Влияние физического состояния обучающихся на качество образования
статья

Здоровье школьника – один из основных критериев качества современного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние физического состояния обучающихся на качество образования

Современная школа сегодня – это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий.

Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка.

В настоящее время качество образования отождествляется с качеством обученности по результатам ЕГЭ и других методик. Но разве можно считать качественным образование, наносящее ущерб здоровью детей? Сейчас все образовательные учреждения настроены лишь на результат, но не задумываются о том, как это отражается на здоровье обучающихся. Поэтому данная тема очень актуальна сегодня.

Качество образования – это качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Здоровье школьника – один из основных критериев качества современного образования.

Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей.

Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, которые стареют быстрее, чем нарастает объем информации, ведет к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся.

В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей.

Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ – менее 10% от общего числа выпускников.

Функциональные отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%, хронические заболевания – на 84%.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным – с 3,9% до 12,3%.

В 3 раза возрастает заболеваемость органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата (сутулость, плоскостопие, искривление позвоночника).

В 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств как результат хронического стресса и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы.

Нормативы комплекса ГТО недоступны большинству старшеклассников. Общая заболеваемость учащихся 11-х классов в 2 раза выше, чем учеников 1–2-х классов (В.Д. Сонькин). Гиподинамия из-за увлечения телепередачами, компьютерными играми, интернетом стала массовым явлением!

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1.Физическое здоровье или здоровье тела, которое подразумевает наличие  у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

2.Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции,  управлению своим  внутренним  психологическим состоянием;

3.Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношении с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Для  формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрять  в деятельность образовательного учреждения здоровьесберегающие технологии, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.

Укрепление и сохранение здоровья – важнейшая задача государственной политики в области образования. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Это единственная учебная дисциплина, которая традиционно входит в базовое содержание образования дошкольников, школьников, студентов, всех учащихся.

Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно – правовыми документами как ФЗ «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106.

Приказом Министерства образования и науки РФ 28.12.2010 N 2106 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников:

  • целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
  • соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся;
  • рациональная организация образовательного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
  • организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
  • организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися;
  • комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
  • мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

Физическая культура должна стать одним из главных компонентов здорового образа жизни школьника.

Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. На этот учебный предмет и следует перенести акцент с лечебных, оздоровительных, физиотерапевтических и других медицинских мероприятий, особенно характерных для инновационных учебных заведений, использующих их как способ снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса.

Немаловажно наряду с физическими упражнениями давать обучающимся теоретические знания по основам физической культуры и здоровому образу жизни.

С недавнего времени в общеобразовательные организации были введены учебники по физической культуре. Так, например, учебники С.В. Гурьева входят в систему «Инновационная школа» и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Учебники предназначены для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Структура содержания учебников базируется на педагогических принципах систематичности и последовательности: постепенное усложнение материала от простых движений к физическим упражнениям, от общих представлений о физической культуре к стремлению к физическому совершенству; сознательности и активности: понимание значения физической культуры в жизни человека, практическое освоение комплексов физических упражнений, овладение навыками самооценки.

Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.

Сегодня мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся как никогда актуален. В статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» записано о проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся. Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяющие отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения в регионах РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счет профилактики заболеваемости.

Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.

Вывод категоричен: «Ухудшение здоровья детей влечет за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса!». 

Таким образом, необходимо создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.

Рекомендации по управлению качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга:

  • Каждому учителю добиваться повышения качества обучения через планирование, контроль и оценку, следить за ростом каждого учащегося.
  • Активно использовать современные педагогические технологии и  образовательный мониторинг.
  • Учитывать особенности индивидуального умственного развития, уровень психофизических особенностей, корректировать содержание, формы, методы и темп обучения.
  • Научиться оценивать на диагностической основе работу всех школьных звеньев, оказывавших влияние на качество образования. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования обучающихся на школьном логопункте в условиях введения ФГОС

Здесь вы найдете описание заданий для формирования познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий....

Повышение качества образования обучающихся на школьном логопункте в условиях введения ФГОС

Здесь вы найдете описание заданий для формирования познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий....

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения входного мониторинга качества образования по математике обучающихся 4 класса

Назначение КИМ – оценить качество подготовки по математике обучающихся 4 класса с целью выявления уровня освоения учебного материала. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных ...

Медико - педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей, противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учётом заболевания.  Ма...

Доклад по теме самообразования «Создание обучающей среды для повышения качества образования через нестандартные уроки».

В современных условиях бурного развития начальной школы, появление альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески. Это значит, что систематически пополняю свои знания, уроки п...

Буклет "Влияние внеурочной деятельности на качество образования"

Целью внеурочной деятельности деятельности является : создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время....

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся...