Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
методическая разработка

Неведрова Елена Викторовна

В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12"  по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevedrova_ev_sistema_raboty.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Областной  практико-ориентированный семинар «Разработка индивидуального проекта старшеклассниками в условиях реализации ФГОС среднего общего образования», 11.04. 2018

Неведрова Е.В., зам. директора по УВР, учитель индивидуального проекта, почетный работник общего образования РФ

Слайд 1.

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации

проектной и учебно-исследовательской деятельности

в условиях реализации ФГОС общего образования

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:

определить дальнюю и ближайшую перспективу,

найти и привлечь необходимые ресурсы,

наметить план действий и, осуществив его,

оценить, удалось ли достичь поставленных целей.  

слайд 2.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – это люди, обладающие проектным типом мышления.

Сегодня в школе  есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида работы учащихся – проектной и учебно-исследовательской  деятельности.  

слайд 3.

Способность к данным видам деятельности в современную эпоху – это «новая грань человеческой образованности». Поэтому проектная  и учебно-исследовательская   деятельность включена  в федеральные государственные образовательные стандарты на каждом  уровне обучения, где  особое место отведено  уровню среднего общего образования, так как   учащиеся  выполняют индивидуальные проекты.   Чтобы учащиеся  могли выполнить их на высоком уровне,  в гимназии выстроена система работы, которая  начинается с начальной школы.

слайд 4

Так,  учителями начальных классов реализуется программа внеурочной деятельности «Юный исследователь»,  которую осваивают 100% младших школьников.    В рамках данной программы готовятся коллективные проекты: в  начале каждого учебного года с  учащимися определяется  тема проекта, в совместной деятельности ставятся  цель и задачи, определяются  этапы работы, планируются ожидаемые результаты. Идет коллективная работа по сбору материала, учащиеся  проводят анкетирование и берут интервью у родителей и родственников по теме, учатся обрабатывать собранный материал.   Затем класс делится на группы,  каждая из которых работает по своему направлению. В итоге формируется  продукт проекта, который учащиеся защищают в присутствии экспертной комиссии, в состав которой входят педагоги  и зам. директора гимназии.   Кроме того, каждый учитель готовит с учащимся учебное исследование,   которое  младший школьник  представляет  на гимназической  научно-практической конференции в секции «Юный исследователь».

слайд 5

Приведем пример. В этом учебном году ученики 2б класса  в течение года работали над созданием проекта «Папка-тренажер для запоминания словарных слов».  Этот проект в дальнейшем перерос в исследование «Как запомнить словарные слова?».  

слайд  

В основной школе   продолжает работать правило – «проект выполняет каждый». В сентябре классные руководители делают сводную таблицу, в которой указывают тему и руководителя каждого ученика. А затем координируют   работу над каждым проектом вплоть до его защиты. Учащиеся  выполняют   групповые, парные и индивидуальные проекты. Руководителями являются учителя-предметники, учителя, ведущие внеурочную деятельность,  и классные руководители.    Защита проектов проходит в рамках тематических проектных недель, в рамках которых для  поддержания  интереса учащихся к проектной деятельности  предлагаем  разнообразные формы итогового продукта.

слайд  

Например, в 2015 году  учащиеся  представляли как продукт коллективного социально-значимого творчества - «Альманах» - журнал, основным содержанием которого является анализ социально-значимой и интересной проблемы.    

слайд  

В 2016 году, посвященном году кино,  на базе каждого класса была создана киностудия и учащиеся в  практической деятельности осваивали азы видеосъемки, озвучивания, монтажа фильма.   Итогом стало представление фильма в определенном жанре по собственному сценарию и вручение награды «Пегаса»

слайд  

Еще одна форма, которая помогает интересно организовать работу над проектом  - это «Конструкторское бюро»: учащимся предлагается создать движущую  модель машины, например,  для горного предприятия из  ограниченного количества материалов.  Итогом становится  заезд машин.  

слайд  

Для оценки таких проектов приглашаются эксперты  -  представители   различных профессиональных областей.

слайд  

С 2017 года учащиеся стали активно участвовать в сетевых проектах. Это дает возможность не только развивать умения взаимодействовать  в команде, но и  существенно повышать уровень овладения ИКТ-компетенциями, так как учащиеся осваивают работу в различных Googl- сервисах.

слайд  

И, конечно же, с учениками ведется индивидуальная работа по подготовке исследовательских работ. Гимназисты представляют свои исследования на  секциях  «Филология», «Иностранный язык», «Естественно-математическая», «Социально-гуманитарная».  С каждым годом  число участников конференции увеличивается и  качество выполнения работ  растет.

слайд  

Логическим завершением школьной  проектной системы является индивидуальный проект, который выполняется старшеклассниками. В старшей школе перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.  

Учебный проект или учебное исследование, выполняется в рамках либо  одного или нескольких учебных предметов, либо в рамках внеурочной деятельности.  Координатором работы является зам. директора. Начинается работа в сентябре с определения проблемы и темы проекта,  в  основе которых –  профессиональное самоопределение старшеклассников. Работая над решением проблемы в течение одного года или двух лет у  учащихся формируется   понимание собственных возможностей и особенностей,  понимание правильности или   ошибочности  выбора будущей профессии.  

В зависимости от предварительно обозначенной темы назначаются руководители проекта.  В условиях реал ФГОС среднего общего образования, которые предполагают метапредметную  и профориентационную  направленность  проекта,  руководитель  должен быть не  просто быть учителем – предметником, а  специалистом широкого профиля. Роль руководителя  при работе  со  старшеклассником заключается в следующем:

  • Мотивирует (раскрывает перед учащимся ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения)
  • Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации)
  • Наблюдает (получает информацию, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащегося). 
  • Координирует работу учащегося.

слайд

При осуществлении руководства  индивидуальным  проектом возникают определенные риски:

-  недостаточная компетентность педагогов при руководстве метапредметным проектом.  Для минимизации риска назначаются  несколько руководителей. Так, руководителями проекта  «Изучение типов суточной работоспособности учащихся МБОУ «Гимназия №12» с применением методов математической статистики» являются учитель биологии и учитель математики;

-   при выборе учащимся узкой  профессиональной темы может не оказаться руководителя,  обладающего достаточными знаниями по данной теме.  В этом случае мы обращаемся  за консультациями к узким специалистам  и к преподавателям  высшей школы, так как в течение уже нескольких лет мы сотрудничаем с преподавателями КемГУ;

- недостаточная материально-техническая база для проведения  исследовательских работ.  Так, ученица 10 класса работает над темой «Исследование свойств углеродных нанотрубок и их применение в лечении онкологических заболеваний».  Для выращивания нанотрубок организовано сотрудничество с лабораторией института фундаментальных наук  КемГУ и кафедрой  экспериментальной физики МФТИ.

Организованная таким образом  работа по минимизации рисков, способствует  повышению качества выполняемых проектов.

слайд

И завершающим этапом является  защита  проекта, которая   предлагает внешнюю положительную оценку.

Сложившийся на сегодняшний день опыт по организации проектной деятельности со старшеклассниками является прочным фундаментом дальнейшего развития учащихся, предоставляет  возможность каждому подростку проявить  себя в той или иной деятельности, и определить, где он может быть наиболее успешен.

Вся работа  гимназии призвана показать    педагогам,  учащимся и родителям,      что  новое качество образования в условиях непрерывно меняющегося мира  –  научить не тому, чтобы люди соблюдали стандарты, а тому, чтобы они имели возможность соответствовать более высоким стандартам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть ...

Организация методической работы с педагогами в условиях введения ФГОС общего образования

Являясь руководителем районного методического объединения учителей начальных классов, с 2011\2012 учебного года я организую методическую работу группы по теме «Система оценки качества образования в со...

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Организация проектно-исследовательской деятельности как условие реализации ФГОС начального образования

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов 15.05.2015г....

Приоритетность формирования УУД в условиях реализации ФГОС общего образования.

В статье рассматриваются изменения в организации учебной и внеурочной деятельности согласно ФГОС.Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных де...

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

Презентация иллюстрирует сообщение по теме "Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации  проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС о...

ПРОГРАММА муниципальной научно-практической конференции «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

Обобщение и обмен опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС общего образования.Выступление на  муниципальной научно-п...