система работы по развитию способностей у детей младшего школьного возраста
статья

Дамбиева Аюна Цыденовна

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед мной как учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля.

Портрет способного ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает фантазией, воображением.

6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

7. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов

Цели и задачи системы работы по развитию способностей детей.

 Цель – выявление, обучение, развитие способностей детей, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого ученика успешным.

Задачи:

  1. Создание условий для оптимального развития детей.
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления. инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  4. Стимулирование творческой деятельности детей.

Методы и формы работы по развитию способностей детей в практике работы.

1)Диагностический

Для лучшей адаптации детей к школе в первом классе в сентябре работаю по межпредметной модульной программе «Первый раз, в первый класс». На этом этапе уже можно определить детей, которых можно отнести к категории способных. Эти дети имеют более любознательные, испытывают радость от своего труда, нравится работать над загадками, головоломками, активно участвуют в разных конкурсах. Наряду с этим также можно определить детей не готовых к школе, то есть познавательная активность низкая, больше  любят играть или же вообще не проявляют интереса к игре и т.д.

Совместно с психологом школы проводится диагностика Беседа о школе   (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Время проведения:  сентябрь

Цель:  -  выявление сформированности внутренней позиции школьника

        -  выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Также в период адаптации проводится первичная диагностика способностей детей по наблюдениям учителя, проводится она по шкалам: познавательной, мотивационнной, творческой, лидерской. Каждый пункт шкалы оценивается безотносительно к другим. По своим наблюдениям ставлю оценку, которая отражает, насколько часто я наблюдала проявление какой-либо характеристики. Оценки по разным шкалам не суммируются. Оценки: 1 - 1 – если почти никогда не наблюдается эта характеристика; 2 – если наблюдается эта характеристика время от времени; 3 – если наблюдается эта характеристика довольно часто; 4 – если наблюдается эта характеристика почти всё время.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа по развитию способностей должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

2) Работа по развитию способностей

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одна из следующих форм развития способностей детей, организация проектной деятельности. Когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Организация проектной деятельности способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:

  • самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
  • находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
  • проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • применять научные методы исследования;
  • оформлять свои работы;
  • рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- предметные недели

- театрализованные праздники

- олимпиады и конкурсы по предметам

- разновозрастные предметные, интегрированные модули «Калейдоскоп», «О, Еравна, размах твоих крыльев широк», «Птицы родного края», «Секреты орфографии», «Читаем сами», «Еравна и Я».

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. У детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации у детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для развития способностей детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создаются и постоянно пополняются банки заданий олимпиад по различным образовательным областям. Участие в районной олимпиаде «Умники и умница».

Интернет- ресурс, заочные конкурсы.

Участие детей в заочных конкурсах на сайтах «Учи.ру», «Гуламта», «Русский медвежонок», «Родное слово» и другие.

Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». (Лев Николаевич Толстой)

Формы работы
- творческие мастерские;
- групповые занятия в классе и в разновозрастной группе

- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

Формы и методы творческого обучения младших школьников

Применяю дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения.

Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа.

Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении..

Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюденийэкспериментовмоделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

3) Работа с родителями

Проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого - педагогических знаний родителей;
  • включение родителей в учебно - воспитательный процесс;
  • взаимодействие школы и родителей в развитии способностей ребёнка

Уважение интересов и возможности каждой семьи

Система работы с родителями решается через:

1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2.  Чтение лекций для родителей.

3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.

4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

Показатели эффективности:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями.
  5. Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, в портфолио представлена таблица, где заносятся результаты и достижения ребенка по направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»

На  занятиях  в  ГПД  развиваюncz  математические  способности  первоклассников  через  игру  и  занимательные  упражнения  по...

"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...

Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли ар­тистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...

Развитие творческих познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.

Показатель сформированности творческих способностей младших школьников, владение приёмами поисковой и творческой деятельности....

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....