Специфика подходов и нестандартные приёмы в организации урока с детьми с РАС
статья

Белоусова Елена Валерьевна

Самые главные трудности, с которыми может столкнуться любой педагог, начинающий работать с такими детьми - это отсутствие учебных навыков и коммуникации. Существует ряд приемов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика подходов и нестандартные приёмы в организации урока с детьми с РАС.

 Самые главные трудности, с которыми может столкнуться любой педагог, начинающий работать с такими детьми - это отсутствие учебных навыков и коммуникации. Существует ряд приемов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков. Поэтому обучение этих детей начинается с установления контакта между педагогом и ребёнком, формирования учебного навыка и выработка стереотипа поведения ученика на уроке. А именно: обучаем ребёнка по звонку занимать и покидать своё место за партой, учим ребёнка ждать пока учитель не подойдёт к нему или пока не закончится урок, выполнять все задания, предложенные учителем, на уроке.

Ко всему прочему у большинства детей, приходящих в первый класс, не сформированы графические навыки, не развита или плохо развита как мелкая, так и крупная моторика, затруднена ориентировка в пространстве и тем более на листе бумаги. Поэтому рабочая программа составляется с учетом всех этих особенностей, т.е. с отсрочкой изучения букв и цифр и с увеличенным количеством занятий на коммуникацию, развитие графических и учебных навыков. Так же при составлении программы по обучению грамоте возможно изменение порядка изучения звуков, букв и слоговых структур т.е. с тех, которые ребёнок чаще употребляет в своей речи: члены семьи ребёнка, его имя, имена родственников и домашние питомцы и их клички: а, у, о, м, п и т.д.(м-мама, п-папа, б-баба, д-деда и т. д.)

 Для обучении аутичных детей чтению и письму используется и домановский подход глобального чтения, и полуглобального (поскладового по Зайцеву), и аналитико-синтетический метод (побуквенно).
Так, при обучении чтению(в добукварный период) можно вначале ориентироваться на  хорошую непроизвольную память обучающегося, на то, что он "механически" может быстро запомнить все буквы. Педагогу достаточно время от времени называть буквы, не требуя от ребенка постоянного повторения, не проверяя его, так как все, что требует произвольного сосредоточения, может вызвать его негативизм.
Удобно также и то, что методика ориентируется в основном на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение, как картинку.

При  обучения детей с РАС ведущими методами являются наглядный и практический, т.к. такому ребёнку трудно воспринимать всю информацию на слух, а написанное имеет часто «степень закона». Поэтому каждое задание на любом уроке для такого ребёнка должно дублироваться в письменном виде, либо в виде карточек, схем или пиктограмм. Подобная методика применяется в связи с тем, что большинство детей с РАС понимают и запоминают лучше то, что они ВИДЯТ,  чем то, что они СЛЫШАТ. Так же требуются особые условия в организации процесса обучения и специальные приёмы в работе.

Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий данной категории обучающихся  делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи. Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий. Для обучения ребёнка с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Применение наглядности и оправдано при преподнесении любого учебного материала.

Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий необходимо научить работать по заданному алгоритму. Так же при анализе математических задач, обязательно научить составлять краткие записи и схемы их решения. Для визуализации абстрактных понятий можно использовать символы.

Для лучшего усвоения информации по предметам естественного и гуманитарного цикла необходимо использовать учебные фильмы, мультимедийные презентации практические задания с раздаточным материалом.

На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для коррекции различных трудностей обучения. Для коррекции письма рекомендуется использовать специальные насадки на ручку, трафареты и ограничители. Так же для коррекции графических навыков можно использовать дополнительную разлиновку тетрадей: более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также тетради большого формата. Для ученика с трудностями усвоения математики, возможно разрешить использование визуального ряда чисел, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий.

Важно, не просто использовать на уроке визуальные подсказки, схемы и специальные пособия, а научить детей, самостоятельно ими пользоваться.

Трудности понимания речи и удержания инструкции обуславливают необходимость поэтапного разъяснение задания. После прочтения сложного задания, учителю необходимо:

— разделить задание на этапы,

— прописать на доске или карточке алгоритм деятельности

— дать инструкцию к выполнению этапа в упрощенном виде

Для лучшего понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции. Данный пример поможет ребенку за многообразием слов в задании, задаче, тесте «увидеть» главное.

Для повышения продуктивности деятельности некоторых детей необходимо дополнительное акцентирование внимания на цели задания.

Ребенку важно четко осознавать, что он должен узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание. При этом целесообразно постепенно научить самостоятельно выделять маркером важные факты в параграфе. Для обеспечения успешности ребёнка, чьи особенности зрительного восприятия или внимания не позволяют выполнять задания на списывание или восприятие информации с доски, рекомендуется использовать печатные копии заданий, написанных на доске. При работе со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке. Адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений поможет ребёнку с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов и оборотов речи. Для успешного освоения программного материала по устным предметам, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки. При этом часть текстов по живому миру можно давать для проработки через поиск информации в интернете, просмотр учебных роликов. Всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде заданий для подготовки докладов, проектов и презентаций.

Учебников, тетрадей и других учебно-методических комплексов для данной категории  детей не существует, поэтому приходится адаптировать имеющиеся учебники и другие учебные пособия под их особенности с учетом образовательной программы.

Так как группа детей с аутизмом очень разнородная, то в  некоторых случаях требуется создание специальных индивидуальных рабочих тетрадей, прописей, дидактического и другого учебного материала адаптированного  почти под каждого ребёнка. Учащиеся, имеющие кажущийся одинаковым диагноз совершенно разные на самом деле и даже обучаясь в одном классе, требуют к себе особый индивидуальный подход на протяжении всех занятий. Если в вашем классе находятся дети с разными образовательными программами, то рабочая адаптированная программа для ребёнка с ОВЗ строится так, чтоб тематика материала совпадала (на сколько это возможно) с программой основной массы учащихся. Как правило, цели учебных программ одинаковые, просто нужно использовать более подходящие методы и приёмы для их реализации с использованием разного УМК.

Общая  характеристика  общеучебных  трудностей  обучения

  • неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
  • неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
  • непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
  • недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
  • неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;
  • неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
  • смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
  • подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
  • неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
  • неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
  • неумение применить знания в нестандартной ситуации;
  • неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

Общая  характеристика  трудностей  межличностных  отношений

Характер  взаимодействия  ученика  и  учителя:

  • непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»;
  • боязнь критики, негативной оценки;
  • отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Взаимодействие  ученика  и  других учеников:

  • эгоцентричность, неумение общаться;
  • повышенная тревожность;
  • неумение строить совместную деятельность;
  • заниженная (завышенная) самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страх...

Мастер-класс по теме: «Эффективные формы, приёмы, методы организации этапов современного урока как средство формирование УУД»

Урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т.е. уметь ставиь себе конкретную цель, планиров...

Специфика эмоционального выгорания у педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми

Проблема эмоционального выгорания была и остается актуальной для различных профессиональных областей деятельности человека, так как оно влияет на результативность, профессиональное развитие субъекта т...

Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»

- «ИНСЕРТ» -  технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...

Нестандартные приёмы обучения письменной речи при работе с текстом.

Аннотация. Авторы предлагают теоретическое обоснование обучения письменной речи с помощью текстов и практические материалы.Ключевые слова: связная речь, развитие речи, текст, речевая деятельность.Л.С....