Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка
статья по иностранному языку на тему

Горнова Марина Владимировна

Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_operzhayushchego_obucheniya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технология   опережающего обучения на уроках иностранного языка

 

Технологии - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности.

Более широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

Образовательные технологии связаны с организацией образовательных систем и образовательных учреждений.

Современное общество выдвигает новые требования к формированию функционально грамотной личности. Свободное владение родным и иностранным языком – надежная основа каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Между тем, одна из основных проблем, стоящих перед современным учителем - снижение орфографической, речевой грамотности учащихся.Технология опережающего обучения является средством формирования грамотной  личности.

Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начинается изучение ее по программе

(например дорожные знаки до начала темы «Транспорт»). Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Практическое внедрение опережающего обучения принадлежит педагогам начальной школы и ученым: Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занкову, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталову и др.

Данная методическая система позволяет решать  следующие задачи: 

  •  построение  обучения  школьников на основе новых педагогических технологий;
  • формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической        компетенции  учащихся;
  • подготовка учащихся к аттестации в новой форме;

Цель применения технологии  опережающего обучения формирование грамотной личности.

ЭТАПЫ.

1. Знакомство с новыми понятиями, осмысление их значения, сравнение сродным языком.

2. Уточнение понятий и обобщение материала. Работа со словарем печатного и электронного формата. Здесь дети могут делать задания самостоятельно, совместно с родителями, в паре или группе, что соответствует требованиям ФГОС.

3. Формирование практических навыков применения нового материала.

       На уроках используется метод крупноблочного введения теоретических знаний в виде опорных схем (таблица, карточка, семантическая карта, рисунок), что даёт возможность ученикам увидеть  новые лексические единицы или грамматические явления в полном объёме, лучше осмыслить изложенный материал, осознать логические взаимосвязи, систематизировать и упорядочить знания. Схема - опора мысли ученика.

При опережающем обучении сокращается объём изучаемого материала за счёт объединения правил с общим опознавательным признаком в одну информационную единицу, в одно доступное обобщенно-сопоставительное правило (например «ing» от Present to Past Continious).

Опережающее введение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Данная методика позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому и английскому  языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать и говорить грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

Методика перспективного обучения позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход. Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе алгоритма-формулы, схемы. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.  В 7-8 классе работа учащихся поднимается на новый уровень: компьютерное конструирование алгоритма или схемы,  использование слайдовых презентаций.  

В старших классах особую  важность приобретает работа с текстом. Базовые знания о фонетике, лексике, грамматическом строе, типах, стилях речи, правилах построения предложений и текста являются фундаментом для того, чтобы ученик мог глубже понять  содержание и особенности языка, научиться в дальнейшем применять  новые слова в своей речи.

Основным методом работы в старших классах является комплексный анализ текста. В процессе творческой, исследовательской работы с текстом происходит повторение, обобщение, систематизация изученного, углубляются знания о языке, языковой системе.  Здесь же необходимо сказать и об интенсификации обучения как средства передачи большого объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Речь идет об увеличении объема лексических единиц для самостоятельного заучивания при условии, что многие из них были уже затронуты при прохождении других тем..

 Технология опережающего обучения обеспечивает надежность усвоения материала, удержание, закрепление и автоматизацию навыков. Опережение в обучении не всегда бывает явным. Иногда оно может быть скрытым, поскольку заложено не в программе, а в методике обучения. Например, в начальной школе учим ставить к глаголу вопросы «что делает по выходным?», «что делает обычно?», подготавливая учащихся к восприятию  в 4-ом классе трудного материала  - формы неправильных глагола.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика качества знаний;
  • повышение прочности усвоения знаний;
  • повышение мотивации обучения;
  • развитие общеучебных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой метод обучения на уроках иностранного языка

статья "Игровой метод обучения на уроках иностранного языка" посвящена использованию игрового метода на уроках иностранного языка...

Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"

Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях современного урока иностранного языка в начальной школе

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях современного урока иностранного языка в начальной школе...

Применение технологии опережающего обучения на уроках итальянского языка в начальной школе

В статье раскрываются приемы реализации технологии опережающего обучения итальянскому языку в начальной школе....