Применение технологии опережающего обучения на современном этапе- выступление на конференции
статья (3 класс) на тему

Галиуллина Клара Рахимовна

раскрываются технологии опережающего обучения на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

   

Применение технологии опережающего обучения на современном этапе

Галиуллина К.Р., учитель начальных высшей квалификационной категории МБОУ «Арская МОШ №2»

Галимова С.А., учитель начальных высшей квалификационной категории МБОУ Арская гимназия №5.

 В нашем современном мире очень актуальным становится вопрос  уровня развития устной, письменной  и математической речи учащихся  младших классов.  Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы не делал учитель, успех обучения зависит  от того, что и как будет делать ученик, и как быстро он это усвоит.

           В класс  приходят дети с разной подготовкой, разным уровнем развития. Есть такие, которым учебный материал даётся  легко. Они могут за короткий период обучения быстро  усвоить новый материал. Но есть и такие, которым нужно очень длительное время для усвоения знаний и навыков. С такими учениками надо дольше  и кропотливее  работать, дополнительно изыскивать  время, используя для этого наиболее рациональные методы, приёмы, способы работы. Хозяева дорогого времени на уроке – учитель и ученики, резерв его кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве.

        Исходя из своего опыта многолетней работы,   чтобы не терять высокий уровень отработки навыков и одновременно постоянно поддерживать активность детей, мы используем приём, который можно назвать «опережающей  многолинейностью» - опережающее обучение.  Мы  на протяжении  многих лет работали с разными УМК  и во всех применяли  приём опережающего обучения. Результаты наших многолетних выпусков показали, что у детей в среднем звене  высокий процент успеваемости и качества усвоения  учебного материала, над которыми мы начинали  предусмотрительно работать в начальном звене. Учителя среднего звена  отметили, что и более слабые ученики  смогли более безболезненнее усвоить сложные темы, так как эта работа уже началась с первого класса. При этом обучении    краткие основы темы учителем  даются до начала изучения основной темы по рабочей  программе. Это может даваться в виде тезисов, примеров или  основываться  на ассоциации детей.  Использование этого приёма бывает эффективным при изучении более сложных тем, на изучение которых недостаточно времени, так как  на урок русского языка в нашем регионе отводится 5 часов (3ч – русский язык и 2 ч - литературное чтение). Наш регион многонациональный  и дети приходят с  языковым барьером в классы с русским языком обучения и нам нужно помочь им, чтобы они смогли качественно продолжить обучение в школе. Так, знакомясь в первом классе со словом и читая первые свои слова, мы стараемся  с детьми  провести более полную работу над ним. В процессе обсуждения «слова» каждый ученик излагает свои мысли, этому способствует и использование, в последнее  время сингапурской методики и технологии   обучения.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Слово и его значение

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

 УУД

 3.Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

4.      «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

 

 - Структура Сингл Раунд Робин. ( одноразовый Раунд Робин) Учитель просит детей взять карандаши зелёного и красного цвета и по этой структуре выполнить задание: подчеркните красным карандашом слова, которые обозначают животных, а зеленым слова обозначающие растения.

-Отвечать начинают участники под № 1 (по таймеру).

- Что обозначают подчеркнутые вами слова? На какие вопросы они отвечают?

-Почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?

-А какие слова вы не подчеркнули?

- Почему? Что они обозначают?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны будем узнать?

Структура Релли Робин 

( обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру)

Сейчас по этой структуре начнут обсуждение участники под № 2 и №4

( вначале  говорит свои суждения один участник, затем другой- №2 и №1, №4 и №3)

- К какому мнению пришли? Отвечает участник под №1, стол №4 (если ученик дал неправильный ответ, мы продолжаем работу с другими участниками стола)

-Ребята, давайте мы с вами попробуем составить,  предложения со словами (зеленая, белка, прыгать, ель)

 -Какое  из предложенных предложений вам больше понравилось? Давайте запишем его.

(Белка прыгает по зеленой ели.)

Давайте поиграем в игру «Верёвочка» (повторяем условие игры). Сможем ли мы все слова связать при помощи нашей волшебной веревочки вопросов?

Использование  мыслительного приема Финкин Элауд

(мыслительный прием размышления вслух, в котором учащиеся проговаривают то, о чем они думают, отвечая на вопрос)

Коллективная проверка с закреплением алгоритма связи слов в предложении с помощью вопросов.

-О ком или о чем говорится в предложении? (о белке)

-Что говорится о белке?

- Почему прыгает белка?

- По какой ели?

(подготовительная работа к темам «Предложение», «Главные и второстепенные члены предложения»)

- Все ли слова связала  веревочка?

-Что мы составили?

Вывод  с опорой на вопросы.

- Как вы думаете, что может обозначать слово?

- А для чего нам нужно слово?

У каждого  ученика лежат листочки с напечатанными словами- (ель, медведь, дуб, кот, зелёная, белка, прыгать) Дети сидят по 4 человека в команде для работы с использованием сингапурской структуры . Структура Сингл Раунд Робин .Они подчеркивают  слова на листочках и передают их по указанному учителем направлению для прочтения и проверки выполнения задания партнёром.

.-  стараются дать аргументированные ответы на вопросы.

Структура Релли Робин 

(обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру)

Ответ указанного участника

- дети обдумывают и предлагают свои варианты  словосочетаний и предложений.

- обсуждение и запись предложения на доске и в тетрадях

- повторив условие игры, дети по структуре… работают в группе. Использование  мыслительного приема Финкин Элауд

Закончившие первыми столы делают – совместный Чиз

-совместное обсуждение, проверка выполнения задания,

- ответы на вопросы

- вывод по теме с опорой на вопросы.

ЛУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

ЛУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

      На этом фрагменте урока хотелось показать, как можно постепенно усложнять тему и  знакомить их с понятиями приемлемыми их возрасту и немного опережая его: что обозначает слово, учим ставить к ним вопросы, определять лексическое значение, морфемный состав. Эта опережающая работа создаёт условия, при которых у  учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате практических упражнений у детей формируются  соответствующие знания о слове. Опережающее обучение при изучении  важнейших тем - это работа на перспективу, которая даёт  не только глубокие знания, умения и навыки, но и резерв времени.

    Переходя к урокам  математики,  хочется отметить, что в УМК «Перспектива» нет выделенных часов на изучение отдельной темы «Уравнения». В 1-4 классах при решении примеров с неизвестными данными (примеры с окошечками)     +4=9 (Х+4=9)  постепенно вводим  латинские буквы и с опорой на взаимосвязь компонентов действия решаем возникшую проблему, составляем простые уравнения. Обучение осуществляется деятельностным методом, в процессе которого не получают готовое решение, а «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет  эту деятельность и подводит итог совместной работы, устанавливая алгоритм действия. Детям это интересно, ведь это их творческая работа и они совместно находят пути их решения.  Это не обязательно на данном этапе, но расширяет кругозор ученика и способствует более рациональной работе при решении задач, взаимосвязи компонентов арифметических действий.  При изучении этих тем в старших классах, опираясь на знания учащихся, полученных в начальном звене, можно  экономить время  и больше заниматься практической работой и индивидуально корректировать  пробелы отдельных учащихся. Опираясь на приемы решения уравнений, дети более полноценнее могут увидеть взаимосвязь компонентов арифметических действий  и находить неизвестное число. После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним.

Таким образом, многолетняя работа в этом направлении дает положительные результаты и отзывы учителей старшего звена. Такая методика изучения материала начального курса обучения создает благоприятные условия для учащихся, повышает мотивацию к учению. В условиях дефицита учебного времени позволяет безболезненно усваивать учебный материал. Также создается определенная и полная база первоначальных знаний для усвоения материала в среднем звене, что помогает учителям в дальнейшем экономить время и давать качественные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...

Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....

Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка

Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка...

Применение активных методов обучения на разных этапах

Статья "Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе"...

Применение технологии опережающего обучения на уроках итальянского языка в начальной школе

В статье раскрываются приемы реализации технологии опережающего обучения итальянскому языку в начальной школе....

Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"

Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....