Нестандартные приёмы обучения письменной речи при работе с текстом.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Артамонова Светлана Юрьевна

Аннотация. Авторы предлагают теоретическое обоснование обучения письменной речи с помощью текстов и практические материалы.

Ключевые слова: связная речь, развитие речи, текст, речевая деятельность.

Л.С. Выготский на основе данных сравнительного анализа сделал вывод, что устная и письменная речь в зрелой форме представляют собой два различных психологических образования в функциональном и в структурных планах. Л.С. Выготский подчеркивал, что «... к началу обучения письменной речи все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще не начали настоящего процесса своего развития» (Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 241). Основополагающим тезисом Л.С. Выготского, что обучение и развитие — два тесно взаимосвязанных процесса и, что овладение письменной речью знаменует собой переход от наглядного к отвлеченному мышлению; соответственно формирование письменной речи должно быть специально, с учетом всех ее психологических особенностей, организовано с самого начала школьного обучения.  По мнению Белянина В.П.,  «…обучение письму доводит речь до уровня осознанного знания . Ребенок научается писать, он начинает произвольно делать то же самое, что он прежде непроизвольно делал в области устной речи. Таким образом, и грамматика, и письмо дают ребенку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи».

Важно, чтобы за словесными графическими образами вставали реальные, конкретные представления. Этому способствует сочетание повторного чтения с наглядностью, что значительно активизирует внимание к тексту, содействует понимание ими лексики, отдельных частей произведения в целом. 

Формирование письменной речи необходимо начинать как действие построения целостного текста, а не с выработки отдельных операций указанного действия, как это происходит в традиционной практике обучения. Исходной единицей для обучения письменной речи может быть только текст – семантически целостное речевое высказывание. В.Я.Ляудис и И.П.Негурэ предлагают с 1 класса учить детей строить письменную речь как деятельность порождения семантически целостных текстов.

При обучении письменной речи с помощью текстов одновременно происходит и развитие устной речи. Развитие речи в начальных классах ведётся по трём направлениям: над словом (лексический уровень), словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и над связной речью (уровень текста). Три данных направления развиваются параллельно («Методика обучения глухих учащихся русскому языку»  под редакцией Л.М.Быковой стр. 113).

            В представленной нами работе использованы различные виды упражнений для интерактивной доски, которые предусматривают задания по развитию словарного запаса, синтаксического уровня, над связной речью. Отличительной чертой данной работы является то, что все виды заданий проводятся по текстам.

            В современной методике одно из значений термина «текст» рассматривается, как результат речевой деятельности. По мнению Л.М.Быковой, высшая ступень в сложной системе речевых упражнений – упражнения в связной речи; в них сливаются все умения и в области словаря, и на уровне предложения, умение строить текст по определённой логике и композиции. Главная же задача обучения языку, как в массовой, так и в коррекционной школе это развитие речи.

            Представленная нами работа учитывает различный уровень развития речи учащихся, предлагаются задания трёх видов сложности. Выполнены задания в программе Hot Potatoes.

Первая группа заданий способствует развитию логики высказывания, определению последовательности событий, установлению причинно-следственных связей, развитию умения выделять на картинке существенные моменты. Учитель оказывает помощь в составлении рассказа, обращая внимание на детали картинок движением указки. Все задания озвучены Говорушей.

Составь предложения из карточек. У тебя получится текст "Сельский календарь" по Виталию Валентиновичу Бианки.

Выполнив задание с карточками, скажи иначе, сохранив смысл текста: «Просветлело за окнами», «Загорелась семицветная радуга», «Помолодевшая трава», «Улыбнулось солнышко», «Загорелась радуга», «Золотое поле».

Сенокос идет

 

июнь

 

июнь

 

Колос высокий, крепкий, густой, много зерна хранит в себе.

Рожь вытянулась выше человеческого роста.

 

июль

 

 

июль

В огороде поспели морковь, свёкла.

 

На полях жнут рожь и пшеницу.

 

 

август

 

август

Стучат трактора- сеют озимые.

В садах поспели сливы, яблоки.

 

 

август

В лесу много грибов.

На болотах созрела клюква

 

август

 

август

В лесу красная спелая брусника.

 

 

Третий вид заданий выполнены в виде кроссвордов, решая которые, обучающиеся  повторяют правила написания слов и в итоге получается текст. Дети нажимают номер в кроссворде на интерактивной доске и открывается предложение из текста, в которое ребёнок вставляет нужное слово. Открывая последовательно номер в кроссворде, дети составляют текст.

Устно подбери слова к безударным гласным. Решив кроссворд, ты получишь небольшой рассказ. Перескажи его своими словами.

 

 

 

 

1   

 

 

2   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4   

 

 

 

 

 

 

 

5   

 

 

 

 

6   

 

7   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Решая кроссворд, в итоге получится текст:

Передёрнул длинными ушами … Пчёлка собирает нектар с душистых … . Встрепенулся … жаворонок , запел свою серебряную …  Слетели с нашестей, закудахтали  …  Заяц побежал добывать себе сочную, зелёную … . Выплыло на небо … .Стало рассыпать солнышко золотые … .

Четвёртый вид заданий направлен на развитие лексического, синтаксического уровней и уровня связной речи. Дети вставляют пропущенные буквы, окончания или отдельные слова в предложения и получается текст, который можно пересказать устно или письменно.

Устно подбери слова и ответь на вопросы: Кого называют хозяином Арктики? Докажи текстом. Что нового ты узнал о жизни белых медведей? Притдумай название к тексту.

В полярном море, среди б..льших льдин и сн..гов ж..вёт б..лый м..дведь, самый сильный в Арктике зверь . Он плавает в х..л..дной в..де и долго ходит по льдинам .

Белый м..дведь – х..р..ший охотник .Плавают по морю б..льшие льдины и весь год ходят по ним медведи . М..дведи зимой выходят на землю  и ж..вут в берлогах. В берлогах по..вляются у них маленькие м..двежата.  До в..сны они спят. А в..сной вся с..мья выходит из-под снега  .

 

Вставь пропущенные буквы в текст "В берлоге" по Ивану Сергеевичу Соколову-Микитову

Устно подберите проверочные слова.
Расскажи своими словами о жизни медведя зимой.

 Ранней з…мой зал…гают в берлогу медведи.

В лесной глуши г…отовят они берлоги. Мягкой душистой хвоей, к…рой, м…л…дых елочек, лесным сухим мхом выстилают медведи своё ж…льё.    Ударят в л…есу м…р…зы, чем с…ильнее к…чает ветер д…ревья, тем непробуднее медведи спят.
Поздней з…мою р…дятся у медведицы сл…пые медвежата. Чмокают, сосут м…л…ко, карабкаются на спину медведицы. В б…льшую оттепель, когда начинает к…пать с д…ревьев, медведь просыпается.  

Не н…чалась ли в л…су в…сна? Высунулся медведь из берлоги, погл…дит на зимний лес – и опять на б…ковую до в…сны.

Сравни жизнь бурых и белых медведей.

Доплни предложения пропущенными словами.

Белые медведи живут в …….море . Белые медведи …. охотники . Они весь года ходят по … , а зимой выходят на …  и живут в … . У белой медведицы поздней зимой рождаются … .  Медведица с медвежатами выходит из-под снега (когда?) …  . Медведица-мать гуляет с медвежатами по … .  Бурые медведи живут в лесу, они хорошие охотники . Бурые медведицы залегают в … и поздней  зимой рождаются  какие?) …  (кто?)… . В берлоге медвежата (что делают?) … молоко, … на спину медведицы. Медведица с медвежатами появляются из-под снега (когда?) … и гуляют по лесу .

Подобрав проверочные слова, вставь пропущенные буквы в текст "Необычная ёлка" по Георгию Алексеевичу Скребицкому

Выполнив задание, скажи иначе:
"Необычная ёлка", "С удовольствием смотрели на свою работу", "Убранная ярко ёлка", "Весёлая болтовня пирующих птиц".
Как поступили дети? Как ты относишься к этим ребятам?

Ребята перед новым годом решили устроить белке н…вогоднюю ёлку . Они прин…сли с собой сушеных ягод , грибов, орехов . Увешали всё дер…во и к ств…лу дер…ва прив…зали скв…речник . Внутри наст…лили  ваты, мох, чтобы белка см…гла устроить себе там гн…здо.

Дети закончили хл…п…тать только веч…ром и разошлись по д…мам. Утром д…тишки любовались украшенной ёлкой. Вдруг по…вилась белка, огл…делась по ст…р…нам и в два прыжка ок…залась на дер..ве . Зв…рёк за ночь прог…л…дался и теперь с аппетитом прин…лся за уг…щение . Белка перескакивала с ветки на ветку и пробовала то орехи, то яг…ды, то грибы . Наевшись, она подб…жала к скв…речнику, огл…дела его и быстро юркнула в св…ю новую квартиру. Затем прил…тела целая стайка свиристелей,   с в…сёлыми криками уселась на ветках и начала обрывать с них вкусные яг…ды р…бины . А из скв…речника, словно из сказочного т…ремка, выгл…дывала ч…рноглазая усатая мордочка. Выгл…дывала и будто улыбалась, слушая в…сёлую б…лтлвню п…рующих птиц  .

 

Пятый вид заданий служит развитию логики, причинно-следственных связей, умений выделять на картинке существенные компоненты.

Выдели правильные ответы.

По тексту «Красная площадь» Бориса Степановича Житкова и «Белая ночь» Александра Семёновича Кушнера. Отметь текст, в котором говорится о столице России.

а.  Красная площадь большая – большая. И там стена с зубчиками и башни. На башнях, на самом верху красные звёзды.

b.  Из иллюминатора самолёта был виден огромный город – площади и улицы, дома и парки, и Дворец съездов, и река. Это главный город России.

c.   Тихо скользят по реке корабли, шпиль Петропавловки блещет вдали.

Учитель подводит детей к выводу о том, в каких текстах, говорится о Москве. Во всех заданиях используются слуховой и зрительной анализаторы (озвучка заданий, чтение текстов вслух).  

По тексту «Лето в лесу» Ивана Сергеевича Соколова – Микитова. Отметь в тексты, в которых говорится о лете.

А.  Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, душистой земляникой. На поляне трава выше колена. Кланяются лиловые колокольчики , белеют высокие ромашки.

b. После тёплого дождя сильно пахнет в лесу грибами. На лесных полянах показались первые рыжики, ярко желтеют золотые лисички. Среди берез прячутся крепкие боровики .

c. Ползают по травинкам жучки-коровки,  порхают над цветами бабочки, на листке сидит большой зелёный кузнечик . Созревает малина и черника.

Совместная деятельность учителя с учеником, безусловно, играет не только социально-психологическую роль, облегчая формирование навыков кооперации, но и предметно-деятельностную, обеспечивая построение высказывания (текста) адекватными языковыми средствами и способами формирования и формулирования выражаемой мысли.

Особое внимание при чтении текстов логопедом с учащимисяследует уделять словарной работе. Она должна органично включаться во все виды деятельности учащихся с читаемым материалом. В одних видах деятельности словарь разъясняется, в других закрепляется и активизируется. Многообразные и разноплановые лексико-грамматические и стилистические упражнения помогут педагогу формировать и развивать диалогическую и монологическую виды речи учащихся.

 

Список литературы

1.      «Методика преподавания русского языка в школе глухих» под редакцией Л.М.Быковой, М., «Владос», 2002г.

2.      Н.Е.Граш, Л.М.Быкова, М.И.Никитина «Чтение», учебник для 3 класса спец.образоват.учреждений 1 вида, М., «Владос», 2000г.

3.      Л.С.Выготский «Мышление и речь», М., «Лабиринт», 1999г.

4.      Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М., 2001.

5.      В.Я.Ляудис, И.П.Негурэ «Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников», Кишинёв, 1983г.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артамонова Мария Владимировна,

Учитель-логопед первой категории ГБОУ

школа-интернат № 13 Приморского района

E-mail: masch.artamonova@yandex.ru 

Россия, г.Санкт-Петербург

Артамонова Светлана Юрьевна,

учитель-логопед высшей категории ГБДОУ № 70

Кировского района г. Санкт-Петербурга,

Лауреат премии мэра г. Санкт-Петербурга,

Россия, г.Санкт-Петербург

                        E-mail: svetlanaart13@mail.ru 

Нестандартные приёмы обучения  письменной речи  при работе с текстом.

Аннотация. Авторы предлагают теоретическое обоснование обучения письменной речи с помощью текстов и практические материалы.

Ключевые слова: связная речь, развитие речи, текст, речевая деятельность.

Л.С. Выготский на основе данных сравнительного анализа сделал вывод, что устная и письменная речь в зрелой форме представляют собой два различных психологических образования в функциональном и в структурных планах. Л.С. Выготский подчеркивал, что «... к началу обучения письменной речи все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще не начали настоящего процесса своего развития» (Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 241). Основополагающим тезисом Л.С. Выготского, что обучение и развитие — два тесно взаимосвязанных процесса и, что овладение письменной речью знаменует собой переход от наглядного к отвлеченному мышлению; соответственно формирование письменной речи должно быть специально, с учетом всех ее психологических особенностей, организовано с самого начала школьного обучения.  По мнению Белянина В.П.,  «…обучение письму доводит речь до уровня осознанного знания . Ребенок научается писать, он начинает произвольно делать то же самое, что он прежде непроизвольно делал в области устной речи. Таким образом, и грамматика, и письмо дают ребенку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи».

Важно, чтобы за словесными графическими образами вставали реальные, конкретные представления. Этому способствует сочетание повторного чтения с наглядностью, что значительно активизирует внимание к тексту, содействует понимание ими лексики, отдельных частей произведения в целом. 

Формирование письменной речи необходимо начинать как действие построения целостного текста, а не с выработки отдельных операций указанного действия, как это происходит в традиционной практике обучения. Исходной единицей для обучения письменной речи может быть только текст – семантически целостное речевое высказывание. В.Я.Ляудис и И.П.Негурэ предлагают с 1 класса учить детей строить письменную речь как деятельность порождения семантически целостных текстов.

При обучении письменной речи с помощью текстов одновременно происходит и развитие устной речи. Развитие речи в начальных классах ведётся по трём направлениям: над словом (лексический уровень), словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и над связной речью (уровень текста). Три данных направления развиваются параллельно («Методика обучения глухих учащихся русскому языку»  под редакцией Л.М.Быковой стр. 113).

        В представленной нами работе использованы различные виды упражнений для интерактивной доски, которые предусматривают задания по развитию словарного запаса, синтаксического уровня, над связной речью. Отличительной чертой данной работы является то, что все виды заданий проводятся по текстам.

        В современной методике одно из значений термина «текст» рассматривается, как результат речевой деятельности. По мнению Л.М.Быковой, высшая ступень в сложной системе речевых упражнений – упражнения в связной речи; в них сливаются все умения и в области словаря, и на уровне предложения, умение строить текст по определённой логике и композиции. Главная же задача обучения языку, как в массовой, так и в коррекционной школе это развитие речи.

        Представленная нами работа учитывает различный уровень развития речи учащихся, предлагаются задания трёх видов сложности. Выполнены задания в программе Hot Potatoes.

Первая группа заданий способствует развитию логики высказывания, определению последовательности событий, установлению причинно-следственных связей, развитию умения выделять на картинке существенные моменты. Учитель оказывает помощь в составлении рассказа, обращая внимание на детали картинок движением указки. Все задания озвучены Говорушей.

urov1.png

Подумай, что было сначала, а что потом. Составь рассказ.

E:\миша\Desktop\VirtNew_2\logopedics_ tekst\1\1_3_1.jpg

E:\миша\Desktop\VirtNew_2\logopedics_ tekst\1\1_3_2.jpg

E:\миша\Desktop\VirtNew_2\logopedics_ tekst\1\1_3_3.jpg

Мальчик в луже потерял ботинок. Когда лужа высохла, пропавший ботинок нашёлся. Бабушка в луже искала пропажу и не нашла.

Второй вид заданий направлен на развитие логики, причинно-следственных связей, синтаксического уровня и уровня связной речи. Особо хочется отметить, что почти во всех заданиях используются тексты русских классиков (В.Бианки, Соколова-Микитова, Мамина-Сибиряка и др.) Учитель помогает указкой соединить части предложения. Составленный текст читается вслух.

Составь предложения из карточек. У тебя получится текст "Сельский календарь" по Виталию Валентиновичу Бианки.

Выполнив задание с карточками, скажи иначе, сохранив смысл текста: «Просветлело за окнами», «Загорелась семицветная радуга», «Помолодевшая трава», «Улыбнулось солнышко», «Загорелась радуга», «Золотое поле».

Сенокос идет

seno.jpg

июнь

rog.jpg

июнь

Колос высокий, крепкий, густой, много зерна хранит в себе.

Рожь вытянулась выше человеческого роста.

psheniza.jpg

июль

svekla.jpg

июль

В огороде поспели морковь, свёкла.

На полях жнут рожь и пшеницу.

kombayni.jpg

август

ozimie.jpg

август

Стучат трактора- сеют озимые.

В садах поспели сливы, яблоки.

sliva.jpgyabloki.jpg

gribi2.jpg

август

В лесу много грибов.

На болотах созрела клюква

Klyukva[2.jpg

август

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/750514/a400a9a3-855a-498b-a694-c6d6d570b0eb/s1200?webp=false

август

В лесу красная спелая брусника.

Третий вид заданий выполнены в виде кроссвордов, решая которые, обучающиеся  повторяют правила написания слов и в итоге получается текст. Дети нажимают номер в кроссворде на интерактивной доске и открывается предложение из текста, в которое ребёнок вставляет нужное слово. Открывая последовательно номер в кроссворде, дети составляют текст.

Устно подбери слова к безударным гласным. Решив кроссворд, ты получишь небольшой рассказ. Перескажи его своими словами.

 

 

 

 

1   

 

 

2   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4   

 

 

 

 

 

 

 

5   

 

 

 

 

6   

 

7   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Решая кроссворд, в итоге получится текст:

zaicik.jpgПередёрнул длинными ушами … Пчёлка собирает нектар с душистых … pcela-i-cvetok.jpg. Встрепенулся … жаворонокgavoronok.jpg, запел свою серебряную …  Слетели с нашестей, закудахтали  …  Заяц побежал добывать себе сочную, зелёную … serii-zaika.jpg. Выплыло на небо … krasnoe-solnce.jpg.Стало рассыпать солнышко золотые … lyci2.jpg.

Четвёртый вид заданий направлен на развитие лексического, синтаксического уровней и уровня связной речи. Дети вставляют пропущенные буквы, окончания или отдельные слова в предложения и получается текст, который можно пересказать устно или письменно.

Устно подбери слова и ответь на вопросы: Кого называют хозяином Арктики? Докажи текстом. Что нового ты узнал о жизни белых медведей? Притдумай название к тексту.

В полярном море, среди б..льших льдин и сн..гов ж..вёт б..лый м..дведь, самый сильный в Арктике зверьbeliy-zver.jpg. Он плавает в х..л..дной в..де и долго ходит по льдинам na-ldine.jpg.

Белый м..дведь – х..р..ший охотник polar-na-oxote.jpg.Плавают по морю б..льшие льдины и весь год ходят по ним медведи misha.jpg. М..дведи зимой выходят на землю  и ж..вут в берлогах. В берлогах по..вляются у них маленькие м..двежата. polarnie.jpg До в..сны они спят. А в..сной вся с..мья выходит из-под снега belmedved.jpg .

Вставь пропущенные буквы в текст "В берлоге" по Ивану Сергеевичу Соколову-Микитову

Устно подберите проверочные слова.
Расскажи своими словами о жизни медведя зимой.

C:\Users\Miha\Desktop\VirtNew_2 - копия\logopedics_ tekst\4\byriy.jpg Ранней з…мой зал…гают в берлогу медведи.

В лесной глуши г…отовят они берлоги.C:\Users\Miha\Desktop\VirtNew_2 - копия\logopedics_ tekst\4\berloga1.jpg Мягкой душистой хвоей, к…рой, м…л…дых елочек, лесным сухим мхом выстилают медведи своё ж…льё.   C:\Users\Miha\Desktop\VirtNew_2 - копия\logopedics_ tekst\4\berloga.jpg Ударят в л…есу м…р…зы, чем с…ильнее к…чает ветер д…ревья, тем непробуднее медведи спят.
Поздней з…мою р…дятся у медведицы сл…пые медвежата.C:\Users\Miha\Desktop\VirtNew_2 - копия\logopedics_ tekst\4\medvegata.jpg Чмокают, сосут м…л…ко, карабкаются на спину медведицы. В б…льшую оттепель, когда начинает к…пать с д…ревьев, медведь просыпается.C:\Users\Miha\Desktop\VirtNew_2 - копия\logopedics_ tekst\4\ottepel.jpg 

Не н…чалась ли в л…су в…сна?C:\Users\Miha\Desktop\VirtNew_2 - копия\logopedics_ tekst\4\ottepel1.jpg Высунулся медведь из берлоги, погл…дит на зимний лес – и опять на б…ковую до в…сны.

Сравни жизнь бурых и белых медведей.

Доплни предложения пропущенными словами.

Белые медведи живут в …….мореiz-vodi.jpg. Белые медведи …. охотники nerpa.jpg. Они весь года ходят по … na-ldine.jpg, а зимой выходят на … beliye.jpg и живут в … berloga1.jpg. У белой медведицы поздней зимой рождаются …polerniy-i-medvegata.jpg.  Медведица с медвежатами выходит из-под снега (когда?) …  polar-mishki.jpg. Медведица-мать гуляет с медвежатами по … beliy.jpg.  Бурые медведи живут в лесу, они хорошие охотники na-reke.jpg. Бурые медведицы залегают в … и поздней  зимой рождаются  какие?) …  (кто?)…medvegata.jpg. В берлоге медвежата (что делают?) … молоко, … на спину медведицы. Медведица с медвежатами появляются из-под снега (когда?) … и гуляют по лесу byrie-letom.jpg.

Подобрав проверочные слова, вставь пропущенные буквы в текст "Необычная ёлка" по Георгию Алексеевичу Скребицкому

Выполнив задание, скажи иначе:
"Необычная ёлка", "С удовольствием смотрели на свою работу", "Убранная ярко ёлка", "Весёлая болтовня пирующих птиц".
Как поступили дети? Как ты относишься к этим ребятам?

Ребята перед новым годом решили устроить белке н…вогоднюю ёлку iolka.jpg. Они прин…сли с собой сушеных ягодsyxie-iagodi.jpg, грибов, орехов syxie-gribi.jpg. Увешали всё дер…во и к ств…лу дер…ва прив…зали скв…речник skvorecnik-s-dev.jpg. Внутри наст…лили  ваты, мох, чтобы белка см…гла устроить себе там гн…здо.

Дети закончили хл…п…тать только веч…ром и разошлись по д…мам. Утром д…тишки любовались украшенной ёлкой. Вдруг по…вилась белка, огл…делась по ст…р…нам и в два прыжка ок…залась на дер..веs-vetki-na-vetky.jpg. Зв…рёк за ночь прог…л…дался и теперь с аппетитом прин…лся за уг…щение iagodi-i-belka.jpg. Белка перескакивала с ветки на ветку и пробовала то орехи, то яг…ды, то грибы belocka-est.jpg. Наевшись, она подб…жала к скв…речнику, огл…дела его и быстро юркнула в св…ю новую квартиру. Затем прил…тела целая стайка свиристелей,  sveristel.jpg с в…сёлыми криками уселась на ветках и начала обрывать с них вкусные яг…ды р…бины sviristeli.jpg. А из скв…речника, словно из сказочного т…ремка, выгл…дывала ч…рноглазая усатая мордочка. Выгл…дывала и будто улыбалась, слушая в…сёлую б…лтлвню п…рующих птиц  skvorecnik.jpg.

Пятый вид заданий служит развитию логики, причинно-следственных связей, умений выделять на картинке существенные компоненты.

Выдели правильные ответы.

По тексту «Красная площадь» Бориса Степановича Житкова и «Белая ночь» Александра Семёновича Кушнера. Отметь текст, в котором говорится о столице России.

а. kreml.jpg Красная площадь большая – большая. И там стена с зубчиками и башни. На башнях, на самом верху красные звёзды.

b. vorec-siezdov.jpg Из иллюминатора самолёта был виден огромный город – площади и улицы, дома и парки, и Дворец съездов, и река. Это главный город России.

c.  petropavlovka.jpgТихо скользят по реке корабли, шпиль Петропавловки блещет вдали.

Учитель подводит детей к выводу о том, в каких текстах, говорится о Москве. Во всех заданиях используются слуховой и зрительной анализаторы (озвучка заданий, чтение текстов вслух).  

По тексту «Лето в лесу» Ивана Сергеевича Соколова – Микитова. Отметь в тексты, в которых говорится о лете.

А.  Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, душистой земляникой. На поляне трава выше колена. Кланяются лиловые колокольчики kolokoliciki.jpg, белеют высокие ромашки.

b. После тёплого дождя сильно пахнет в лесу грибами. На лесных полянах показались первые рыжики, ярко желтеют золотые лисички. Среди берез прячутся крепкие боровики leto.jpg.

c. Ползают по травинкам жучки-коровки, korovka.jpg порхают над цветами бабочки, на листке сидит большой зелёный кузнечик kyznecik.jpg. Созревает малина и черника.

Совместная деятельность учителя с учеником, безусловно, играет не только социально-психологическую роль, облегчая формирование навыков кооперации, но и предметно-деятельностную, обеспечивая построение высказывания (текста) адекватными языковыми средствами и способами формирования и формулирования выражаемой мысли.

Особое внимание при чтении текстов логопедом с учащимисяследует уделять словарной работе. Она должна органично включаться во все виды деятельности учащихся с читаемым материалом. В одних видах деятельности словарь разъясняется, в других закрепляется и активизируется. Многообразные и разноплановые лексико-грамматические и стилистические упражнения помогут педагогу формировать и развивать диалогическую и монологическую виды речи учащихся.

Список литературы

  1. «Методика преподавания русского языка в школе глухих» под редакцией Л.М.Быковой, М., «Владос», 2002г.
  2. Н.Е.Граш, Л.М.Быкова, М.И.Никитина «Чтение», учебник для 3 класса спец.образоват.учреждений 1 вида, М., «Владос», 2000г.
  3. Л.С.Выготский «Мышление и речь», М., «Лабиринт», 1999г.
  4. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М., 2001.
  5. В.Я.Ляудис, И.П.Негурэ «Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников», Кишинёв, 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения).

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения)....

Приёмы работы с текстом в 4 классе коррекционной школе VIII вида

Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью, а её однообразием побуждают нас учителей к совершенствованию приёмов и методов обучения. Практ...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Приёмы работы с текстом

Некоторые приёмы работы с текстом на уроках русского языка и чтения...

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом

В материале содержится  теоретичесая  и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....

Нестандартные формы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ

В своей статье я описала нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким...

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...