Выступление на конференции
материал

Бондаренко Светлана Валентиновна

«Современные тенденции литературного образования школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные тенденции литературного образования школьников»

Слайд 1

Долгое время системное литературоведческое образование оставалось за рамками начальной школы. Сегодня педагогика начальной школы преодолевает стереотипы представления о возможностях младших школьников как читателей и ставит задачу их литературного образования. Многие современные программы по чтению в начальных классах включают в себя литературное знание как неотъемлемую часть формируемых знаний. Начальное литературное образование, как определено в большинстве программ, — основа для формирования ученика как читателя и приобщения его к литературе как особому виду искусства. Поэтому, урок  литературного чтения призван ввести школьника в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, пробудить у детей интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений.

Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом.

Слайд 2

Преподавание литературного чтения ставит следующие обучающие и развивающие задачи:

1) формирование у читателя культуры понимания, т.е. ответственного отношения к «чужим» художественным смыслам и позициям других читателей;

  1. освоение «языка» художественной литературы во всем его многообразии;
  2. развитие коммуникативно-эстетических возможностей учащихся через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, а также в процессе исследовательской рефлексии.

Решение этих задач возможно, в рамках «педагогики сотрудничества»  или при коммуникативно-деятельностном подходе.

Основным способом работы при коммуникативно-деятельностном обучении является учебный диалог. Применительно к литературному чтению учебный диалог — это, прежде всего, «понимающий» способ общения-обучения, на котором ученики вместе с учителем пытаются постичь эстетическое единство литературного произведения через понимание «ценностных кругозоров» автора, героев и читателей-собеседников,   учитывая   при этом, что у разных людей одно и то же произведение способно вызывать совершенно непохожие, иногда противоположные мысли и чувства. Иными словами, на таком уроке литературного чтения учитель, не навязывая «правильных трактовок», помогает учащимся прояснить их собственное понимание литературного произведения.

Слайд 3

В самом общем виде урок-диалог, посвященный определенному литературному произведению, включает в себя три этапа:

 (щелчок) этап предпонимания;

 (щелчок) этап анализа текста;

 (щелчок) этап интерпретации смысла произведения.

На этапе предпонимания учитель «собирает» начальные читательские впечатления и мнения учащихся о внутреннем мире произведения; здесь ставятся вопросы, намечаются горизонты последующей аналитической   деятельности,   выстраивается «интрига» урока. Это как бы, читательское «приключение», связанное с недоумениями, удивлением, загадками по поводу произведения.

На этапе анализа учитель и ученик превращаются в исследователей, ищущих ответы на вопросы, поставленные ранее, «расшифровывающих» загадки читательского понимания и непонимания, постигающих «чужой» язык автора.

На последнем этапе — интерпретации деятельность читателей концентрируется вокруг   истолкования   художественного смысла произведения.

Чтобы    литературное    произведение дошло до сознания учеников, волновало, доставляло удовольствие, нужно учить их понимать художественное произведение, воспринимать его с позиции автора. Об уровне литературного образования младших школьников можно судить по следующим критериям:

Слайд 4

(щелчок) владение приемами понимания прочитанного (прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстраций; самостоятельно выделенных ключевых слов в тексте; самостоятельная формулировка вопросов по тексту и прогнозирование ответов; формулирование главной мысли и соотнесение ее с заглавием текста; составление плана; пересказ по плану);

    • (щелчок) владение элементами литературоведческого анализа (умение определять тему произведения, его главную мысль, передавать сюжет;  выделять  героев произведения, описание природы, интерьера; составлять образ героя; определять роль пейзажа и интерьера в произведении; высказать и аргументировать свое отношение к прочитанному);

      • (щелчок) владение литературоведческими понятиями (в соответствии с требованиями программы).

Необходимым компонентом литературного образования признается творческая «писательская» деятельность детей, результаты которой должны коллективно обсуждаться и регулярно отражаться в сборниках ученических произведений, адресованных родителям, старшим и младшим товарищам, учителям. Составляющей литературного образования является литературное развитие, которое проявляется:

  •  в уровне читательского восприятия;

• в собственном литературном творчестве ребенка и отражает его способность «мыслить словесно-художественными образами».

Процесс литературного развития будет оптимальным, если воспитывать внимание учащихся к особенностям художественного слова, помочь им сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия конкретного содержания и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведения, воплощенный автором при помощи образных средств художественной литературы.

Основным критерием литературного развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Для того чтобы определить результаты развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались детьми предварительно.

Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, — степень образной конкретизации и образного обобщения.

Образная конкретизация — способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ.

Образное обобщение предлагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Слайд 5

Приемы, используемые на уроках литературного чтения, призваны помочь школьнику осмыслить образность словесного искусства, пробудить у них интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Прием «Ассоциация»  (щелчок)

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы:

О чем или о ком может пойти речь на уроке?

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите...?

Далее учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые записываются на доске. Например, урок чтения в III классе по теме «Уж небо осенью дышало»

Рассматривая картинку осеннего пейзажа под музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года»), определяем, что речь пойдет об осени.

На вопрос: «Какие возникают ассоциации, когда слышите «...небо осенью дышало»? ученики называют слова:

Небо осенью дышало

Прием «Ключевые слова» (щелчок)

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов.

Например, к уроку чтения в III классе по теме Н. Н. Носова «Телефон» даются словосочетания для групповой работы: в игрушечном магазине; замечательная игрушка - телефон; полезная вещь; позвоню тебе; давай разговаривать; о чем разговаривать.

Ученики упражняются в высказываниях. Предположения обсуждаются, возникает потребность прочитать текст.

Прием «Чтение с остановками» (щелчок)

Данный прием используется так.

1.        Обсуждается название произведения.
— Почему так называется?

Что может произойти в рассказе с таким названием?

2.        Заранее выделяются в тексте две-три остановки, в зависимости от размера текста (не более пяти-семи страниц). Во время остановок задаются вопросы, которые побуждают школьников к критическому мышлению. При этом необходимо помнить об учебных целях: обсуждаются непонятные слова, анализируются средства художественного выражения. Затем задаются вопросы: что заставило героя поступить именно так? Как дальше будут разворачиваться события? Какие чувства вызвал этот отрывок текста?

После первой и второй остановок используется прием «Дерево предсказаний» (щелчок) После обдумывания и записи проводится обсуждение.

Тема записывается на стволе дерева и содержит вопрос, на стрелочках-соединениях (ветках) дети пишут ответы.

После прочтения текста школьники возвращаются к своим предположениям и определяют, какие из них сбылись, а какие нет и почему.

Прием «Кластер» (щелчок) (гроздь) используется на разных этапах. Этот прием помогает учащимся свободно и открыто размышлять на какую-либо тему, стимулирует мыслительную деятельность.

Разбивка на кластеры проходит следующим образом:

  1.  В середине записывается ключевое слово или предложение.
  2.  После этого записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с темой.
  3.  По мере того как возникают идеи, необходимо устанавливать связи между ними (логические цепочки).

Приведем пример кластера, составленный на уроке литературного чтения в III классе

  1.  Выясняем, можно ли разбить текст на «грозди».
  2.  Выделяем большие и малые смысловые единицы.
  3.  Озвучиваем «грозди».
  4. Устанавливаем связь между «гроздьями» и «веточками».

Прием «Корзина понятий, имен» (щелчок)

(На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом.)

— Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? (Слова выписываются на доску.)

Предположительно это может быть такая схема:

Л. Н. Толстой

писатель

                                   рассказы            басни                сказки

Метод «Чтение с пометками» (щелчок)

(Обращение к портрету.)

Чтение биографии Л.Н. Толстого. При чтении карандашом выставляем пометки на полях:

— уже знал; +

— узнал новое; ?

— хочу узнать.

а)        Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).

    б)        Проверка (озвучивание помет).
Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

Прием «Предположение» (щелчок)

—        Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране — рисунки льва и собачки со страницы учебника).

Вывод: О животных.

—        Почему Л.Н. Толстой так назвал свое произведение «Лев и собачка»? Что может произойти в рассказе с таким названием?

Чтение учителем. Методический прием «Чтение с остановками» (щелчок) (две остановки).

Задания до чтения:

Определите, какой это рассказ: художественный или научно-познавательный?

Ответьте на вопрос: «Что поразило?» (Вопрос во время чтения на доске или на экране.)

Чтение 1-й части со слов «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом».

После 1-й остановки вопросы-отзывы: Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Как он к ней относился?

Методический прием «Дерево предсказаний» (щелчок)

Проводится по методу «мозгового штурма» (в группах).

На группу даются три листочка. Ученики обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».

1-я группа: Что будет дальше?

2-я группа: Чем закончится рассказ?  

3-я группа: Как могут развиваться события после финала?

Проверка: обмен мнениями.

Чтение 2-й части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).

—        Какие у вас возникли чувства? Что произойдет дальше?
После чтения рассказа:

—        Какой это рассказ? (Доказать, что художественный. )

Что поразило?

Повторное аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику.

Кульминация (лев перестал есть)

Развитие

действия (так прожили)

                                                

                Продолжение действия (хозяин хотел унести)

                Заключение (потом он)

Завязка (абзац 2)

Вступление

(абзац 1)

                

                        Развязка

                        (шестой день)

Чтение сопровождается построением схемы.

Стадия «Рефлексия».

Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Вызвать чувство сострадания, доброты.)

Слайд 6

Из опыта работы можем сделать вывод: 

1) (щелчок) показателем литературного развития обучающихся являются их собственные навыки анализа художественных произведений разных литературных родов при знании основных литературоведческих понятий, определенных стандартами начального литературного образования;

2) (щелчок) качественными показателями уровня восприятия художественного произведения можно считать, на наш взгляд, умение учеников-читателей увидеть картину, нарисованную автором в произведении, адекватно авторскому замыслу, включиться в резонансное сопереживание и понять авторскую идею;

3) (щелчок) оценивая самостоятельный анализ произведений обучающихся, мы считаем низким, вторым, уровнем («тройка»), если ученик хорошо пересказывает текст, думая в основном над тем, что в нем происходит и кто и как действует; третьим («четверка») – если ученик, пересказывая сюжет, размышляет над тем, каковы герои, почему они так поступают и почему они такие; высоким, четвертым («пятерка»), когда ученик-читатель выходит на осмысление художественной формы произведения как «дела авторских рук», идеи произведения как цели создания произведения автором, системы образов и способов их создания и высказывает свое личное отношение к тому, о чем говорит.

Слайд 7

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные тенденции литературного образования школьников» Бондаренко С. В. учитель МБОУ «Излучинская ОНШ»

Слайд 2

Обучающие и развивающие задачи: формирование у читателя культуры понимания; освоение «языка» художественной литературы во всем его многообразии; развитие коммуникативно-эстетических возможностей обучающихся через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, а также в процессе исследовательской рефлексии.

Слайд 3

Урок-диалог включает три этапа:  этап предпонимания;  этап анализа текста;  этап интерпретации смысла произведения.

Слайд 4

Критерии уровня литературного образования : владение приемами понимания прочитанного; владение элементами литературоведческого анализа; владение литературоведческими понятиями.

Слайд 5

Приемы: «Ассоциация» «Ключевые слова» «Чтение с остановками» «Дерево предсказаний» «Кластер» «Корзина понятий, имен» «Предположение» «Чтение с остановками»

Слайд 6

Выводы: показателем литературного развития обучающихся являются их собственные навыки анализа художественных произведений; показателями уровня восприятия художественного произведения можно считать, умение учеников-читателей увидеть картину, нарисованную автором в произведении; самостоятельный анализ произведений на трёх уровнях.

Слайд 7

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции "Методическое сопровождение ФГОС" 2011год.

В презентации выделены основные вопросы по созданию технологической карты....

Выступление на конференции

Выступление в г. Усть-Лабинске на региональной конференции «Тенденции развития образования» 8 июня 2012 года по теме "Методическое сопровождение и контроль при проведении уроков с ИКТ"....

Выступление на конференции «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».

Учитель описывает задания, которые формируют умения видеть проблемы, вести наблюдение....

Выступление на конференции "Оскольский край в годы войны"

В данном выступлении собран краеведческий материал о военных годах Оскольского края....

Выступление на конференции «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области».

Опыт работы «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 г.о. Жигулевск с детьми с ОВЗ...