как целостный урок.

Цель : повысить активность детей , помогают сделать урок интересным , доступным , снять напряжение , создают на уроке благоприятный эмоциональный фон . Все это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала , и как следствие , повышению уровня грамотности учащихся.  Виды игр-уроков : «Заколдованный лес» , « Страна правописания» , « Мир звуков и букв» , « Неизвестная планета» ,

« В стране выученных уроков» , «Банк знаний» .

        Главный результат своей работы я вижу в том , что дети начинают по другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр , то есть активными творцами. Я уверена , что обучать ребенка необходимо радостью , воспитывать его с большей любовью , а всю работу строить на интересе , поощрении и похвале .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обучения грамоте и русского языка.» Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 имени М. А. Бухтуева г. Кызыла Виговская Любовь Вячеславовна

Слайд 2

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны: перегрузка однообразным учебным материалом несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса ограниченные возможности для творческого самопроявления

Слайд 3

Задачи школы Давать знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний. Формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, находить пути реализации. Традиционная Новая

Слайд 4

Учение – это радость, а не только долг, Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности

Слайд 5

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра Помогает снять чувство усталости Раскрывает способности детей, их индивидуальность Усиливает непроизвольное запоминание

Слайд 6

Игры на уроках обучения грамоте

Слайд 7

Игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки» «Собери цветок» «Идем на День рождения» «Незнайка с кармашками»

Слайд 8

Стимулирование речи Ц Е Л Ь И Г Р ы Формирование фонематического восприятия слова Активизация мыслительной деятельности и внимания Обогащения ребенка новыми сведениями Проявление интереса к русскому языку

Слайд 9

Дидактические игры и игровые приемы первого класса

Слайд 10

а о С У к Н ы Р в «Прятки». Какая буква спряталась? После того, как откроются все буквы, можно выполнить задания на группировку: гласные-согласные, заглавные- строчные. Прочитать слоги с этими буквами. Вспомнить правило о большой букве в словах .

Слайд 11

К И О Н А С «Буква в окошке». Узнай, какая буква заглядывает в наше окно? Предложить детям дать характеристику звуков, которые обозначают эти буквы.

Слайд 12

корона корова лиса киса «День-ночь». По команде «день» дети читают слово, по команде «ночь» закрывают глаза, учитель щелчком мыши меняет слово. По команде «день» открывают глаза и читают новое слово. Объясняют, что в слове изменилось.

Слайд 13

Дидактические игры и игровые приемы для второго и третьего класса

Слайд 14

« Выбери три слова». Закрепление любых тем по русскому языку. Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. 1 набор. гриб варенье рыбка чум дубки вьюга чулок чучело ручьи 2 набор. подъезд склад град ворона съемка подъем ворота клад воробей

Слайд 15

Первый набор Ры б ка В ь юга Чу лок Второй набор Под ъ езд Скла д В о рона Ду б ки Варен ь е Чу чело С ъ емка Гра д В о рота Гри б Руч ь и Чу м Под ъ ем Кла д в о робей

Слайд 16

«Почтальон». Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Гря-ка Кали-ка Реди-ка Морко-ка Доро-ки Бере-ки Ду-ки Ли-ки Пло-цы Фла-ки Ло-ки Остро-ки Кни-ки Обло-ки Тетра-ки Промока-ки Пиро-ки Сли-ки Голу-ки Хле-цы Кле-ка Марты-ка Тра-ка Реше-ка

Слайд 17

«Шифровальщик». Цель: Автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Жыил ански кьоинк Лыжи санки коньки

Слайд 18

Алатрек , лажок,ракужк,зоонкв ( тарелка,ложка,кружка,звонок ) Аорз,страа,ёнкл,роамкша ( роза,астра,клён,ромашка ) Платеан,здзеав,отриба,сген ( планета,звезда,орбита,снег )

Слайд 19

«Клички». Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, правописание имен собственных. о рёл, стрела, шар, звезда, рыжий Орлик, Стрелка, Шарик, Звездочка, Рыжик

Слайд 20

Игровые приемы «Фантастическая добавка»-расшифровать загадочные слова «Лови ошибку» - научить реагировать на ошибку (Светофор) и исправлять её « Замени одним словосочетания одним словом» «Закончи предложения» «Составь рассказ по опорным словам» Цель: отработка скорости чтения, слогового состава слова, развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса учащихся и создание ситуации успеха.

Слайд 21

Игровые приемы направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. «Справочное бюро» Цель: воспитание навыков работы со словарём. «Словарный диктант» в виде соревнования: кто быстрее найдёт «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит его написание.

Слайд 22

Игры со словами, называющими действия предметов « Найди действие» Цель: закрепить понятие о словах, называющих действия предметов, находить эти слова в тексте, повторить названия дней недели. В понедельник я стирала, пол во вторник подмела, В среду я пекла калач, весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу посыла, а в субботу торт купила, Всех подружек в воскресенье позвала на день рожденья. «Закончи пословицу» Задача: дописать пропущенное слово, называющее действие предмета с противоположным значением и объяснить пословицу. Мир строит, а война … . Труд кормит, а лень … . Сумел завязать, сумей и … .

Слайд 23

Игра, как целостный урок Цель: повысить активность детей, помочь сделать урок интересным, доступным, снять напряжение, создание благоприятного эмоционального фона. «Заколдованный лес» «Страна правописания» «Мир звуков и букв» «В стране выученных уроков» «Неизвестная планета» «Банк знаний»

Слайд 24

Источники http://www.stihi.ru/pics/2010/06/19/3464.jpg - гном на 2 слайде http://uti-puti.com.ua/img/13/photo_124.jpg - красная шапочка 4buratino.weebly.com – сказочные герои http://merti.ru/kartinki/buratino-kartinki картинки 1 и 2 слайдов Материал взят из книги Н.Н Масимук «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2006 г.

Слайд 25

22 март а. К ла сс ная р а бота . БАНК -учреждение, которое Производит различные Операции с деньгами, ценными бумагами. Выполняет 3 задачи: Накопление ценностей; Их удачное использование; Получение прибыли (результата)

Слайд 26

ШКОЛА- БАНК ЗНАНИЙ

Слайд 27

кот, у , Тишка, жи л, Ми ши . ду ши стая, лугу, на, трава. Веры, каранда ши , у, новые. книги, малы ши , читали, интересные. ло е пред ни же Игра « Составь слово » 1. Актуализация знаний

Слайд 28

Игра « Знаки препинания» У меня зазвонил телефон -Кто говорит -Слон -Откуда -От верблюда -Что вам надо -Шоколада -Для кого -Для сына моего Самоопределение к деятельности

Слайд 29

Игра « Знаки препинания» У меня зазвонил телефон. -Кто говорит ? -Слон. -Откуда ? -От верблюда . -Что вам надо? -Шоколада . -Для кого ? -Для сына моего .



Предварительный просмотр:

Практическое использование игровых технологий на разных этапах обучения во 2 классе русскому языку.

Фрагмент урока русского языка № 1.

Тема: обобщение знаний о словах, называющих признаки предметов.

Цель: создать условия для повторения о словах, называющих признаки предметов  – имени прилагательного.

Задачи:

- отрабатывать умение определять слова , называющие  признаки предметов;

-развивать мышление, память внимание через выполнение различных упражнений и заданий;

- воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через игровую технологию.

Этап урока - повторение изученного.

Игра.  «Убери лишний вагон».

Цель игры: создать условия для закрепления  определять слова , называющие  признаки предметов , учить видеть эти слова , отличающихся  от остальных слов.

Правила игры: на станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Задание 1.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах.

Задание 2.

Каждому группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Задание 3.

Поезд № 1.

Рыжая, пушистая, лиса, хитрая.

- Слово, на каком вагоне здесь лишнее? (Лишнее слово лиса, на третьем вагоне)

- Почему? (Слова, написанные на остальных трех вагонах, относятся к словам, называющих признак предмета , а слово  лиса –называет предмет.)

Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова лиса, и подчеркните их, как подчеркиваем слова,которые называют признаки предметов.

Поезд № 2.

Добрый, темноволосый, высокий, человек.

-Какое слово лишнее..)

-Запишите слова обозначающие признак предметов и подчеркните их.

Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд № 3.

Красная, растет, продолговатая, сочная.

-Какой вагон, здесь лишний. (Вагон со словом растет, так как это слово относится к словам называющим ействия предметов, а остальные называют признаки предметов).

-Запишите слова назвающие признаки предметов , и подчеркните их.

Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.

Вывод: игра помогла выполнить поставленную цель в начале урока, т.к. дети активно работали, им было интересно, и все выполняли с удовольствием.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры использовались наглядные средства. В данном случае изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания.

Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить части речи, повторить их , затем, сравнить эти слова, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов частью речи.

Работа по группам способствовала сплочению коллектива учащихся, т.к. они были объединены общей задачей, важным условием было то, что ребята работали все вместе, выслушивалось мнение каждого. Работая в группе, ребята могли распределить свои обязанности, например, каждый член группы, разбирал свое слово, а тот кто лучше всего овладел этим материалом, проверял данные слов. Ребятам также необходимо было выбрать того, человека, который будет отвечать на вопрос учителя и сможет толково выразить мнение всей команды.

В процессе игры, ребята повторили все части речи, которые им знакомы, тем самым, закрепив эту тему у себя в памяти. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Школьники учились сопоставлять, сравнивать, анализировать предоставленный им учебный материал, а затем делать соответствующие выводы. Также игра позволяет формировать устную речь учащихся через высказывание своего мнения. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде.

Игра была проведена на завершающем этапе урока, что способствовало активизации учащихся в конце урока, стимулированию их деятельности, игра способствовала также снятию напряжения, усталости, т.к. на этом этапе усталость школьников особенно ощущается, они хуже работают, внимание становится рассеянным. Игра же, в свою очередь, способствует концентрации внимания на учебной задаче, позволяет школьникам сосредоточиться на сложном материале даже в конце урока, не требуя от них особого напряжения (процесс игры позволяет это осуществить).

Таким образом, данная игра способствует развитию психических процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление. Позволяет в более адаптированной, для младших школьников, форме повторить изученный материал, и закрепить его в памяти. Игра способствует формированию интереса к русскому языку, т.к. (игра) создает более непринужденную обстановку на уроке, учащимся, при использовании такого средства обучения, проще высказать свое мнение, игра не требует от школьников напряжения, они не испытывают чувство вины, если сделают ошибку. Игра позволяет активизировать весь класс, в работу включаются слабые ученики, в процессе игры они чувствуют уверенность в своих силах. Данное средство обучения в этом случае способствует формированию у школьников таких нравственных качеств, как: взаимовыручка, взаимопомощь, чувство товарищества.

Фрагмент урока № 2.

Тема: Закрепление знаний о словах называющих признаки предметов..

 Цель: создать условия для закрепления . Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Задачи:

- отрабатывать умение определять  имя прилагательное;

- развивать мышление, память,  внимание через выполнение различных упражнений и заданий;

- воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через игровую технологию.

Этап урока – актуализация знаний.

Игра.  «Выбери три словосочетания»

Цель игры: создать условия для актуализации знаний слов называющих признаки предметов , учить видеть эти слова , отличать от остальных частей речи.

Правила игры. Далее, ребята. На доске записаны словосочетания.

Задание 1.  Вы должны каждый ряд выписать себе в тетрадь только три словосочетания, слова называюшие признак предмета + слова называющие предмет , которые определяют один признак предмета, например: вкус, цвет, размер, форму.

Задание 2. Выписать те словосочетания,  в которых одинаковые орфограммы, подчеркнуть их

Задание 3. Каждому ряду достается свой вариант, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим соседом, определите человека, который начнет, а который закончит выражать общее мнение.

Задание 4.

1-ый набор: красный гриб, болит зуб, маленькое яблоко, желтая рыбка, фиолетовая куртка, зеленые дубки,

2-ой набор: треугольная доска, прямоугольный склад, круглый град,  трещит лёд, квадратный клад, клетчатый стул.

3-ий набор: сладкий мед, длинный чулок, огромный стол, маленькое чучело, большая чурка, белый дом.

Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры используется раздаточный материал, который упрощает работу учителя и учащихся.

Каждому ряду было предложено выбрать только три словосочетания с одинаковой орфограммой. Таким образом, учащиеся разделились по парам. Задачей учащихся было найти эти словосочетания, которые нужно выписать в тетрадь. Для этого им необходимо было вспомнить части речи, повторить их , затем, сравнить эти словосочетания, найти орфограммы одинаковые, найти лишние словосочетания, отличающееся от остальных словосочетаний.

Работа по парам способствовала сплочению коллектива учащихся, т.к. они были объединены общей задачей, важным условием было то, что ребята работали все вместе, но по парам, выслушивалось мнение некоторых детей. Работая в паре, ребята могли распределить свои обязанности, например, один человек ищет общие орфограммы, другой одинаковые признаки предмета, а затем вместе ищут эти словосочетания. Ребятам также необходимо было выбрать того, человека, который будет отвечать на вопрос учителя  сначала, а кто потом.

 В процессе игры, ребята повторили все части речи, которые ранее изучили, и орфограммы,  тем самым, закрепив эту тему у себя в памяти. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Школьники учились сопоставлять, сравнивать, анализировать предоставленный им учебный материал, а затем делать соответствующие выводы. Также игра позволяет формировать устную речь учащихся через высказывание своего мнения. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде.

Игра была проведена на этапе – актуализация знаний, что способствовало активизации учащихся в начале урока, стимулированию их деятельности, игра способствовала также собранности, т.к. на этом этапе дети еще не сосредоточены и это особенно ощущается, внимание рассеянное. Игра же, в свою очередь, способствует концентрации внимания на учебной задаче, позволяет школьникам сосредоточиться на сложном материале в начале урока, не требуя от них особого напряжения (процесс игры позволяет это осуществить).

Таким образом, данная игра способствует развитию психических процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление. Позволяет в более адаптированной, для младших школьников, форме повторить изученный материал, и закрепит его в памяти. Игра способствует формированию учащихся интереса к русскому языку, т.к. игра создает более непринужденную обстановку на уроке, учащимся, при использовании такого средства обучения, проще высказать свое мнение, игра не требует от школьников напряжения, они не испытывают чувство вины если сделают ошибку. Игра позволяет активизировать весь класс, в работу включаются слабые ученики, в процессе игры они чувствуют уверенность в своих силах. Данное средство обучения в этом случае способствует формированию у школьников таких нравственных качеств, как: взаимовыручка, взаимопомощь, чувство товарищества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на форуме "Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Игровые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИзвестно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует  пси...

Выступление на ШМО "Игровые технологии в начальной школе"

Текст данного выступления подойдет педадогам начальной школы, работающим с темой "Образовательные технологии"...

Применение технологии опережающего обучения на современном этапе- выступление на конференции

раскрываются технологии опережающего обучения на уроках в начальной школе....

выступление на тему "Игровые технологии и их место в процессе обучения"

laquo;Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Антуан де Сент-ЭкзюпериИгра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древней...

Использование инновационных технологий в коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (презентация к выступлению на конференции)

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...