Использование результатов всероссийских проверочных работ в повышении качества образования в образовательной организации
статья

Рихтер Елена Андреевна

Основной целью ВПР является своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рихтер Елена Андреевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3,

Гиагинского района;

Дёмина Елена Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3,

 Гиагинского района.

Использование результатов всероссийских проверочных работ в повышении качества образования в образовательной организации

Каждое образовательное учреждение несёт ответственность  за качество предоставляемых услуг. Следовательно,  возникает необходимость в принятии  и  решении управленческих задач. Возникает потребность в объективной, достоверной информации о действительных результатах деятельности, о росте или понижении динамики образовательного процесса и выявлении факторов, на них влияющих. Актуальным и необходимым стало построение целостной системы мониторинга качества образования на всех уровнях.

        Исследование качества образования, в широком смысле слова, проводят по нескольким  направлениям: международные, национальные, региональные.

        В ходе реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального образования в МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района  стала выстраиваться целая система мониторинга, в которую входят как национальные, региональные, так и внутришкольные исследования.

В 2015 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) была введена новая национальная процедура оценки качества общего образования – Всероссийские проверочные работы (ВПР).

        Цель данного проекта – обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержка введения ФГОС за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений обучающихся.

        Отличительной чертой  ВПР является единство подходов к составлению вариантов заданий, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить одновременное выполнение  проверочных работ обучающимися всей страны.

        Основной целью ВПР является своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Перед вами график введения ВПР с 2015 по 2020 года

2015/2016

2016/2017

2017/2018

2018/2019

2019/2020

Апробация ВПР в начальной школе (декабрь 2015- апрель 2016)

Введение ВПР в начальной школе

Проведение ВПР в начальной школе

Проведение ВПР в начальной школе

Проведение ВПР в начальной школе

Введение ВПР в 5-7классах

Проведение ВПР в 5-7классах

Проведение ВПР в 5-7классах

Апробация ВПР в 5-7классах

Апробация ВПР в 8 классах

Введение ВПР в 8 классах

Проведение ВПР в 8 классах

Апробация ВПР в 10 классах

Введение ВПР в 10 классах

        Мониторинг качества подготовки обучающихся 4 классов проводился по математике, русскому языку и окружающему миру. Основной  задачей данного мониторинга является  – оценка уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с ФГОС, а также осуществление диагностики достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровни сформированности универсальных учебных действий и овладение межпредметными понятиями.

        Обратите внимание на сравнительный анализ Всероссийских проверочных работ.

Русский язык

Сравнительный анализ

ОО

Кол-во уч-ся

Отметки (%)

Качество знаний (%)

«2»

«3»

«4»

«5»

МБОУ СОШ №3

39

15,4

15,4

53,8

15,3

69,1

Декабрь – 2015

                                

ОО

Кол-во уч-ся

Отметки (%)

Качество знаний (%)

«2»

«3»

«4»

«5»

МБОУ СОШ №3

39

7,7

7,7

53,8

30,8

84,6

Гиагинский район

352

7,1

20,2

37,5

35,2

72,7

Республика Адыгея

4331

3,1

17,4

38

41,6

79,6

Российская Федерация

1144769

2,8

14,9

38,1

44,1

82,2

Апрель – 2016

Сравнение результатов ВПР (декабрь-апрель) МБОУ СОШ № 3

        Анализ результатов ВПР (двух работ, проведённых в декабре 2015г. и апреле 2016г.) по русскому языку позволил сделать вывод, что обучающиеся 4-х классов научились лучше справляться с заданиями. Это видно из уменьшения «2» и «3», увеличения количества «5» и повышения уровня качества знаний. Декабрьская репетиционная работа позволила более качественно подготовиться к апрельской работе.

Сравнение результатов ВПР (апрель) МБОУ СОШ № 3

        Вместе с тем сравнительный анализ результатов ВПР по русскому языку выявил, что уровень подготовки обучающиеся 4-х классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района ниже районного, республиканского и среднероссийского уравней.

        Количество обучающихся школы, не справившихся с работой (получивших «2»), несколько выше районного уровня, более чем в 2,5 раза выше республиканского, почти в 3 раза выше среднероссийского. Но при этом, качество знаний наших обучающихся выше показателей районного, республиканского и среднероссийского значений.

Математика

Сравнительный анализ

Декабрь – 2015

Кол-во уч-ся

Отметки (%)

Качество знаний (%)

«2»

«3»

«4»

«5»

39

7,7

35,9

35,9

20,5

56,4

        

Апрель – 2016

ОО

Кол-во уч-ся

Отметки (%)

Качество знаний (%)

«2»

«3»

«4»

«5»

МБОУ СОШ №3

41

14,6

17,1

17,1

51,2

68,3

Гиагинский район

357

5,3

19,3

31,4

44

75,4

Республика Адыгея

4529

2,5

18,3

27,7

51,5

79,2

Российская Федерация

1180357

2,6

15,9

26,3

55,2

81,5

Сравнение результатов ВПР (декабрь-апрель) МБОУ СОШ № 3

        

Анализ выполненных работ по математике показал, что в школе вдвое увеличилось число обучающихся, не справившихся с работой (получивших «2»). Следовательно, требуется дополнительная коррекционная работа по предмету с обучающимися с низкой мотивацией к изучению математики.

Вместе с тем, дети с высоким уровнем подготовки смогли успешно справиться с заданиями. Качество знаний по предмету, в сравнении с декабрьской работой, увеличилось на 12%.

Сравнение результатов ВПР (апрель) МБОУ СОШ № 3

Сравнительный анализ результатов ВПР по математике выявил, что уровень подготовки обучающиеся 4-х классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района ниже районного, республиканского и среднероссийского.

        Количество обучающихся школы, не справившихся с работой (получивших «2»), выше районного уровня в 2,8 раза, более чем в 5,6 раз выше республиканского и  среднероссийского значений. Качество знаний наших обучающихся незначительно ниже показателей районного и республиканского значений, и на 13,2% ниже среднероссийского значения.

В декабре пробная ВПР по окружающему миру не проводилась.

Окружающий мир

Апрель – 2016

ОО

Кол-во

уч-ся

Отметки (%)

Качество знаний (%)

«2»

«3»

«4»

«5»

МБОУ СОШ №3

41

0

34,1

61

4,9

65,9

Гиагинский район

354

3,1

37,9

46,3

12,7

59

Республика Адыгея

4502

2,2

28,1

52,5

17,2

69,7

Российская Федерация

1179427

1,6

24,1

53,2

21,2

74,4

        Сравнение результатов ВПР (апрель) МБОУ СОШ № 3

Сравнительный анализ результатов ВПР по окружающему миру показал, что  в школе нет обучающихся, не справившихся с работой (получивших «2»). Уровень подготовки обучающиеся 4-х классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района находится на допустимом уровне.          Качество знаний наших обучающихся немного выше показателей районного уровня на 8%, но незначительно ниже республиканского значения (на 7%) и на 8,5% ниже среднероссийского значения.

Использование результатов ВПР

в МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района

После проведения ВПР был:

  1. Проведён анализ полученных результатов,  были выявлены проблемные зоны (основные ошибки), которые допустили обучающиеся.
  2. На заседании ШМО учителя начальных классов были ознакомлены с анализом ВПР. Была выработана стратегия исправления основных ошибок, допущенных при выполнении заданий ВПР:
  • вести планомерную работу по формированию у обучающихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями;
  • включение во все уроки учебных предметов, согласно учебному плану, заданий по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; заданий развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности обучающихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану;
  • разработка индивидуальных маршрутов коррекционной работы для обучающихся с низкими результатами ВПР.
  1. Учителям рекомендовано использовать при проведении уроков элементы заданий ВПР и выстраивать траекторию индивидуальных и групповых занятий  с учётом результатов ВПР. Для этого было принято решение  продолжить ведение карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося в соответствии с планируемыми результатами.
  2. В школе создана информационная доска для родителей и обучающихся, где размещены демоверсии работ, рекомендации по их выполнению и результаты выполненных работ.
  3. При составлении административных контрольных работ и работ для проведения промежуточной  аттестации  стал использоваться шаблон заданий ВПР.

Заключение

В заключении необходимо  отметить, что ВПР ставит перед  учителями ряд вопросов:

  • В чём заключаются  положительные стороны проведения ВПР?
  • Какие результаты достигнуты?
  • Насколько они значимы в образовательном процессе?
  • Какие меры надо принять для улучшения полученных результатов?

Пытаясь ответить на эти вопросы,  мы приходим к выводу, что проведение ВПР имеет свои положительные стороны:

- это единые для всей страны задания;

- это единые требования, предъявляемые к процедуре проведения работы;

- задания ВПР направлены на выявление общего уровня подготовки обучающихся, независимо от того по какому УМК проводилось обучение.

- результаты ВПР необходимо использовать для проведения детальной диагностики уровня общеобразовательной  подготовки обучающихся по данным предметам, для совершенствования методики преподавания учебных предметов, определения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, для регулирования программ обучения, так как   образовательное учреждение несёт ответственность за качество предоставляемых услуг.        

Литература:

  1. Информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) «О проведении апробации ВПР» от 9 ноября 2015 года № 02-57.        
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ «О проведении мониторинга качества образования»  от 26 ноября 2015 года № 1381.
  3. https://vpr.statgrad.org/
  4. http://www.edustandart.ru/
  5. Достижения планируемых результатов в соответствии с ПООП НОО и ФГОС по результатам проведения ВПР.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАНОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

представлены рекомендации по созданию контрольно-измерительных материалов для оценки уровня предметных результатов в 1 классе в соответствии с ФГОС....

Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования.

Выступление на методическую тему "Использование личностно - ориентированных технологий как средство повышения качества образования"...

доклад "повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся"

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на пов...

Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования

В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием "Микрофон", "Снежный ком", "2-4-в...

Доклад "Организация работы над повышением качества образования в начальной школе"

Опыт работы над повышением качества знаний в начальной школе....

Организация работы над повышением качества образования в начальной школе

Организация работы над повышением качества образования в начальной школе...

Использование результатов Всероссийских проверочных работ

Представлены цели проведения ВПР и анализ выполненных заданий по предметам...