Выступление на конференции по теме: "Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся".
материал по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_avgust._konf.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация курса ОРКСЭ как основа

духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р с сентября 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики» направлен на решение основных задач реализации содержания предметной области учебного плана (обязательная часть) ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России», таких как: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС).

Патриарх Кирилл говорил: «Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения».

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения и предполагается, что преподаваться он будет по-новому. Целью курса ОРКСЭ – является  формирование, у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс должен сыграть важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданина.

   Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижения которых обучающиеся должны обеспечить образовательный процесс.

        Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями  народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

    В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения домашних заданий, предусмотренных программой.  Родителям  предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их  семьях. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации дети обращаются к членам своей семьи. Много интересного о прошлом они узнают не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим   людям.

         Обратимся к темам уроков (модуль «Основы светской этики»): «Россия – Родина моя», «Добро и зло», «Дружба и порядочность», «Честность и искренность», «Терпение и труд», «Семейные традиции»  Сами темы говорят о высоком воспитательном  значении.  Высказывая своё отношение к предмету,  ребята писали: «Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей».  «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по-другому»; «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть».

При работе использовала игровые технологии, технологии работы в малых группах, технология критического мышления, выполнение творческих работ и реализация исследовательских проектов

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания в группах. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности
обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к  игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом, его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Работа в команде. Ученики 4-5 классов уже имеют первоначальные представления о работе в команде . Учащиеся уже могут договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде, при необходимости пользуясь помощью учителя, высказывать свои идеи, относиться к идеям других. Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках и во внеурочной деятельности можно провести с детьми такие упражнения-разминки. Тренинги на сплочение:  «Комплименты» Подпись Поиск общего

Кластер – таблица в виде какого-нибудь образа (На чём строится крепкая семья? Дерево: война и мир)

Синквейн – пятистишие

Эссе - литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает некий тезис, относительного которого можно привести доводы «за» и «против». «Что для меня моя семья?» (Я никогда не задавала себе этот вопрос. Для кого-то семья – это родные и близкие, уют домашнего очага. А я решила, что для меня семья –это самое главное в нашей жизни. Ведь нет ничего страшнее одиночества, когда тебя никто не любит, и ты никого не любишь, когда о тебе некому заботиться, а тебе заботиться не о ком. Не с кем поделиться горем, не у кого попросить помощи. Недаром в народе считали, что одна из самых горьких участей – это остаться круглым сиротой, а в некоторых песнях и балладах оплакивается сиротская доля. Нужно беречь своих родителей, потому что их любовь бесценна, и никакая другая любовь не сможет ее заменить.)

Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности

Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам. Краткая справка о художнике и его творчестве {информация дается либо  учителем, либо заранее подготовленным учеником).

«Правила твоей жизни» - Ф.П.Решетников «За уроками»

«Сердце матери» - О.А.Кипренский «Мать с ребёнком»

«Семья»- А.П.Рябушкин «Семья купца в 17 веке»

Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.(подбор пословиц, поговорок, притч, стихов, высказываний) На выбор

Разбор ситуаций.

Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным

фильмом на уроке

Притчи. Слушают красивую музыку (классическую, восточную).

       Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.

 Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные, предметные и метапредметные результаты основной общеобразовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Воспитательный процесс в рамках комплексного курса ОРКСЭ направлен на знакомство  учащихся с духовными традициями народа России...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.  Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...

Реализация курса ОРКСЭ на основе духовно- нравственного воспитания обучающихся

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей, им...

ОРКСЭ Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся...