Смысловое чтение
статья

Цоктоева Тамара Анатольевна

   Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре.

 Сегодня нам с вами предстоит разобраться в сути явления, название которого я предлагаю вам отгадать по его характеристикам, расширяя контекст.

  1. Загадка
  2. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал (прием ЗХУ).
  3. План семинара Актуальность

Итак, почему же именно чтение?

Нат. Ник. Сметанникова, Председатель Русской Ассоциации Чтения выделяет следующие факторы «внимания» к чтению:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_smyslovoe_chtenie.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Семинар для педагогов  « Смысловое чтение»        

   Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре.

 Сегодня нам с вами предстоит разобраться в сути явления, название которого я предлагаю вам отгадать по его характеристикам, расширяя контекст.

  1. Загадка
  2. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал (прием ЗХУ).
  3. План семинара Актуальность

Итак, почему же именно чтение?

Нат. Ник. Сметанникова, Председатель Русской Ассоциации Чтения выделяет следующие факторы «внимания» к чтению:

  1. Мы на самом деле сейчас больше пишем, чем говорим, особенно молодое поколение – на первое место выходит канал письменной коммуникации;
  2. Мы все больше погружаемся в мир гаджетов, компьютеризация почти всех сфер жизни вынуждает переходить на эл. носители текста;
  3. Действительно, эл. носитель текста в чтении меняет очень многое и абсолютно понятно, что от качества чтения зависит качество образования.

Мы все знаем, что плохо читающие дети – это, априори, дети, испытывающие трудности в обучении.

  1.  Мало того, социологи говорят о том, что, сейчас произошла смена моделей чтения: современное молодое поколение, дети читают, но не то и не так. А если сменилась модель чтения, то соответственно должны меняться и методики обучения чтению и методики приобщения к чтению.
  2. И абсолютно понятно, что со временем, чтение расширяет свои функции, свои роли в жизнедеятельности человека.

К сожалению, наша страна показывает достаточно низкие результаты в международных исследованиях PISA, в которых одной из приоритетных оценок обследования является читательская грамотность школьников ….  По определению PISA: читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

! Никакой уровень читательской  грамотности недостижим, если человек не осознает, что чтением он должен заниматься. Если человек не погружен в чтение, не читает для себя, то и профессиональное, образовательное, прагматическое чтение будет для него насилием.

 PISA проверяет параметры чтения по тем критериям, которые перечислены на слайде. Обратите внимание на последний пункт: настало время, когда человека нужно учить осваивать стратегии чтения, иначе он не справиться с тем объемом информации, которая на него обрушивается.

Таким образом, международные исследования проверяют ГОТОВНОСТЬ к переходу… В благоприятной образовательной среде между 3 и 5 годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.

PISA (проводится под лозунгом «Учимся для жизни») проводятся с одной единственной целью, чтобы понять насколько человек к 16 годам готов продолжать образование.

Итак, результаты исследований   PISA  и PIRLS говорят о том, что… происходит серьезная потеря читателя когда идет переход … (мы перестаем учить детей читать!!)

На этапе перехода из начальной школы в среднюю теряем читателя, потому что...      - перестаем обучать чтению и приобщать к нему;

              -  не занимаемся текстовой деятельностью на всех уроках;

              - не поддерживаем и не сопровождаем самостоятельное чтение        

Поэтому ФГОС становится естественным ответом на вызов времени.   

Высокие результаты в начальной школе и низкие результаты в основной школе свидетельствуют о необходимости обучения детей работе с текстом в системе. Но для этого необходимо самим овладеть эффективными технологиями  обучения смысловому чтению.

  1. Понятие смыслового чтения.

Работа в группе (по ролям)

      … Итак, подведем итоги: смысловое чтение - это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель которого - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека и  играет важную роль в социализации обучающихся, потому что чтение - это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

 Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это смысловое чтение, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые факторы. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Таким образом, в новом Стандарте чтение становится фактором формирования  homo moralis – человек мыслящий… и является средством для образования и рассматривается как работа  с информацией.

  1. Место смыслового чтения в ФГОС. Смысловое чтение как метапредметный результат образования.

 У многих присутствующих может сложиться мнение, что данная тема не касается их предметов, а является уделом учителей начальных классов, русского языка и литературы. Но безусловно,  обучение смысловому чтению проходит на всех учебных предметах.

В связи с введением нового стандарта стали актуальны вопросы, касающиеся достижения такого метапредметного результата, как смысловое чтение. (Они закреплены в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы НОО (п.11 подпункт 9) «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; ФГОС ООО раздел II.Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (п.10 подпункт 8) «Смысловое чтение»). 

 Чтение сегодня – это метапредметная компетенция. В новом стандарте закреплена необходимость развития смыслового чтения. Нам необходимо понять, как помочь ребенку овладеть этой компетенцией и как она влияет на образовательные результаты в разных предметных областях.

В Стандарте, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.

ФГОС: подлежат проверке умения (закреплены умения, которые подлежат конторлю!)

  1. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

  Современные технологии, методики чтения:  Для реализации требований Стандарта к достижению метапредметного результата «смысловое чтение»  современный учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения. 

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30- 40 применяется в школе. Право выбора остается за учителем.  По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией»*. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

  1. Групповая работа.

        Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать,  каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать».

        В таблице, приводится краткое описание некоторых приёмов стратегии смыслового чтения, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

  1. Познакомьтесь с таблицей «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»

Каждая группа работает приемами на разных этапах работы с текстом (предтекстовый, текстовый, послетекстовый)

  1. Прочитайте статью  С.Н. Плотникова «Что такое чтение?» и определите, какие стратегии смыслового чтения вы бы предложили.
  2. Обсуждение предложенных приемов + СИНКВЕЙН (слайд 23)

   Вывод:  Чтение рассматривается как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Каждый учитель-предметник  должен специально отслеживать формирование УУД на уроках по своему предмету.

  1. Рефлексия.

Давайте вернемся к нашей таблице . Заполните, пожалуйста последнюю колонку, что же вы узнали. Кто хотел бы озвучить полученный результат?

 Таким образом, становятся актуальными слова Алвина Тофлера:

«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....