Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.
статья

           Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общество нуждается в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому в преподавании различных школьных предметов одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода как условие развития исследовательских умений учащихся. Проблемно-исследовательский метод позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-kryshkova_l.s.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития

исследовательских умений младших школьников.

                                                                                       

Крышкова Лариса Сергеевна,  учитель начальных классов ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

                                                                                                           Плохой учитель преподносит истину,

                                                                                                хороший учит её находить.

                                                                                                                                        А. Дистервег

           Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общество нуждается в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому в преподавании различных школьных предметов одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода как условие развития исследовательских умений учащихся. Проблемно-исследовательский метод позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети очень любознательны. Такое поведение ребёнка как упорная жажда узнать что-то новое, активное стремление к наблюдательности, неизменное желание экспериментировать, и создаёт условия для развития исследовательских умений учащихся.  И любой самостоятельный  поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Очевидно, что возникновение проблемы, вопросов  имеет прямое отношение к процессам продуктивного и творческого мышления. Полная структура мыслительного акта и соответствующей ему познавательной активности включает порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи, решение задачи и обоснование найденного решения.        

Таким образом, создание в учебном процессе условий для осуществления полной структуры мыслительного акта и является важной задачей методики обучения. Но это совсем непросто! Создание таких условий невозможно без осуществления в обучении принципов проблемности и диалогичности, хорошо разработанных в трудах А.М.Матюшкина и других отечественных педагогов и психологов.

           Исследователями отмечается, что педагоги убедились: применение проблемно-исследовательских методов в обучении младших школьников активно решает широкий круг образовательных задач. Проблемно-исследовательский метод позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Учитель должен чётко знать методику проведения учебного исследования, каждый  этап которого соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта.         Последовательность этапов характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно – исследовательский метод. Рассмотрим особенности каждого из выделенных этапов:

          1 этап –  этап мотивации (создание проблемной ситуации).  Это ключевой этап. От него  во многом зависит, будет выполнено исследование или нет. На данном этапе начинается творческий процесс мышления. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск  решения проблемы на уроке. Искусство педагога в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат возникновение вопроса или проблемы.

          После формулирования проблемы – мотивации переходим ко второму этапу – этапу исследования (поиск решения). Исследование направляется вопросом,  который регулирует поиск осуществляемый ребёнком. Н.Б. Шумакова рекомендует проведение этого этапа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала для изучения, на основе которого учащиеся осуществляют свой поиск.

        Наличие нескольких групп, изучивших разный материал для поиска решения, вызывает необходимость следующего этапа – обмена информацией. На этом этапе учителю необходимо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся.   С одной стороны – этап обоснования решения, с другой – этап поиска решения. Дети обмениваются информацией. Продуктивность этого процесса будет зависеть от анализа и синтеза новой информации в связи с имеющейся проблемой. Данные процессы  и составляют сущность следующих этапов – организации и связывания информации.

         Этап организации информации (этап классификации)  - предполагает нахождение признака сходства, оценку информации и  выделение сходной группы факторов. Он необходим для того, чтобы учащиеся могли связать информацию и сделать своё открытие – найти общую идею, которая является результатом исследования. Организация информации помогает облегчить возможность открытия обобщения. Для нахождения наиболее удачного варианта организации информации необходимо свободное выдвижение учащимися своих идей, что создаёт благоприятные условия  для развития гибкости и продуктивности мышления.

        Этап связывания информации – открытие связующего принципа, то есть выдвигается общая идея, которая относится ко всем изученным фактам. Затем неизбежно следует этап – подведение итогов, рефлексия, который соотносим с этапом обоснования решения. На этом этапе происходит возвращение к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена. Достижение понимания решения является важнейшим результатом мыслительной деятельности. Здесь же и возникает постановка новых вопросов, для решения которых требуется следующее дедуктивное или индуктивное исследование.

Следующий этап – применение – завершающая часть исследования.

       Итак,  приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, как – способ формирования  УУД. Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в его центре стоит ребёнок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде».

     Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно- исследовательского метода на уроке исследования, в преподавании различных школьных предметов.  Основной особенностью урока – исследования, является сложность его конструирования. Сюда входит подбор материала, прогнозирование результатов, организация работы детей, подготовка представления работы. Но наиболее сложным этапом для  такого урока является порождение проблемы. Так как только от правильно созданной проблемы может быть  подлинное исследование. Используя данную технологию в своей педагогической практике, разработала классификацию постановки проблемных вопросов, которые могут быть использованы на любом уроке. Организация и проведение такого урока требуют от учителя особого искусства. Овладение этим искусством, так же как и подготовка таких занятий уже опытным учителем, занимает достаточно много времени. Что может помочь учителю при подготовке таких занятий? Прежде всего знание методики проведения учебного исследования, каждый этап которого соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта. Эта последовательность этапов и характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод.

Хочу выделить основные этапы построения урока-исследования:

Этап

           Содержание деятельности

         Что нужно знать учителю

1

Сформулировать обобщение урока

Осознать, какое правило, принцип,

закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы

2

Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение

Определить объём, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев

3

Определить тип учебного исследования

Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель

4

Сконструировать проблемную ситуацию для учеников

Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения)

5

Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы

Учесть принципы и правила организации работы в малых группах

Прежде всего, я учу учащихся различать постановку вопроса и проблемы. Они должны понимать, ответ на простой вопрос требует только наличия знаний, тогда как решение проблемы требует выдвижения возможных гипотез или предположений («что мы можем получить в результате»), обсуждения путей их проверки («какие гипотезы можно отбросить как ложные», «какое предположение подтверждается»).

Уже с первого класса я стараюсь заложить основы исследовательской деятельности. А начинаю я свою работу с простых вопросов и заданий, направленных на овладение общелогических умений (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), в умении вырабатывать гипотезы. Урок-исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга» к тайнам превращает его в исследователя. В своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы.  Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

       Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

      Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.).

      Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.  На уроках предлагаются следующие задания: угадай, о чем спросили; вопросы домашних животных.

       Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.

       Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское обучение. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

         Результативность применения проблемно – исследовательского метода преподавания  можно оценить с помощью следующих критериев:

  • Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);
  • Наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Я испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание»);
  • Переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой»);
  • Осознание учеником усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны»);
  • Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

        И в заключение хочется сказать, если мы изучим внимательнее  планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО второго поколения), то обратим внимание на то, что именно технология проблемно - исследовательского преподавания и развития исследовательских умений младших школьников  становится основой обучения.

        К числу  регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы; осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его. К числу познавательных: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний; осознавать необходимость нового знания; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя. Коммуникативных: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции и взгляды; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.

         Результат же такой  работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высока познавательная и учебная мотивация учащихся – обеспечивает учителю поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”

В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника

Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...

ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена рассмотрению технологии проблемно-диалогического общения, которая получает все большее распространение в начальном обучении....

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...