Выступление на ШМО Доклад на тему: Использование сказкотерапии в начальной школе.
учебно-методический материал

Любимова Лилия Анатольевна

 

Выступление на ШМО

Доклад

на тему:

Использование сказкотерапии в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya_munits_urovkument_microsoft_office_word.docx275.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

Выступление на ШМО

Доклад 

на тему:

Использование сказкотерапии в начальной школе.

Любимова Лилия Анатольевна

учитель начальных классов

Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе VIII вида.

У наших детей обучающихся  в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

   Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.

Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.

Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.

Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.

Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.

Используя различные приёмы сказкотерапии, мы сможем помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть самые различные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем, уже во взрослой жизни. Это поможет расширить его мировоззрение, научит взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель,

а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих

в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.

  • Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях:  как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
  •  Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
  •  Также возможен вариант, когда  учитель предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
  • Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Формы работы со сказкой которые я применяю  на уроках устной речи:

Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

Я  заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?

Далее мы обсуждает мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.

Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому?

Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети, выходят на сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.

   Я использую в своей работе этот  элемент сказкотерапии  в постановке нескольких  сюжетов народных сказок, например в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки: «Три  медведя», «Красная шапочка».

Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей я провожу  коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю  им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят».Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.
 
Игры. 

Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:

  • «Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • «Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать  на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод.  Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.

Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Ведь прежде всего наша с вами задача помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения ребенка, а не неудачи. Делать ошибки нормальным и нужным явлением. Формировать веру в успех. Давать, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

          Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.

Тезисы

Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе VIII вида.

  1. У наших детей обучающихся  в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.

  1. Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.

Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.

  1. Формы работы со сказкой которые я применяю :

Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

Я  заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?

  1. Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

1.Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ. У детей с умственной отсталостью, обучающихся  в коррекционных школах VIII вида чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

   Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности, одним из которых является сказкотерапия.

2. Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.

  • Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
  • Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.
  • Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.

3. «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель,

а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих

в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

  1. ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ КОТОРЫЕ Я ПРИМЕНЯЮ НА УРОКАХ УСТНОЙ РЕЧИ:

Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

Я  заранее готовлю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни? 

Далее мы обсуждаем мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.

  1. Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации, посредством сказки, задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей? 

  1. Рассказывание сказок.
    Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети выходят на импровизированную сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.

  1. Я использую в своей работе этот  элемент сказкотерапии  в постановке нескольких  сюжетов народных сказок, например, в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки:

«Маша и медведь», «Красная шапочка».

  1. фото
  2. фото

  1.  Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей, я провожу  коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю  им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят». Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.

  1. Фото

  1. ИГРЫ

Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:

«Что сначала – что потом»

Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  1. Рис

  1. «Собери картинку»

Иллюстрации к сказке можно разрезать  на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод.  Эта игра развивает воображение и способность к высказываниям.

  1. Рис
  2. Таким образом, комбинируя различные приемы  и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых

он столкнется во взрослой жизни, а так же  значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

G:\Новая папка (2)\МЕРОПРИЯТИЯ 2014-2015\фото с мероприятий\6021126.jpg

G:\Новая папка (2)\МЕРОПРИЯТИЯ 2014-2015\фото с мероприятий\390a6c78416998f68eb627964dbf9b2d.jpg G:\Новая папка (2)\МЕРОПРИЯТИЯ 2014-2015\фото с мероприятий\3aa3c4984947c0773460fd2b469f7568.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО по теме "Использовние ИКТ в начальной школе"

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, вносит радос...

Докладна тему: «ИКТ на уроках начальной школы»

Доклад представлен на муниципальном уровне...

Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

Метапредметный подход в обучении начальных классов...

Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

Метапредметный подход в обучении в начальной школе...

Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Текстовое выступление, сопровождающее презентацию  по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 7 страниц...