Районный семинар, 2018 г. "Социокультурные истоки".
материал

Коринчук Инна Алексеевна

Материалы РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_istoki._vystuplenie.docx61.49 КБ

Предварительный просмотр:

         Слайд 1

Уважаемые коллеги, здравствуйте, тема моего выступления  «Разработка рабочих программ курса «Социокультурные истоки» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ».

       Хотела бы познакомить Вас с новыми  требованиями  к рабочим программам 2017-2018 года установленными приказом Министерства образования науки. Они основаны на стандартах образования и должны способствовать созданию авторских документов, полностью реализующих требования государственного стандарта образования второго поколения.

        Основным содержанием приказа стали положения об обязательном упрощении программ, разрабатываемых школьными учителями для использования в конкретных классах.

        Учителя в своей практической работе часто копируют рекомендуемые типовые программы, не перерабатывая их. В результате появляются объемные документы, практически не используемые в методических целях.

        Приказ предложил существенно сократить программы и снять с учителя часть административной нагрузки, связанной с их подготовкой.         Новые требования к рабочим программам 2017-2018 года :

        Слайд 2.

 Существенной новинкой стало то, что из 8 ранее обязательных для отражения в программах пунктов осталось только три. Сокращение объема документа направлено как на снижение нагрузки педагога, так  и на повышение качества авторской проработки материала. Кроме того, рабочие программы на 2017 - 2018 учебный год включают обязательные элементы внеурочной деятельности, это:     

  1. содержание внеурочной части курса, способы  и методы его изучения;
  2. предполагаемые результаты проведения внеурочной работы;
  3. тематическое планирование.

Новая программа должна полностью соответствовать нормам ФГОС и не отклоняться от рекомендуемой типовой программы, при этом учитель вправе творчески переработать обязательные форматы.

Слайд 3.

Учитывая вышеизложенные требования, учителями нашей школы была  разработана на основе программы «Социокультурные истоки»,  рабочая программа по предмету «Истоки»,  являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании Игоря Алексеевича Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета Александра Васильевича Камкина, доктора исторических наук.

Слайд 4.

Цель программы: развивать у обучающихся духовно – нравственные ценности, накапливать социокультурный опыт, развивать навыки общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

Задачи программы:

 освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

  оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

   личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

развитие мотивации к саморазвитию;

введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Слайд 5.

Таким образом,  программа «Истоки  используемая в нашем общеобразовательном учреждении включает в себя 3 основных пункта:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Истоки»
  2. Содержание курса «Истоки»  
  3. Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

 Так как в прошлом году у меня был 1 год изучения курса «Истоки», акцент будет сделан на программе первого класса.

Слайд 6.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Истоки»

Планируемые результаты освоения курса в 1 классе представлены на слайде :

освоение следующих базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы.  Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.

раскрыть их смысл в соответствии с контекстом употребления;

уметь правильно использовать их в своей речи;

использовать их при организации самостоятельных видов деятельности.

Хотелось бы подчеркнуть, что результаты освоения курса «Социокультурные истоки» включают в себя:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются формирование следующих умений:

   активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества;

   целостное восприятие окружающей социальной жизни;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

   в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Истоки»

является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

формулировать и удерживать учебную задачу;

составлять план и последовательность действий;

   выполнять учебные действия;

сравнивать способ действия и его результат с эталоном;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь).

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

добывать новые знания;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

наблюдать и делать самостоятельные выводы;

поиск и выделение необходимой информации;

перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;

находить нужную дидактическую иллюстрацию;

работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);

 сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

Коммуникативные УУД:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование базового социокультурного ряда. 

Слайд 7.

С содержанием  курса вас познакомила Светлана Валентиновна. А я познакомлю с тематическим планированием.


                                                                       Слайд 7-9.

  1.  Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

1 класс

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

МИР 11ч.

11

1

Солнышко, мама и папа.

На первом занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам поведения. Так же они знакомятся с содержанием курса «Социокультурные истоки». Родители. Мама. Папа.

1

2

Сердечное тепло родителей.

Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

1

3

Мир и лад.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение.

1

4

Первая книга.

Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

1

5

Истоки и школа.

Истоки глазами детей.

1

6

 Истоки и радуга.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

1

7

 Сказки А.С. Пушкина.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

1

8

Родной край. Родина.

Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

1

9

Щит и герб.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец.

1

10

Щит и герб.

Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

1

11

Илья Муромец.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

1

СЛОВО 12ч.

12

12

Слово.

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.

1

13

Слово.

Слово проверяется делом.

1

14

Весна и слово.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?

1

15

Весна и слово.

Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

1

16

Золотое сердечко.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово.

1

17

Золотое сердечко.

Честное Слово. Слово о родителях. Груд и подвиг. Святое Слово.

1

18

Серебряное копытце.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

1

19

Добрыня Никитич.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

1

20

Слово о родителях.

Благословение. Родительское слово.

1

21

Слово о родителях.

Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

1

22

Алеша Попович.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

1

23

Чаша жизни.

Жизнь. Любовь.  Дружба. Добрые дела.

1

ОБРАЗ 5ч.

5

24

Родник.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

1

25

Образ Родины.

Родина. Родная земля. Отечество.

1

26

Образ Родины.

Святая земля. Образ Родины.

1

27

Защитник Отечества.

Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

1

28

Образ праздника.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

1

КНИГА. 5ч.

5

29

Книга.

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

1

30

Книга книг.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объяснению книг в семью - библиотеку.

1

31

Живое слово книги.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

1

32

Первая книга.

Первая книга соединяет труд семьи и школы.

1

33

Мир книг.

Подведение итогов.

1


В 1 классе отводится 33 часа.

Слайд 10.

Вашему вниманию представлен инструментарий по курсу «Социокультурные истоки». По тетрадям, учебникам более подробная информация будет представлена Еленой Николаевной Михайловой.

Слайд 11.

Какие формы работы мы используем при проведении занятий:

 теоретические (беседа, анализ ситуации, работа с материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал);

 практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).

  Длительность 1 занятия в 1 и во 2 классе в нашем учреждении составляет 25 минут.

Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги». 

В этой книге отражена вся система контроля за знаниями и умениями ребят. Обучающиеся выполняют в ней рисунки, различные задания, что позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Слайд 12 Хочется закончить словами: слайд 12.


  1. Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

2класс

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

РОДНОЙ ОЧАГ

9

1

Введение в предмет.

Имя

Истоки. Родной очаг.

Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя.

1

2

Семья

Семья – любовь,забота, согласие.Семейные традиции.

1

3

Семья

Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье.

1

4

Род

Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения.

Родовое дерево.

1

5

Дом

Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом.

1

6

Дом

Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома.

Любимый праздник.

1

7

Деревня

Деревня – кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка.

1

8

Город

Город – труженик.

Щит Отечества.

Твердыня веры.

Хранитель культуры.

Доброта и милосердие.

1

9

Обобщение по разделу

«Родной очаг»

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

9

10

Нива и поле

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная.

1

11

Нива и поле

Труд земной

и труд души на ниве.

«Нива – Божья ладонь». Образ необъятного пространства. Русское ощущение воли. Открытость. Место честной битвы. Образ золотой нивы. Трудолюбие - мерило человеческих добродетелей.

1

12

Лес

Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

1

13

Река

Название реки. Ручей – Река – Море – Океан. Течение времени.

Живая, святая вода.

1

14

Река

Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза.

Река – дорога.

1

15

Море-океан

Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки – Северная святыня. Завершение обжитой земли. Непредсказуемая стихия. Освоение и освещение моря. Преображение.

1

16

Путь- дорога

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

1

17

Дорога жизни

Разлуки и встречи. Первые шаги

и последний путь. Перекрестки.

Дорога жизни.

1

18

Обобщение по разделу«Родные просторы»

Родные просторы. Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым.

Успокаивают и лечат душу.

1

ТРУД ЗЕМНОЙ

8

19

Сев и жатва

Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы.

1

20

Братья меньшие

Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному.

1

21

Ткачихи - рукодельницы

Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение.

1

22

Ткачихи - рукодельницы

Лен. Полотно. Терпение. Сноровка.

1

23

Мастера - плотники

Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство.

1

24

Кузнецы - умельцы

Мастер – кузнец. Кузница.

Горн. Мечи. Молот. Наковальня.

Сила и ловкость.

1

25

Проект. Ярмарка

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник.

1

26

Обобщение по разделу«Труд земной»

Труд земной.

Осмысление видов человеческой деятельности, которые содержат аналоги вечных, непреходящих ценностей.

1

ТРУД ДУШИ

8

27

Слово

Труд души. Слово.

Слово Истины.

Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово.

Слова покаяния. Молитва.

1

28

Сказка

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

1

29

Песня

«Душа поет». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка.

1

30

Праздник

Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души.

1

31

Книга

Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.

1

32

Икона

Икона. Лампада.

Красный угол.

Горний мир.

Слово в образе.

1

33

Храм

Храм – дом Божий. Купол. Крест.

Внутреннее убранство. Храм и человек.

1

34

Обобщение по разделу«Труд души»

Труд души

1

3. Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

3класс

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

ВЕРА

10

1

Вводный урок

Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека

1

2

Чему доверяет сердце.

Значение слова «вера». Чему доверяет сердце?

1

3

Во что верует душа.

Как верит пытливый ум? Во что верует душа?

1

4

Верность- знак веры.

Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности.

1

5

Верность в слове и деле.

Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство

1

6

Правда

Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем.

1

7

Где живёт правда.

Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе

1

8

Честь.

Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести за ум.

1

9

Светлая душа подвигом жива.

Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому.

1

10

Обобщение по разделу «Вера»

Повторение всех категорий.

1

НАДЕЖДА

9

11

Надежда.

Значение слова «надежда». Надежда не должна умирать.

1

12

Надежда.

Упование на Бога. Тщетная Надежда.

1

13

Согласие.

Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах.

1

14

Согласие и красота.

Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие.

1

15

Терпение и умение.

Терпение и надежда вместе идут. Без терпения -нет умения.

1

16

Терпение и спасение.

Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом.

1

17

Послушание.

Послушание опыту, послушание совести.

1

18

Послушание совести и закону.

Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание.

1

19

Обобщение по разделу «Надежда»

 Творческие задания. Обобщение знаний по разделу «Надежда»

1

ЛЮБОВЬ

9

20

Любовь к ближнему.

Великая сила любви. Любовь к ближнему

1

21

Любовь.

Любовь в семье. Единство. Лад. Святая любовь Бога к своему творению.

1

22

Милосердие в деле.

Милосердие в деле. Благотворительность.

1

23

Милосердие в слове.

Милосердие в слове. Где гнев там и милость.

1

24

Доброта.

Добрые слова. Добрые дела. Притча о добром самарянине.

1

25

Доброта – образ любви.

В ком нет добра, в том и правды мало.

1

26

Раскаяние.

Раскаяние. Прощение человека.

1

27

Покаяние и любовь.

Покаяние — признание своей вины. Ступени покаяния

1

28

Обобщение по разделу «Любовь»

Обобщение знаний по теме «Любовь»

1

СОФИЯ

6

29

Ум да разум.

Ум познает и запоминает -разум смысл постигает.

1

30

Святые Кирилл и Мефодий.

Мудрость славянской азбуки.

1

31

Истина.

Истина в слове. Подлинное неложное знание.

1

32

Истина в образе и деле.

Истина в образе. Истина в деле.

1

33

Знания и мудрость.

Мудрость - соединение истины, правды и любви. Мудрость и мудрецы. Знания о Боге и о мире

1

34

Обобщение по разделу «София».

Вера.  Надежа.  Любовь.  София. Обобщение изученного.

1

        

                          3. Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

4класс

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ

1

1

Что такое традиции

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Знакомство с учебником, тетрадью. Вступительная статья. Работа со словарём. Работа в тетради.

1

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА

8

2

Первые образы. Отец и мать.

Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная.

1

3

Первые образы. Родители.

Род, родоначальник, родословие. Виды родословной.

1

4

Первые образы. Отечество.

Щит и меч.

Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

1

5

Первые образы. Мир.

Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правило мирского самоуправления.

1

6

Священные образы. Спаситель.

«Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.

1

7

Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель.

Образы  Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ правильного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы) Образ Покрова в отечественной традиции. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.

1

8

Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы.

Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещённое сердце – образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

1

9

Святые образы. Образы-знаки.

Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

1

ТРАДИЦИИ СЛОВА

8

10

Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы.

Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

1

11

Сердечные слова. Родительское благословение.

Пожелание добра, покоя, любви и согласия.

1

12

Сердечные слова. Родительское благословение.

Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения.

1

13

Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт.

Слова приветствия, слова прощания, слова праздничного поздравления, пожелания и благодарения.

1

14

Сердечные слова

Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.

1

15

Честные слова. Договор и уговор.

Правила честного слова: думай, сто говоришь; не говори того, что не думаешь; не всё, что думаешь, говори. Традиция верности договору и уговору.

1

16

Честные слова. Присяга. Обет.

Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство.

1

17

Обобщение по разделу «Традиции слова»

1

ТРАДИЦИИ ДЕЛА

8

18

Труд. Земледельцы.

Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора.

1

19

Труд. Ремесленники.

Ремесленники создают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки.

1

20

Труд. Купцы и предприниматели.

Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

1

21

Служение. Воинство.

Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

1

22

Служение священства.

Служение священства – научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

1

23

Служение. Суд и управление.

Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

1

24

Творчество. Искусники.

Книжники.

Талант – особый дар человека. Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

1

25

Обобщение по разделу«Традиции праведного дела».

Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

1

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

8

26

Гулять всем миром.

Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

1

27

Гулять всем миром.

Как готовились праздники.

1

28

Радоваться всей семьёй.

Обряды и обычаи семейных праздников.

1

29

Радоваться всей семьёй.

Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа.

День ангела. Крестные родители.

1

30

Помнить всем Отечеством.

Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы.

1

31

Помнить всем Отечеством.

День города, профессиональные и др. праздники.

1

32

Молиться всей церковью.

Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Её атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

1

33

Обобщение по разделу «Потрудиться душой».

Общие традиции всех праздников, ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1

34

Традиции Отечества

Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

КТП внеурочной деятельности "Социокультурные истоки", 2 класс, 2017-2018 г.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного раздела "Социокультурные истоки" предназначены для учителей начальных классов (2 классов), работающих по пр...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Социокультурные истоки» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Социокультурные истоки» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1 классов)...

Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся

      Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Социокультурные истоки» направленность - духовно-нравственная для обучающихся 1 -4-х классов на 2018-2019 учебный год

Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного...