Районный семинар, 2017 г. "Словарно-орфографическая работа".
материал

Коринчук Инна Алексеевна

Материалы РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_vystuplenie_slovarno-orf.rabota.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся

        Слайд 2. В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует, прежде всего, словарная работа.

Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках русского языка и чтения я часто встречаюсь с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся. Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе уже не вызывает сомнений.

Слайд 3. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

 Слайд 4. Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль, поэтому я стараюсь делать эти уроки интересными и доступными детям.

Поступив в школу, дети, владеют разговорно-бытовой речью, и их словарь зачастую бывает, беден, недостаточен для того, чтобы выражать все представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения. На уроках русского языка и литературного чтения они с трудом выражают свои мысли, объясняют те или иные понятия. В ходе работы я заметила, что дети могут понимать слова и выражения, но употреблять их в своей речи им трудно. Поэтому передо мной возникла одна из важнейших задач в развитии речи - упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников.

Слайд 5. Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

Слайд 6

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Работа по изучению слов с непроверяемыми написаниями, начинается с 1 класса. Это представляет собой следующие этапы работы.

Слайд 7.

Первый этап – подготовительный

  1. Систематизировать слова, записывая их по возрастным классам в алфавитном порядке.
  2. Спланировать ознакомление со словами по классам в алфавитном порядке, понедельно;
  3.  Приготовление словариков.

Цели:

- раскрыть смысл каждого изучаемого слова;

- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов.

- развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемыми написаниями, использовать при объяснении нового материала, закреплении, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах.

Мы учились видеть такие слова в стихах, загадках, рассказах, упражнениях и находить им объяснение.

Слайд 8.

Второй этап – ознакомительный

На нем знакомлю детей со словами или группой слов – иначе, предъявляю слова.

  1. рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета;
  2. проговаривание слова детьми хором, с целью определения ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
  3. чтение слова офографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;

Слайд 9.

  1. решение орфографических задач; какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву? Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить;
  2. подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений;
  3. подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где возможно.

Слайд 10.

Третий этап  –  тренировочно – закрепительный

Цель его:  правильность и осознанность написания слов.

На него уходят 3-4 дня и более.

  1. Например. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.

2. Игра «Из каких слов выпали гласные?».

д.р.вн. п.ртр.т

м.л.т.к с.л.м.

к.ньк. т.л.ф.н

Слайд 11.

3. Игра «Собери слово».

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

  1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.

Каждый урок русского языка начинаю с чтения слов по словарику или орфографической разминки.

Слайд 12.

Четвертый этап  –  учетно - контрольный

Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе: выборочный диктант, картинный диктант, комментируемый диктант, диктант с использованием загадок.

Анализируя допущенные ошибки в словах, определяла степень усвоения навыков письма слов, включаю их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.

Итак, работая над словами с непроверяемыми написаниями, основной упор стараюсь делать на запоминание, но не механическое. Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление и конечно же, увеличивает словарный и лексический запас и грамотность письма.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением предлагаю наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, раскрываю содержание слова путём краткого словесного толкования.

Слайд 13-14.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

Слайд 15-16

б) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

Слайд 17.

в) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Даю задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Это следующие задания:

Слайд 18.

1) различные виды работы с орфографическим словарем;

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

Слайд 19.

3) разбор слова по составу

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

6) разгадывание ребусов с изучаемым словом.

Уважаемые коллеги, я решила взять одно слово из словаря, для демонстрации всех этих видов работ. Слайд 20-29.

Слайд 30.

При проведении словарно – орфографической работы совершенствуется и развивается логическое мышление,  устойчивость внимания, орфографическая зоркость, интеллектуальное развитие. Такие упражнения, используемые мною на уроке, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.

Слайд 31. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)

Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В.(районный семинар для учителей начальных классов)         Тема: К.Г. Паустовс...

Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"

Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...