"Водные богатства"
презентация к уроку (2 класс)

Пичихина Ирина Викторовна
Урок окружающего мира "Водные богатства" 2 класс УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_okr._mir_vodnye_bogatstva.zip60.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Водные богатства»

Учебный предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Пичихина Ирина Викторовна

Класс: 2

УМК: «Школа России» 

Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2017г., стр. 82 - 85.

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»

Методы: объяснительно-иллюстративный  (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (отгадывание загадок, помощь Муравьишке), проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»,  2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2017 г.

2. А. А. Плешаков  Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2017г.

3. Глобус.

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Технологическая карта урока

Тема

Водные богатства

Тип урока по целеполаганию

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах своего района, частях реки

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края. 

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Основные термины и понятия

исток, русло, устье, притоки

Личностные результаты

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты

Формировать понятие река и её части, учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Метапредметные  результаты

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия.

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Окружающий мир

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

1 этап: Самоопределение к деятельности

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

-  Я  желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Повернулись и улыбнулись, как солнышко соседу справа, а теперь соседу слева. (СЛАЙД)

Ученики настраиваются на работу

2 этап: Актуализация знаний. Проверка Д/З.

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.

Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

На прошлом уроке мы рассматривали формы земной поверхности. Давайте повторим, что вы узнали на прошлом уроке.

1) Что такое горы? слайд

2) Что такое равнина?

3) Что такое холмы? слайд

4) слайд Что нужно сделать для того, чтобы овраги не рушились?

5) Назовите горы Бунтовского района.( слайд после того как назовут)

Молодцы!!!!!

Горы это неровные участки земной поверхности

Равнины это родные или почти ровные участки земной поверхности.

Холм это возвышенности на равнинах.

3 этап: Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

- Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание. Слова были  разделены на две группы, слайд но Муравьишка–Вопросик их нечаянно перепутал. Поможем ему исправить эту досадную ошибку?

Какие слова вам знакомы?

Давайте их поставим в первый столбик, а незнакомые слова во второй. слайд

Может кто объяснит значение этих слов?

- А кто может сформулировать тему урока?

Помогут нам загадки:

1. Кругом вода, а с питьём беда.  слайд

2.Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,  
Что такое? Подскажи! -
Это ...

3. Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит.   слайд

- Что общего в наших отгадках? Сейчас мы назвали с вами водоёмы.

- Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сегодня будем говорить не просто о воде или водоёмах, а будем говорить о водных богатствах.

Кто скажет как различные водоёмы обозначаются на карте, глобусе?

Слова: склон, подошва, вершина, гора, холм, устье, русло, приток, исток.

Выдвигают свои предположения.

Затруднения. Мы не знаем значения этих слов.

Море

Озеро

Река

Везде говорится о воде.

4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о морях, реках, озёрах. Какие водоёмы естественные, а какие искусственные.

- Посмотрите на глобус. Оттенков какого цвета больше всего? (слайд)

- Почему?

- Какие водоёмы существуют на Земле? (слайд)

Ребята посмотрите на доску прочитайте слова, кто может объяснит:

Какие водоёмы естественные, а какие водоёмы называют искусственными? Да, это для вас новые слова. Сейчас открывает учебник на странице 82.

-Нашли абзац со слов Водные богатства нашей планеты до слов для своих хозяйственных нужд.

синего

синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%

Моря, океаны, реки, озёра…

ответы детей

Читаем внимательно.

И отвечаем на вопрос

Какие водоёмы называют естественными?

А какие искусственными?

Правильно, молодцы!!!!!

Сейчас в оранжевых листочках выполним задание, запишем какие водоёмы относятся к искусственным, а какие к естественным.

Сейчас поменяйтесь листочками и проверим правильно ли это задание выполнили, поставьте оценку.

естественные и искусственные

Физминутка

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения)

Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)

Река лентой впереди (Потягивание –руки вперёд)

Сверху мостик –погляди! (Потягивание –руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей

Надо нам грести быстрей

Мы работаем руками

Кто угонится за нами? (Плавательное движение)

А теперь пора нам братцы

На песочке поваляться

Мы из речки вылезаем(Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

-Ребята, давайте возьмём два водоёма, нашего района- это озеро Баунт и реку Багдарин.

В чём их различие?

Откуда и куда текут реки?

 Почему вода в реке всё время течёт?

 Сегодня мы об этом поговорим.

- Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки?

С неба солнышка лучи
Льют теплом весёлым,
И бегут, бегут ручьи
По земным просторам!
Все они издалека
К речке устремляются,
И от этого река
Очень разливается.
Тут и там — везде вода…
И не деться никуда!
Чтоб никто не утонул —
Всем спасаться!.. Караул!!!

- Как же образуется река?

Сейчас посмотрим на доску и познакомимся из каких частей состоит река реки.  

 В озере вода не течёт, нет течения. вода стоячая.

А в реке вода постоянно течёт.

Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.

5 этап: Первичное закрепление

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Работа по схеме «Части реки». (СЛАЙД)

- Как называют начало реки? Смотрим на карту и  читаем внимательно.

- Что такое устье реки?

- Что такое русло реки?

- Как определить левый и правый берега?

- Что такое притоки?

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода.

Возьмите синие листочки на них задание нужно стрелочками соединить название частей реки с их определением.

Поменялись листочками, проверим и поставим оценки.

-Откуда может поступать вода в реки?

- Каждая река имеет своё название.

-Ребята, как вы думаете, почему реки всегда текут?

-Кто назовёт водные богатства нашего края?

Саша расскажет нам немного об о нашем знаменитом озере Баунт

Расскажите по ней о частях реки.

-Итак, исток – это начало реки.

Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

 Русло – углубление, по которому течет река.

 У реки 2 берега (левый и правый)

 -Как определить левый и правый берег реки?  (если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)  

Притоками реки являются реки и ручейки, которые впадают в неё слева и справа.

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

Тает снег, идёт дождь

Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.

Ответы детей.

6 этап: Обобщение и закрепление (практическая работа)

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе практической работы.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.

Сейчас мы закрепим с вами пройденный материал и поработаем по картам в паре на примере нашей реки Багдарин, посмотрите на карту найдите реку и подпишите, название реки Багдарин.

Как пишется название рек, городов, посёлков? (ответы детей)

-Кто знает откуда она берёт начало? (ответы детей)

Река Багдарин берёт начало с ручья Багдаринка на Южно-Муйском хребте и Витимском плоскогорье, это примерно в 25-30 километрах от Багдарино –это начало реки, называется  оно как? исток. Там же берут начало реки Усой и Кара.

Дальше смотрим на карту, в неё впадает небольшая река справа, которая течёт около посёлка Маловск.

-Кто знает её название? (ответы детей)

Ауник впадает в реку Багдарин справа и является её притоком. Подписываем аккуратно на карте, не забывая правило по русскому языку.

А река Багдарин смотрим падает, в какую реку? Малый Амалат ( это место называется устьем) это где-то рядом около п. Северный.Река Багдарин является правым притоком реки Малый Амалат

А что ещё мы забыли, какие части определить?

Вот мы сейчас с вами находимся в школе, на каком берегу Багдаринки?  Давайте поставим заглавную букву П,

А на левом берегу реки что находится? (улица Заречная) Взяли ручки подпишем улицу Заречная.

Как называется начало реки?

Как называется место где заканчивается река?

Приклеивают соответствующие названия на схему реки.

7 этап: Рефлексия. Итог урока

Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

- Мы много говорили о водных богатствах страны и родного края.

 А как мы должны беречь водные богатства?

Правильно. Мы не должны загрязнять водоёмы, постоянно принимать активное участие в акциях «Чистый берег.

 У всех на столах у вас лежат капельки воды с рожицами, вы должны им подрисовать рот, какое настроение осталось у вас после урока.

Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту.

8 этап: оцеивание

                                                      Оценить обязательно!!!!

9: домашнее задание

Учебник: с.82-85,тетрадь: с.51, з.4, с.53, з.6



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Открытый урок "Водные богатства"

Конспект урока 2 класс...

"Водные богатства"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит краеведческий материал....

Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс. Тема: Водные богатства"

Конспект урока   по предмету "Окружающий мир "во 2 классе .  Тема урока  Водные богатства"...

«Водные богатства Волгоградской области – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба».

- Познакомить учащихся с водными богатствами Волгоградской области;- Научиться находить реки на карте и правильно их показывать – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба;- Систематизировать знания детей ...

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...