Мастер-класс учителя
консультация

Симакова Татьяна Николаевна

Интересообразующие ситуации на уроках начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Интересообразующие учебные ситуации на уроках в начальной школе»

Подготовил: учитель начальных классов ВКК, МБОУ школы №34

г. Воронежа - Симакова Татьяна Николаевна

Цель: познакомить коллег с новыми методами  и интересообразующими учебными ситуациями на уроках в начальной школе

Оборудование: проектор, компьютер, экран, видеофайл, надписи этапов урока, кубик Блума, коробка с предметами (линейка, книга, мерка в 1 дм, обратная сторона тетради с мерами длины), конверты с заданием кроссенса, листы для метода фишбоун, магниты.

слайд 1

(просмотр видео) - Вы помните эти кадры. Перед вами Том Сойр, превративший покраску забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель и техника исполнения остались прежними, но как изменилась мотивация. А следом за мотивацией эффективность и качество всей работы. Вы догадались,  какова тема моего мастер-класса?

(слайд) Свой мастер-класс я хотела бы назвать «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

Главными моими помощниками станут учителя, которым выпали зелёные бумажечки по итогам жеребьёвки. Прошу вас занять место за столом. Мы сформировали «фокус-группу». (слайд)

Метод «фокус-группы» заключается в проведении группового, фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем. Этот метод мы так же можем использовать в своей работе на уроках.

Вопросы к фокус-группе: - Когда проявляется интерес младшего школьника?

- Что способствует сохранению интереса?

- Вам стало интересно, какова тема мастер-класса, посмотрев видео?

(слайд) В учебнике психологии под редакцией И. В. Дубровиной «интерес — это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. 

Один из критериев эффективности педагогического процесса — это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем современной школы. Проще говоря Интерес возникает от ситуации удивления или затруднения.

Сюжет, целью  которого было активизировать внимание в начале, можно назвать  интригующее начало.

Раз уж мы заговорили про этапы урока, давайте вместе вспомним, каковы они? Поработаем вместе.

(составляется кластер) – магниты на доску.

  • Организационный момент
  • Введение в предстоящую деятельность
  • Объяснение нового материала
  • Совершенствование полученных ЗУН в ходе решения учебных задач
  • Обобщение и систематизация ЗУН
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

Мы составили кластер – вот ещё один метод, который хорошо использовать на этапе актуализации знаний или на этапе первичного закрепления.

Специфика работы учителя начальных классов в том, что мы преподаем несколько предметов, поэтому на своём мастер-классе я постараюсь вас погрузить в 4 основные предметные области на разных  этапах урока.
    Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной.
 У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности. Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов.

Вопрос к фокус-группе. -  Мы на уроке русского языка в 3 классе. (слайд)

- Что объединяет предметы на слайде? Какие предположения?

Начнем с радуги. Сколько цветов в радуге? Вы знаете последовательность этих цветов? Как вы это запомнили? Почему же объединены эти изображения? Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? Это нам пригодится на уроке русского языка?

Все вы поняли, что мы оказались на теме «Падежи имен существительных». Вот пример мотивации в начале урока. Когда дети заинтригованы, какую фразу они узнают совсем скоро.  

Важно так же актуализировать знания.  Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. 

Задание фокус-группе.  Возьмите пакетик. Посмотрите, что внутри и постарайтесь догадаться о чем мы сегодня будем говорить. На каком уроке? Тема урока? Объясните. (линейка, книга, мерка в 1 дм, обратная сторона тетради с мерами длины) о чем же наш урок?

Этот метод называется «Волшебная коробка»

В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.

Движемся дальше. Я хотела бы рассказать о методах, которые во многом универсальны. Позволяют работать с разными видами информации, работать в группе, а следовательно чувствовать плечо товарища на первых порах знакомства с новой темой и лишь потом переходить к индивидуальной работе.

Хорошим методом для организации работы в группе является метод «Кроссенс». Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». Задание для фокус-группы. Поделитесь на пары. Каждой паре достанется по серии картинок, объединенных темой, связанных по смыслу. Ваша задача построить логическую цепочку и выявить в итоге тему, которой данный кроссенс посвящен.(работа фокус группы) конверты отдать.

 Метод развития коммуникативных, регулятивных умений навыков работы с информацией. развивает логику, образность самостоятельность, творческие способности. Это так называема ассоциативная головоломка. 9 картинок связанные по смыслу. Работать с ними можно из центральной 5 ячейки  ко всем остальным картинкам или по принципу улитки. Когда работать с кроссенсом? Проверка домашнего задания Этап мотивации Изучение нового материала Этап закрепления Рефлексия Домашнее задание Беседа с учителем Самостоятельное составление Самостоятельная работа с готовым кроссенсом.

На этапе закрепления  на помощь приходит метод фишбоун. (Слайд)

Метод  Фишбоун может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. (объяснение) раздать листы с рыбой.

Задание для аудитории заполнить «рыбий скелет» посмотрев видеосюжет.

Немного помогу: мы на уроке окружающего мира, тема «Лес и человек»

Внимание на экран! (просмотр видео)

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

(обсуждение, разобрать ответы)

Метод - кубик Блума (проверка домашнего задания)

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

1.Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

2.Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

3. Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

4. Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.

5. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

6. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Тема задания: урок литературного чтения, тема «Всеволод Михайлович Гаршин

 «Лягушка-путешественница» (кидают кубик фокус-группа, дают ответы все остальные)

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления

Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение учащихся.

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"

Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....

Мастер- класс для учителей начальных классов по работе с интерактивной доской.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.         ...

Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"

Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3      дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...

Мастер-класс для учителей начальных классов Открытка "Букет для мамы"

Творческая деятельность занимает огромную часть в обучении младших школьников и имеет большое значение в воспитании и развитии детей. Помогает раскрыть творческий потенциал, развивает мышление, воспри...

Мастер- класс для учителей начальных классов "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ"

Развитию кисти и пальчиков принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук у детей с ограниченными возможно...

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».

Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...