Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе «Ориентирование на местности»
материал (2 класс)

Лыкова Мария Александровна

познакомить учащихся с прибором для определения сторон горизонта - компасом, учить им пользоваться; учить определять стороны горизонта по местным признакам;

обучать различным способам ориентирования на местности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа № 14»  г. Красногорска

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе

«Ориентирование на местности»

Подготовила учитель начальных классов

Лыкова Мария Александровна

2019 г.

Тема урока окружающего мира (2 класс, УМК  Школа России) в соответствии с требованием ФГОС

«Ориентирование на местности»

Цели деятельности учителя

Познакомить учащихся с прибором для определения сторон горизонта - компасом, учить им пользоваться; учить определять стороны горизонта по местным признакам; обучать различным способам ориентирования на местности;

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные Определять цели учебной деятельности на уроке.

Понимать и определять понятия «стороны горизонта»

Называть основные и промежуточные стороны горизонта.

Находить стороны горизонта на схеме.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентноcтного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать c учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии c коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Формы и методы 
обучения

Чаcтично-поиcковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные 
ресурсы

УМК «ШКОЛА РОCCИИ»: - Плешаков А.А. «Окружающий  мир».  Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2018.,

Рабочая тетрадь  для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2018

Презентация

Картинки: ориентирование по компасу, ориентирование по солнцу, ориентирование по местным природным признакам, Правила работы с компасом.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные

учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

План на доске:

  1. 1. Что такое компас?
  2. 2. Как пользоваться компасом?
  3. 3. Способы ориентирования на местности.

- Добрый день ребята!

Мы - умные! Мы - дружные!

Мы  - внимательные! Мы -старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!  

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

 Приветствуют друг друга.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют c позицией школьника; развивают этические чувства; определяют собственный социально- ориентированный взгляд на разнообразие природы

II. Самоопределение к деятельности

Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

- Сделайте вывод: какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке, что узнали, чему учились.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове лес?

Дети читают определения, что такое горизонт и линия горизонта.

Повторяют основные стороны горизонта.

Проговаривают, как они обозначили основные и промежуточные стороны горизонта.

На прошлом уроке мы начали изучение нового раздела учебника “Путешествия”, узнали, что такое горизонт, линия горизонта, учились определять стороны горизонта.

Дети называют: природа, красота, деревья, чистый воздух и т.п. Учитель подводит их к слову ориентирование.

Фронтальная

Регулятивные: волевая  cаморегуляция,  структурирование знаний, анализ объектов c целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные:   Предвосхищение  результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества c учителем и со сверстниками

Целеполагание и мотивация.

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Помните, что случилось с Машей в сказка «Маша и медведь»:

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.

После прочтения, учитель задаёт вопрос:

- Что бы вы сделали на месте Машеньки, ведь вы старше ее, даже знаете стороны горизонта?

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно, другое, часть — противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем?

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии c поставленной задачей.

Познавательные

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные

строить понятные для  партнёра высказывания.

Личностные:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

III. Изучение нового материала

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Знакомство со значением  «Ориентирование на местности».

У. Где можно найти значение незнакомого слова?

- Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить её, ответить на вопросы?

(учитель раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации).

- Все получили задание. Начинаем работать.

Можно обратиться к словарю, зайти  в Интернет, в  поисковой системе задаём слово «ориентирование на местности».

(Дети предлагают поделиться по парам или  поделить информацию на части и изучить индивидуально, а потом  ознакомить с новой информацией других)

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания; решают практические задачи c помощью наблюдения; анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество

Идёт самостоятельная работа. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует тех, кто  работает с компасами.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

1.Выполнение заданий

Работа с учебником (с. 74 – 76)

1) Найти информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)

(ф.и. учеников )

2)Найти  ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике. (1.Учебник с.75)

(ф.и. учеников)

(Записать на листочек названия частей компаса. Запомнить. )

3) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по местным природным признакам”. (Учебник с.76);

(ф.и. учеников)

4) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу”

 ( Учебник с. 76) (практическая работа)

(ф.и. учеников)

5)  Найти ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”. (Учебник с.77)

Фронтальная,

парная

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, готовность вести диалог, не создавать конфликт.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

2.Физкультурная  пауза

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

3.

- Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока.

А) Практическая работа с компасами

Б) - Теперь другая группа рассказывает как можно ориентироваться в лесу.

в)   Практическая работа.

( Учитель показывает на слайде муравейника. )

- Что это?

- Для чего он нужен на уроке?

г) Ориентирование по солнцу.

д) - Ребята, я вам сейчас покажу картинку, может кто-нибудь из вас догадается, что за предмет.

Практическая работа:

работа с компасами, определение сторон горизонта.

- Муравейник.

( Дети высказывают свои предположения.)

(Ученики рассматривают иллюстрации, читают информацию про старинный компас из энциклопедии.)

Фронтальная

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

V. Итоги урока.

Обобщить полученные на уроке сведения

Теперь пришло время проверить себя по теме Ориентирование на местности.  Что узнали и что запомнили.

Так, почему важно изучать ориентирование на местности?

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Потому что, знания об ориентирование на местности помогает не заблудится.

индивидуальная

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество c одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  

VI. Рефлексия

Определить свое эмоциональное состояние на уроке

Было интересно узнать, что..

Теперь я знаю, что ..

Наиболее трудным мне показалось…

Самое интересное было…

Если бы еще раз выполнить эту работу, я бы…

Я бы хотел попросить своего учителя (товарища)…

- Выберите  кружок такого цвета, который соответствует вашему настроению. Покажите выбранный кружок.

Фронтальная

VII. Домашнее задание.

- Вы очень многое узнали на уроке. Дома вы повторите изученный материал. Страницы 74–77 учебника.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии c уровнем своего развития

Фронтальная

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать  свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. 

Литература:

  1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2клаccа начальной школы. М. Просвещение, 2018г
  2. Т. Н. Максимова  Поурочные разработки по предмету окружающий мир к учебному комплекту Плешакова А.А. Окружающий мир  2клаcc. М. Издательство «Экзамен», 2012г

1) Найти информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)

2)Найти  ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике. (Учебник с.75)  

(Записать на листочек названия частей компаса. Запомнить.)

3) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по местным природным признакам”. (Учебник с.76)

4) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу”

 ( Учебник с. 76) (практическая работа)

5)  Найти ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”. (Учебник с.77)

Правила работы с компасом (обучение в парах)

1.Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

2. Оттянуть предохранитель и подождать,  пока стрелка остановиться.

3.Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

 4.Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

Правила работы с компасом (обучение в парах)

1.Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

2. Оттянуть предохранитель и подождать,  пока стрелка остановиться.

3.Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

 4.Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Гармония"

Урок по теме " Симметрия" знакомит с видами симметрии....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...